ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Новое ценообразование уводит кусок строительного рынка под госрегулирование
19.11.2017
Горячая тема

Новое ценообразование уводит кусок строительного рынка под госрегулирование

Реформа системы ценообразования в нынешнем виде создаст огромные проблемы для строителей

С 15 декабря этого года все сметы на объекты, которые будут строиться за бюджетные средства, должны рассчитываться по показателям ФГИС ЦС. Однако в этой системе практически нет корректных данных, а нормативные документы грешат ошибками и недоработками. О сути системы и о том, чем она грозит строительному комплексу России, мы беседуем с президентом Союза инженеров-сметчиков Павлом Горячкиным:

- Павел Владимирович, какова ваша оценка текущего состояния ценообразования в строительной отрасли и работы Минстроя на этом направлении – что получилось и какого качества?

- Сегодня еще рано говорить о результатах реформы ценообразования в строительстве. Мы находимся только в начале пути, и нужно понимать, что быстро реформирование ценообразования не пройдет, для этого потребуется несколько лет. Мы пока можем судить только о разработанных Минстроем России и принятых документах: изменениях и дополнениях в Градостроительный  кодекс в части ценообразования в строительстве, постановлениях Правительства, нормативно-правовых актах самого Минстроя в виде приказов и методик.

С моей точки зрения, в Минстрое есть некоторая спешка в принятии документов: такое ощущение, что они пытаются отчитаться о том, как идет реформа, и закрыть поручение Правительства. Но в результате этой спешки выходят документы сомнительного качества, они не доделаны, видно, что документы писались разными группами специалистов, которые между собой не взаимодействуют. Многие методики сырые, но, похоже, руководство торопит, и идет гонка за количеством документов: если раньше изменения и дополнения в государственные нормативы утверждались одним приказом, то теперь на каждый сборник цен издается отдельный приказ. Так можно дойти до того, чтобы каждую таблицу в сборнике приказом принимать!

Очень много замечаний к методикам, которые вышли в конце прошлого и весной этого года. Есть откровенно слабые методики, например, по оплате труда рабочих. И это, конечно, вызывает беспокойство, поскольку я не вижу оснований для того, чтобы так спешить. Нужны нормальные документы для нормального рабочего процесса, а не постоянные их изменения и дополнения. Причем это видят не только специалисты, но и руководители строительных компаний и предприятий. Нам нужна реформа, которая будет идти спокойно, последовательно, с высоким качеством документов. Это в полной мере относится и к Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

- Сейчас Минстрой России представляет ФГИС ЦС как один из ключевых элементов цифровизации отрасли, снижения административных барьеров, повышения конкуренции. Такое ощущение, что она должна решить все проблемы, накопившиеся в ценообразовании за последние 40 лет …

- К сожалению, это не так. Что мы имеем на сегодняшний день? 30 сентября эту систему запустили в работу, но функционал ее ограничен, поскольку в ней нет главной составляющей, для чего она и создавалась, -  нет сметных цен строительных ресурсов: материалов, оборудования, перевозок, оплаты труда и т.д. Эти показатели должны появиться 15 декабря 2017 года – через полтора месяца. Так что пока можно судить лишь о внешнем виде этой информационной системы и о ее функционале.

По поводу сметных цен сейчас идет много спекуляций, но нужно четко понимать, что те цены, которые появятся в этой системе, будут являться обязательными для любых бюджетных объектов любого уровня финансирования, в том числе для объектов госкорпораций, а также для капитального ремонта зданий. То есть громадный кусок стройки у нас попадает под прямое государственное регулирование цен. И кто бы что ни говорил, в том числе и министр, что о регулировании не может быть  и речи, что это только начальная цена, что дальше она пройдет горнило экспертизы и выйдет на торги и аукционы, где может измениться, верится в это слабо. У нас в системе  госзаказа нет понятия «начальная цена контракта». У нас есть понятие «начальная (максимальная) цена контракта». Поэтому давайте называть вещи своими именами: все эти цены строительных ресурсов в результате проверки достоверности, электронных аукционов и конкурсов могут только уменьшиться, а не увеличиться. У меня как у специалиста нет сомнения, что вводится прямое государственное регулирование цен на основные строительные ресурсы. Это ничего не имеет общего с рыночными отношениями.

- А кто будет вносить цены в систему ФГИС ЦС?

- Это тоже очень серьезная проблема. В соответствии с постановлением Правительства определен круг поставщиков информации для ФГИС ЦС. Подразумевается, что цены должны передавать федеральные органы, в первую очередь Росстат, Таможенная служба, Минтранс и т.д., а главное – это сами поставщики, заводы-производители материалов. И здесь тоже много неправильных трактовок. Министр строительства Михаил Мень часто говорит, что мы должны избавиться от посредников на рынке стройматериалов и сделать акцент на производителей. Но и здесь не нужно передергивать – посредник посреднику рознь. Сегодня многие крупнейшие производители стройматериалов работают именно через своих представителей либо через крупные посреднические организации. Например, сегодня обычный подрядчик не может выйти напрямую на «Северсталь» или Новолипецкий комбинат и купить там партию арматуры. Они так не работают! У них есть торговые дома, представительства практически в каждом регионе, которые занимаются реализацией продукции. И у этих торговых домов и цены приемлемые, и возможности доставки.

- При этом разным подрядчикам нужны разные объемы стройматериалов -  кому-то нужен цементовоз цемента, а кому-то три мешка…

- Это тоже серьезная проблема – объемы поставки. Если брать цемент, то сейчас отпускная цена крупной партии цемента с вагонной поставкой от производителя – 2900-3100 рублей за тонну. Это очень хорошо для крупных предприятий железобетонных изделий, а вот при том же капитальном ремонте, где приготовление растворов идет постоянно, но в небольших объемах, подрядчику не нужны вагонные поставки. Но для него маленькая партия цемента или тот же пакетированный цемент будет стоить в районе 4000 рублей за тонну. А цена-то в системе ГИС ЦС одна, код ресурса один! Поэтому если система будет сориентирована на большие объемы поставки и цены производителя, то на небольших и средних объектах может образоваться критичный разброс в цене и несоответствие цене ФГИС ЦС.

- При этом в России сотня заводов цемента, большие и маленькие, и цена у всех разная. А во ФГИС ЦС будет стоять только одна цифра - это что, «средняя по больнице» или цена первого производителя, который успел ее внести?

- Сейчас поставщиками информации о стоимости ресурсов являются  производители с годовым объемом более 10 млн рублей. Но эта сумма для строительного рынка просто несерьезная! Любой «сарайный» производитель той же плитки легко произведет своей продукции на 800 тысяч рублей в месяц, а значит, сможет вносить свою цену в эту систему. При этом предполагается, что цена на определенный вид продукции будет одна, но она будет формироваться по неким алгоритмам и формулам на основе цены от нескольких производителей как средневзвешенная, причем применительно к конкретному региону Российской Федерации.

Но всю эту информацию в масштабе страны нужно собрать, осмыслить, создать алгоритмы расчета. Это не делается за несколько месяцев. Тем более нужно понимать, что в кодификаторе уже сейчас под 100 тысяч ресурсов, и никаких людей ни в какой Главгосэкспертизе не хватит для того, чтобы обработать такие массивы информации. При этом утвержденные Минстроем России формы предоставления информации для производителей и поставщиков, на мой взгляд, сделаны не совсем правильно, потому что там нет целого ряда показателей, например, видов отпускной цены, стоимости поставки. С другой стороны, там есть требования предоставления чуть ли не коммерческой информации типа выручки, объемов реализации. Это мне кажется несколько странным.

Кроме того, если сейчас зайти в саму государственную информационную систему в раздел мониторинга цен строительных ресурсов, мы увидим там перечень неких юридических лиц. На сегодняшний день там 22093 записи производителей, импортеров, перевозчиков и так далее. Как выяснилось, этот список был создан централизованно, с использованием территориальных баз Росстата, налоговой инспекции и т.д. Неизвестно, кто из этих 22 тысяч юридических лиц зарегистрирован в системе, завел личный кабинет и поставляет информацию. Насколько я знаю, у Главгосэкспертизы с этим возникли очень серьезные проблемы, потому что они рассылают письма в адрес поставщиков с просьбой зарегистрироваться в системе. А поставщики не спешат это делать, потому что постановлением Правительства не предусмотрены никакие санкции за то, что предприятие предоставляет или не предоставляет информацию. За достоверность информации тоже никто ответственности не несет.

И, кроме того, разработчики системы явно переиграли на почве «конспирологии»: сейчас, если предприятие даже хочет зарегистрироваться в системе и в личном кабинете, ему придется пройти мудреную процедуру, в том числе и установить у себя различные средства криптографической защиты информации, одобренные ФСБ. Такое впечатление, что мы говорим о какой-то военной тайне, а не о стройке. Причем поставить все эти программы не так-то просто, одна из программ платная, то есть это дополнительные затраты для производителя. Кроме того, нужно назначить приказом каких-то ответственных лиц, ключи доступа выделяются централизованно, за ними надо либо ехать в Москву, либо получать спецпочтой. Потом все эти программы имеют закрытый функционал, они не только ставятся на жесткий диск, но и во все браузеры. Я бы опасался ставить такие программы, кто его знает, что они делают?

-  Могут еще и немножечко «стучать»…

- Не исключено! Это какая-то никому не нужная конспирология, но все эти требования очень отпугивают производителей, и система не заполняется. Это проблема, и именно поэтому Главгосэкспертиза и Минстрой поехали в регионы, пытаются задействовать административный ресурс, чтобы предприятия регистрировались в системе. Но процесс это длительный, быстро дело не пойдет, а значит 15 декабря цены, которые мы увидим в системе, будут некорректные. Скорее всего, опять придется подключать методы индексации, интерполяции и прочее. Это меня очень беспокоит. Если все это коснется основных ценообразующих материалов – цемента, кирпича, металла – то на стройках начнется хаос.

Еще один момент: везде говорится, что цены во ФГИС ЦС будут представлены в разрезе субъектов Российской Федерации. Но возьмем, например, Красноярский край – крупнейший регион России: как там будет формироваться цена? У них плечо перевозки – не менее 300 километров. Или это будут цены по Красноярску? А как считать остальным городам? Кроме того, у нас должны быть, на мой взгляд, выделены регионы Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, крупные регионы, особенно протяженные должны делиться на какие-то ценовые зоны. Это деление в ГИСе пока не видно, и это тоже вызывает вопрос.

- А если в регионе нет производителей, например, стекла, то какую цену учитывать?

- На этот вопрос тоже нужно искать ответ, потому что конкретный пользователь не должен лазать по всей системе и искать стекло. Цены на стекло должны быть в каждом регионе, даже если оно там не производится, но отпускная цена должна быть с учетом доставки либо в сам город, либо в центральный город региона. То есть цена должна быть не та, по которой отпускают на заводе – и хорошо, если в соседнем регионе, а с учетом цены доставки.

- Таким образом, для того, чтобы ФГИС ЦС работала, в нее должен быть внесен колоссальный массив качественной проверенной и обработанной информации. Никто этим, я так понимаю, заниматься не собирается, опять идет штурмовщина к «дате».

- Да, идет штурмовщина, потому что распоряжение нужно выполнять и к 15 декабря цены нужно разместить. Но эти цены будут в большинстве своем нарисованы. А дальше пойдет бесконечный многолетний процесс наполнения этой системы информацией, и это процесс, с которым очень сложно справиться. Мониторингом цен на строительные ресурсы уже с начала 90-х годов ХХ века очень серьезно занимались многие регионы, в том и числе и Москва. И несмотря на все административные усилия, на привлечение большого числа сотрудников и автоматизацию, реально удавалось мониторить не более 20 тысяч позиций. А значит, в ГИС ЦС несколько тысяч реальных цен будут интерполироваться на основной массив других цен.

- Я вижу опасность еще и в том, что строители просто перестанут выходить на торги, поскольку поймут, что по таким ценам они строить просто не смогут!

- Так они должны не только выходить на торги, они эту цену должны еще и снизить! И с 15 декабря, если сметы делаются ресурсным методом, должны использоваться исключительно цены ГИС ЦС. И вот тогда может подняться очень большой вал недовольства и со стороны производителей, и строителей, и заказчиков. Тем более, что в этой системе, кроме материалов, есть еще проблемные позиции, например, показатели оплаты труда. В соответствии с идеологией, которая там прописана, оплата труда строителей должна формироваться по данным статистики. Если это произойдет, то мы попадаем в замкнутый круг, когда статистика по оплате труда идет в целом по отрасли «Строительство» и формируется постфактум, то есть сами организации показывают в своих статотчетах за прошлый период начисленную заработную плату. То есть мы сейчас даем в ГИС оплату труда, которая имеет квартальное отставание и формировалась постфактум, и говорим, что заработная плата рабочих должна формироваться, исходя из этих величин. Тем более, что эти средние величины отметают различные добавки, в том числе северный коэффициент, премиальные и так далее.

Я считаю, что так размывать оплату труда неправильно. Кроме того, еще существуют отраслевые тарифные соглашения у Минстроя и у Минтранса, и у ряда других министерств. Есть тарифные соглашения в регионах, в крупных корпорациях – они в этой системе учтены быть не могут! Поэтому всеобщая уравниловка в рамках ФГИС ЦС вызывает вопросы. Тем более, если посмотреть статистические данные, то показатель оплаты труда по отчетам Росстата маловат по сравнению с реальными цифрами.

- Опять же зарплаты различаются даже в рамках одного региона – в том же Красноярске и в муниципалитетах Красноярского края они совершенно разные. Как тут учитывать?

- Хороший вопрос. Или такой момент: приезжает в Красноярский край подрядная организация из Москвы, и она обязана использовать те цены и тот уровень оплаты труда, которые закреплены за этим субъектом Российской Федерации… Будет она там работать?

- Фактически, «благодаря» вот этим ценовым ограничениям, начинает рваться единое бизнес-пространство?

- В какой-то степени да, потому что системе ценообразования важно не кто выполняет работы, а где находится объект строительства. Конечно, это может оказать негативное влияние на конкурентную среду и разрушить конкуренцию. В отличие от того, что говорит Минстрой.

Я не говорю, что ФГИС не нужна, это правильное решение, нужно двигаться в этом направлении, но весь вопрос в статусе этих показателей.  На Западе же тоже есть и подобные системы, только там это делается силами профессиональных сообществ и рассматривается как справочная информация, как некие ориентиры. А у нас все бы хорошо, кроме одного: в соответствии со всеми принятыми документами применение этих цен строительных ресурсов для бюджета является обязательным.

- Я тут вижу целую цепочку последствий: никто не выйдет на тендер по рассчитанной цене, остановятся региональные объекты и программы, а если строители выиграют лот и сорвут сроки из-за того, что продолжительность и цена той же поставки материалов не были учтены, то подключается система саморегулирования с механизмом обеспечения договорных обязательств, когда строители будут вынуждены постоянно дополнять компфонд СРО. Хоть кто-нибудь просчитывал эти цепочки?

- Уверен, что нет, но ведь с таким мы уже сталкивались: в целом ряде регионов идет невыполнение адресных инвестиционных программ по строительству, на конец октября исполняемость бюджета в регионах по строительству и капитальному ремонту не превышает 50%. Мы столкнулись с ситуацией, когда объявлялись торги на дорожные работы и не было заявок, потому что при изучении конкурсной документации компании приходили к выводу, что цена на работы явно занижена, и аукционы срывались. Документацию приходилось перерабатывать и принимать определенные решения. То же самое, насколько я знаю, происходит и в области капитального ремонта. Желающие не находились, а тех, кто приходил, сейчас ищут, чтобы предъявить претензии.

- Я вижу тут не облегчение, а ловушку для строительного комплекса. А если учесть, что многие строительные компании работают с бюджетными средствами как с единственным источником финансирования, тут могут быть печальные последствия.

- Я считаю, что все эти поспешные действия являются следствием различных спекуляций по поводу жирующих строителей, которые устами отдельных вице-премьеров и министров активно озвучивались на самых разных уровнях. Это следствие определенных скандальных ситуаций и с олимпийскими стройками, и с космодромом «Восточный». То есть очень много политики, которая негативным образом влияет на систему ценообразования в строительстве.

- Знают ли строители, что их ждет с 15 декабря?

- Я думаю, что по большей части знают, но на строителей за последние два года столько обрушили различных реформ, что они уже полностью дезориентированы. Для предприятий малого и среднего бизнеса все решения в рамках реформ однозначно носят разрушительный характер. Но мы, как всегда, в будущее не смотрим, реагируем по факту возникновения проблем.

Во всех этих историях меня беспокоит одно: мы все больше и больше отходим от рыночной экономической модели в строительной отрасли. В свое время, на заре кооперативного движения, второй сферой, кроме торговли, которая быстро вошла в рынок и адаптировалась к нему, был строительный комплекс. И если мы его сейчас выдергиваем из рынка и возвращаем под прямое государственное регулирование, ничего хорошего здесь не будет. Но это уже вопрос выбора, какую экономическую модель мы строим? Если мы строим государственную, то тогда госрегулирование. А если мы говорим, что Россия – страна с рыночной экономикой, то тогда надо принимать рыночные решения.

Лариса Поршнева

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо