ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Засилье неучей:<br/> пока угроза <br/>или уже реальность?
16.11.2014
Образование

Засилье неучей:
пока угроза
или уже реальность?

Как российское строительство оказалось на пороге системного «кадрового» кризиса

В октябре в Москве прошел IX Национальный конгресс «Модернизация промышленности России. Приоритеты развития». На нем были обсуждены многие экономические проблемы, с особым интересом был выслушан доклад Сергея Глазьева, советника Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции, были проведены пять заседаний секций по разной тематике. И надо сказать, что одной из основных тем, прозвучавших во многих выступлениях, прошла тема подготовки кадров, необходимых для модернизации промышленности.

 

Как не допустить на рынок неучей

Как выразился один из выступивших, в строительном комплексе России начался системный кадровый кризис. Он касается не только подготовки кадров рабочих профессий, специалистов с высшим образованием, но и в целом состояния профессионального уровня строителей, начиная с рабочих профессий до высшего звена. Упрощенно говоря, количество дилетантов на грани опасной черты.

Шота Гордезиани, президент НП «Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве», рассказывая о ситуации, сложившейся в системе экспертизы в России, поделился трудностями с привлечением к этому виду деятельности опытных проектировщиков. Он, например, предлагает допускать до аттестации только тех специалистов, которые имеют стаж работы 10 – 12 лет. А ему возражают, что сегодня проектировщиков с таким стажем работы не так уж много. А как может стать хорошим экспертом неопытный человек?

Многие отмечают, что падает уровень подготовки проектов, значит, нужно разобраться в причинах и принимать какие-то меры.

В нескольких выступлениях прозвучала критика и в адрес разработчиков разного рода отраслевых документов, в том числе нормативно-правовой документации. Например, Николай Селезнев, председатель комитета инновационных технологий в строительстве НОСТРОЙ, поделился впечатлениями о работе в комиссии, созданной при Минстрое России, которая готовит концепцию стратегии развития инновационных технологий с строительстве. По словам Николая Филипповича, в комиссии собраны уважаемые люди, но которые мало понимают в строительстве. При подготовке документов они даже не говорят со строителями, которым предстоит выполнять заложенные в концепции требования, на одном языке, то есть они не знают строительную лексику.

– Сегодня на сайте правительства вывешен документ, который называется «Приказ по охране труда в области строительства». Его разработчик Минтруд, - привет еще один пример Николай Селезнев - Я зачту только два опуса из этого Приказа. В пункте 21: «При выполнении работ в охранных зонах, сооружениях или коммуникациях наряд-допуск должен выдаваться при наличии письменного разрешения организации владельца этого сооружения или этой коммуникации». У нас не принято в строительстве такой терминологии, строитель скажет «здания и сооружения», и эти слова охватывают весь спектр деятельности. И тут же на этой же странице в пункте 23: «Доставка работников к месту проведения сельскохозяйственных работ должна производиться на специально оборудованном для этих целей транспорте». Если вы помните, приказ будет называться «Об охране труда в области строительства». Вот вам и уровень компетентности и профессионализма тех людей, по документу которых мы потом будем работать.

 

Мина замедленного действия

Миной замедленного действия, заложенной под строительный комплекс, назвал реформу высшего образования Азарий Лапидус, заведующий кафедрой «Технология и организация строительного производства» МГСУ. Он подчеркнул, что МИСИ все годы своего существования поддерживал тесную связь со строительным комплексом и реагировал на изменения потребностей, появление новых задач созданием новых кафедр, введением новых образовательных программ. Сегодня же создается впечатление, что образование идет своим путем, не ориентируясь на потребности отрасли.

– 1 сентября прошлого года вступил в силу новый Закон «Об образовании». И оказался он совсем не революционным. Раньше у нас существовала понятная всем система, в которой было вузовское высшее образование, послевузовское образование в виде аспирантуры. Теперь есть бакалавр, он учится четыре года, есть магистр, он учится два года. Есть аспирант, это тоже теперь аспирантура входит в состав высшей школы, то есть три ступени высшей школы. Для некоторых уникальных специальностей сохранили понятие «инженер-строитель», специалист, например, по теме «Строительство уникальных зданий и сооружений». В этом учебном году будет массовый выпуск бакалавров. И придут они, миленькие, на строительную площадку. И что руководителям строительного производства с ними делать? Они же у нас недоучившиеся инженеры.

Мы подписали Болонское соглашение, только не доглядели одну небольшую вещь. У них средняя школа другая. Я для сравнения беру, например, систему подготовки Норвегии, которая по своим инновационным и технологическим достижениям является одной из топовых в мире. И учатся там будущие специалисты следующим образом. Сначала они учатся в средней школе 9 лет, потом у них в рамках среднего образования есть высшая школа – 4 года. Потом на бакалавра не четыре, а три года учатся, и потом магистр два года. Когда человек приходит учиться в высшую школу в рамках среднего образования, у него происходит профессиональная ориентация по четырем направлениям. Он может быть технарем, гуманитарием, заниматься естественными науками или стать просто рабочим. И его уже после 9 класса готовят к будущей профессии.

У нас сложилась своя система среднего образования, вузовской подготовки, и получается, что они сегодня не состыкованы. Мы ломаем старую систему, не продумав до конца, как же готовить специалистов, которые могут быстро освоить уровень задач, которые ставит производство.

По мнению Азария Лапидуса, нужно корректировать учебные программы, Сегодня в некоторых вузах, где сохранилась система подготовки инженеров, на одного обучающегося приходит с производства по пять заявок, а будут ли востребованы бакалавры – пока непонятно.

Как сказал в своем выступлении Андрей Кутин, проректор МГТУ «Станкин»: предприятия требуют от Минобразования, что им нужны инженеры, а в министерстве им говорят, что они будет готовить бакалавров и магистров, хотя уже ясно, что бакалавры – это недоучившиеся специалисты, полуфабрикат, а путь магистров лежит в науку. В «Станкине» осталось только два направления, где готовят инженеров.

 

Подготовка рабочих

О проблемах подготовки рабочих кадров рассказал Олег Лобов, председатель правления РОИС:

- У нас низкий уровень производительности труда, квалификации рабочих кадров. Что тогда говорить о снижении стоимости строительства, стоимости квадратного метра жилья, если не хватает профессиональных рабочих кадров – каменщиков, отделочников, сварщиков и т.д.? Они есть, конечно, но их остается все меньше. Недавно на строительстве детского сада провели конкурс отделочников-плиточников. Такие есть мастера!

Система подготовки рабочих кадров не справляется с новыми задачами. И дальновидные руководители сами начинают заботиться о своем персонале. Так, президент Всероссийского общества качества Геннадий Воронин рассказал о руководителе компании «Адмиралтейские верфи» Владимире Александрове, Герое России. Он на производстве организовал систему подготовки рабочих и инженерных кадров. Например, будущим рабочим платят стипендию 20 тыс. руб. Какие-то предприятия посылают на обучение даже за границу. Но такие расходы могут позволить себе крупные предприятия, а как быть остальным?

 

А что в Европе и США?

Кстати, похожий кризис затронул и европейские страны, и США. Некоторые ученые объясняют возникшие сложности с деиндустриализацией как России, так и других развитых стран мира, поскольку избавившись от предприятий и отправив их в страны Азии, в Европе ощутили постепенную деградацию технического уровня. Например, на одном из семинаров, прошедших в рамках строительной выставки, президент НОСТРОЙ Николай Кутьин рассказал, что в составе делегации ездил в США и спросил одного из высокопоставленных чиновников-энергетиков, почему в США перестали строить атомные станции? Тот ответил, что одна из причин – боязнь аварий из-за низкой квалификации американских сварщиков

Разделяет это мнение и Геннадий Воронин. По его словам, сегодня в европейских странах ощущается дефицит грамотных инженеров, высококвалифицированных специалистов-рабочих.

Своей тревогой о состоянии профессионального уровня в архитектурно-строительной среде поделился и Андрей Боков, президент Союза архитекторов России. По его мнению, подписав Болонское соглашение, мы поставили всю техническую интеллигенцию в двусмысленное положение. Получается, все, кто закончил вузы и получал послевузовское образование в прежние годы, несмотря на все свои заслуги и достижения, теперь никто в глазах мировой общественности, то есть наши специалисты на рынке не защищены. В других бывших социалистических странах, в наших союзных республиках создали структуры, занимающиеся подтверждением квалификации специалистов, а у нас такой структуры нет, опять не продумали вопрос до конца.

Что касается подготовки специалистов разного уровня, то, по мнению Геннадия Воронина, в России надо вменить заботу о подготовке кадров губернаторам. Они лучше знают, какими образовательными ресурсами обладают их регионы, каковы потребности производства в специалистах разного уровня, губернаторам легче договориться между собой, если ощущается нехватка специалистов того или иного профиля.

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Надежда ЗИМИНА
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо