ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Дома, прочные на две трети
03.12.2017
Безопасность

Дома, прочные на две трети

Конструкции в современных монолитных зданиях не набирают больше 60% прочности!

Не так давно органы стройнадзора прислали в «Союз производителей бетона» очередную сводку, отражающую нарушения, связанные с недобором прочности конструкций монолитных зданий.

Как сообщил редакции руководитель Экспертной группы 1.3. «Товарный бетон и раствор, сборные железобетонные изделия и конструкции»,  член НТС Минпромторга РФ, директор НП «Союз производителей бетона» Александр Бублиевский, выяснилось, что в результате нарушений при производстве бетона, очень многие монолитные железобетонные конструкции не добирают прочности по сравнению с проектной примерно на два класса. Причина — низкое качество бетона. А это связано с тем, что бетонные заводы снижают цены ниже того уровня, который позволяет выпускать продукт надлежащего качества. Ценовой демпинг, в свою очередь, объясняется снижениями общих объемов строительства и обострением конкуренции на рынке.

Но как такой «суррогат» принимают строительные организации? Ведь они, по идее, должны выполнять входной контроль?!

Вместо качества — бумажки

Но именно здесь-то и возникают проблемы, которые заложены… на законодательном уровне!

Как пояснил Александр Бублиевский, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса, ныне входной контроль поступающего на стройплощадку бетона должна выполнять сама строительная организация, в то время как раньше этим занимались организации стройнадзора. Его инспекторы присутствовали на стройках и имели возможность брать пробы бетона, отправлять их в свои лаборатории на анализ. Естественно, что от услуг поставщика бетона, который не отвечал заявленным параметрам, отказывались. Поэтому демпинг за счет снижения качества не проходил!

Ныне же нет ни инспекторов стройнадзора на входном контроле, ни, разумеется, стройнадзоровских лабораторий. Качество бетона сегодня декларируется. При этом обязательным документом, который приходит с товарным бетоном на стройку, является паспорт продукции, выдаваемый производителем. Но выяснилось, что этих паспортов на многих стройках нет. Кто-то утверждает, что паспорт потерян, кто-то — что отдали в другую организацию и предъявить его не могут…

Но вообще-то, если паспорта на продукцию нет, то это значит, что не понятно, что за бетон на самом деле привезли. И вполне вероятно, что вообще это — фальсификат.

«А Москва бьет с носка!»

Все только что сказанное ни в коей мере не относится к Москве. Столичные власти, похоже, не захотели строить монолитные дома непонятно из какого бетона  и рисковать. Ведь не набравший проектной прочности дом — вполне возможный кандидат на обрушение. Поэтому в Москве действует Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве» (ГБУ «ЦЭИИС»).

Поскольку и в Москве стройнадзор сам проводить испытания не может, этим занимается ГБУ «ЦЭИИС». Это — подведомственное московскому стройнадзору учреждение, имеющее ряд лабораторий и специалистов, которые могут проводить инструментальный контроль.

Если у инспектора стройнадзора появляется сомнение в качестве поступающего бетона на данном объекте, он вызывает бригаду специалистов ГБУ «ЦЭИИС» для проведения инструментального контроля бетона. Подчеркнем: контроль инициируется инспектором стройнадзора. Именно благодаря этому сегодня в Москве хорошо видна статистика качества поступающего бетона и нарушений, ежели такие появляются. Но это, еще раз подчеркнем, в Москве.

Есть ли бетон за МКАДом?

Если выйти за пределы МКАД в Московскую область, то там ничего подобного описанному выше вы не найдете. Там стройнадзор ездит по стройкам и собирает бумажки — сертификаты, паспорта на бетон и т.д. Больше они ничего не могут сделать. Они могут проверить бетон только в случае обращения к ним и то если инспекторам удастся приехать в тот момент, когда бетон поставляется на стройку. Тогда они могут инициировать забор бетона из миксера, сделать кубики и передать на исследование. Но надо ли объяснять, что такое «стечение обстоятельств» имеет вероятность, приближающуюся к нулю…

— Что сделали наши законотворцы, когда убрали функцию входящего контроля бетона инспекторами стройнадзора, как это было прежде? — рассуждает Александр Бублиевский. — Они постановили, что теперь за все отвечают строители. И потому в Градостроительном кодексе обозначено, что строительная организация обязана проводить входной контроль. Однако это вовсе не обязывает строительную организацию брать пробы бетона и проводить лабораторные исследования. Она может удостовериться в качестве бетона всего лишь… глядя в паспорт поступающей на стройплощадку продукции! Но это же смешно!

Кроме того, выяснилось, что на практике у подрядчиков  в смете статьи затрат на входной контроль нет. Но если такой статьи нет, то куда должны включаться эти затраты? Разумеется, в накладные расходы подрядчика, поясняет Александр Бублиевский. И получается, что если этот подрядчик выиграл тендер на строительные работы, предложив минимальную цену, то для того, чтобы получить прибыль, он будет максимально снижать накладные расходы. И первыми здесь будут (и есть), разумеется, расходы на входной контроль. Поэтому подрядчик вместо лабораторных исследования станет собирать «бумажки» (то есть паспорта на бетон). Что он и делает по всей стране за пределами МКАДа. Так что на вопрос: «Есть ли бетон за МКАДом?» (имеется в виду качественный, а не суррогат), вполне можно ответить фразой из известной комедии про жизнь на Марсе: «Науке это не известно».

Хотя в некоторых местах, в частности, Подмосковья, хороший бетон все же есть! Каким образом?

К большой радости, есть у нас все же уважающие себя и других заказчики и застройщики, которые хотят, чтобы их дома были заведомо высокого качества и чтобы квартиры в них покупались. Они как раз следят за качеством поступающих на стройплощадку материалов. И у них есть свой, внутренний технический надзор. Поэтому они заставляют подрядчика, сооружающего их объекты, проводить нормальный (а не «бумажный») входной контроль.

Проводить такой контроль позволяет недавно появившаяся в Московской области частная лаборатория. Ее руководитель заключает договоры с подрядчиками и ведет на их объектах контроль за качеством поступающего бетона, за набором прочности и т.д..

И это хорошо, что появляются такие заказчики и подрядчики, которые включают в сметы своих объектов статью затрат на привлечение надзорной лаборатории.

Однако, как уже было сказано, такая ситуация — исключение. Причем редкое.

Что же происходит на рынке производства бетона сегодня?

Демпинг убивает… заводы

Как рассказал директор НП «Союз производителей бетона» Александр Бублиевский, сегодня в целом объемы строительства в стране упали и бетонные заводы сейчас загружены примерно лишь на 50%.

В Москве и Московской области более 450 бетонных заводов. При таком балансе спроса и предложения заводам надо как-то выживать. И единственный для них способ выживания — сделать цену на свою продукцию такой, чтобы заказчик выбрал продукцию именно этого завода, а не другого.

Но при той демпинговой цене, которую он вынужден назначить, он может сделать бетон только на класс или даже два меньше, чем требуется по проекту. Что он, собственно говоря, и делает — в документах пишет одно, а поставляет на стройку другое.

Так на рынке появляется фактически фальсификат. Из-за демпинга с нашего рынка начинают уходить производители качественного бетона. Они не выдерживают ценовой конкуренции, потому что по такой низкой цене невозможно производить качественный бетон. В итоге они остаются без заказов. И на сегодняшний день закрылся целый ряд заводов, выпускавших бетон высокого качества.

— У нас проблема с Мосинжбетоном — поясняет ситуацию Александр Бублиевский. — А это огромное предприятие, в него входит восемь бетонных заводов! Там уже поменялся ряд зарубежных руководителей, но они не могут ничего сделать в сложившейся ситуации..

— По нашему рейтингу лучшим заводом в Москве и Подмосковье был «Стройбетон», — продолжает Александр Георгиевич. —  А сегодня «Стройбетон» продает свои заводы. Качественные производители начинают уходить, и мы придем к тому, что вместо бетона на стройки будут везти какую-то «грязь», называемую бетоном. При этом по документам все будет в порядке, но качественного бетона на стройках не будет. А в итоге все монолитные конструкции, которые сегодня возводят, сооружаются с бетоном на класс ниже заявленного! Как минимум на класс… Поэтому бетон в конструкциях набирает только 60% прочности. Вдумайтесь: мы строим дома, прочные лишь на две трети от требуемого!

При этом, кстати, на заводах крупнопанельного домостроения и на домостроительных комбинатах входной контроль — на самом высоком уровне! Вот и получается, что сегодня крупнопанельные дома по качеству и надежности оказываются гораздо лучше, чем монолитные.

Преступление без наказания

Что ни говорите, но строить дома, не набирающие заданной прочности, не проводить полноценный входной контроль основного конструкционного материала при монолитном строительстве — бетона (а некоторые организации даже формального, «бумажного» контроля не выполняют) — преступление, как ни пытайтесь скрыть это за бесстрастными бюрократическими формулировками! Но за всякое преступление полагается наказание. Какое же наказание ждет строительную организацию, которая вовсе не делает входной контроль (который обязана делать в соответствии с Градостроительным кодексом).

А никакого! Потому что в Административном кодексе ответственности за невыполнение входного контроля не предусмотрено. И значит, что виноватых — нет!!!

Что делать?

Сейчас меняется принцип подхода к ценам, предполагается переход на так называемый ресурсный метод ценообразования, что, по идее, должно положить конец практике демпингования цен (в том числе и на бетон). Однако, во-первых, реально это может произойти не раньше, чем через год—полтора. А во-вторых, это все равно будет влиять лишь на стройки, финансирующиеся из государственного бюджета. А что касается коммерческих строек, то там будет такая же анархия, как и сегодня — чем дешевле, тем «лучше», считает Александр Бублиевский.

Реально можно было бы решить проблему либо последовав опыту столицы, то есть создавая государственные бюджетные организации наподобие ГБУ «ЦЭИИС». Либо — перенимая практику создания частных лабораторий, с которыми должны будут заключать договоры подрядные строительные организации.

Для этого нужно обязать подрядные организации предусматривать в сметах статью расходов на проведение входного контроля бетона на строительной площадке.

Контроля реального, инструментального. А не бумажного!

Юрий МИХАЙЛОВ

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо