Минстрой России замыкает на себя согласование требований к проектированию и строительству
По словам А.Степанова, соответствующий законопроект, который вносит изменения в 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Градостроительный кодекс Российской Федерации, планируется внести в Госдуму этой осенью.
Как сообщил чиновник, документ уже согласован с заинтересованными ведомствами и доработан с учётом замечаний Аппарата Правительства России. "Законопроект предполагает создание Минстроем единого реестра, в который будут сведены все нормативные технические документы, применяемые при проектировании и строительстве зданий и сооружений ", - подчеркнул Александр Степанов.
Принятие законопроекта, по мнению Минстроя России, позволит упорядочить требования к безопасности объектов и обеспечить согласованность применяемых в строительстве документов, утверждаемых различными ведомствами.
Отметим, что данный законопроект прорабатывается Минстроем России уже второй год, и первый его вариант был раскритикован всеми без исключения министерствами и ведомствами, чьи интересы он затрагивает. По мнению Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ законопроект содержит многочисленные коррупциогенные факторы.
Законопроект устанавливает требования, по которым те или иные нормативные технические документы министерств и ведомств будут вноситься в базу. При этом предполагается предварительное проведение экспертизы данных документов силами Минстроя и его подразделений. Экспертиза будет проводиться за счет средств бюджета, выделяемых Минстрою России.
По мнению экспертов, законопроект концептуально меняет систему технического регулирования и стандартизации (технического нормирования) в строительстве. Он возрождает ведомственное нормотворчество, от которого отказались в начале 2000-ых годов, причем в самом худшем его варианте.
Вместо действующих сводов правил и национальных стандартов предлагается ввести в строительстве абсолютно новые ведомственные акты - строительные нормы обязательного применения и строительные правила. В результате Минстрой России будет утверждать строительные нормы обязательного применения и строительные правила.
Строительные нормы фактически приобретают статус технических регламентов, что противоречит законодательству о техническом регулировании и Соглашению ВТО о технических барьерах в торговле, к которому присоединилась Россия.
Строительные нормы отсутствуют в российском правовом поле, носят обобщенный характер и будут снижать планку требований безопасности к зданиям и сооружениям. При этом разрушается апробированная на практике система сводов правил (СНиП), содержащих как требования, так и увязанные с ними способы расчетов зданий и сооружений (аналогичная структура документов закреплена в Еврокодах). В соответствии с законопроектом обязательными для применения становятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, что также противоречит законодательству о техническом регулировании и Договору о ЕАЭС.
При этом сводятся на нет все усилия и затраты государства и профессионального сообщества за период 2010-2017г.г. на разработку (актуализацию) сводов правил в области строительства.
По данным сайта подведомственного Минстрою России Федерального центра нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве (ФАУ ФЦС) затраты госбюджета на разработку (актуализацию) сводов правил только в 2015-2017г.г. составили более 894 млн. руб. (заказчик ФАУ ФЦС в рамках госпрограммы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ").
Также были существенные затраты госбюджета на этапе актуализации СП в период 2010-2014г.г. Негосударственные организации (национальные объединения саморегулируемых организаций в сфере строительства (НОПРИЗ и НОСТРОЙ) и отдельные СРО) также внесли в период 2010-2017г.г. существенные внебюджетные средства на разработку (актуализацию) сводов правил - более 244 млн. руб. Дополнительно на НИОКР в целях разработки сводов правил из средств госбюджета в период 2015-2017г.г. было потрачено более 809 млн. руб.
Итого, только за период 2010-2017 на НИОКР и разработку СП было затрачено более 2 млрд. руб.
Теперь все эти документы предлагается отменить и начать разработку новых документов, изобретенных Минстроем России. Опять же за бюджетные средства.