ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Градкодекс меняют пять раз за сессию, но  действенного контроля за строительством нет
13.12.2017

Градкодекс меняют пять раз за сессию, но действенного контроля за строительством нет

Очередное заседание Экспертного совета по строительству, промышленности стройматериалов и проблемам долевого строительства при Комитете по транспорту и строительству состоялось 11 декабря под председательством Владимира Ресина.

На этот раз на рассмотрение членов Экспертного совета был вынесен вопрос о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности в свете новаций в градостроительном законодательстве.

Открывая заседание, председатель Совета Владимир Ресин сообщил, что Правительством России внесен в Госдуму пакет законопроектов «в целях оптимизации разрешительных процедур, уточнения отдельных положений, определяющих порядок регулирования правоотношений в градостроительной деятельности: законопроект № 302180-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории», законопроект № 302153-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства), законопроект № 275648-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в целях повышения качества проведения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)».

По словам В.Ресина, эти законопроекты важны для развития жилищного строительства, а также для обеспечения качества этого жилья и сроков сдачи объектов. Сейчас же наблюдается печальная картина: до 50% жилья сдается с просрочкой, которая порой достигает 36 месяцев. При этом за 10 месяцев текущего года объемы ввода жилья сократились на 10%, а вот количество договоров долевого участия и ипотечных кредитов, взятых гражданами, напротив, увеличилось. Все это налагает большую ответственность на застройщиков по выполнению взятых обязательств. При этом в 2017 году количество обманутых дольщиков дошло до 100 000, и этот вопрос из социального уже перерос в политический. Поэтому новые законы должны улучшать, а не ухудшать положение всех участников строительного рынка.

Что касается контрольно-надзорной деятельности в строительстве, то тут у строителей не то что семь – семьдесят семь нянек, которые постоянно хотят присмотреть за «дитятей», мешая и отталкивая друг друга и в результате заваливая строителей кучей контрольных мероприятий, предписаний, ограничений и распоряжений. Законодательство меняется непрерывно, Градостроительный кодекс из рамочного документа в 100 страниц за пять лет превратился в инструкцию прямого применения в 250 страниц, его меняют пять раз в год – и конца этому не видно. И все в целях улучшения надзора и контроля за стройкой. По словам помощника депутата Ильи Пономарева, сейчас внесены еще 20 законопроектов, честь из которых можно смело сократить, а остальные увеличат Градкодекс еще на 100 страниц. При этом почти каждый новый закон только усложняет жизнь участникам строительного рынка. Так, сейчас для строительства малоэтажного жилья нужно 3-4 документа, а после того, как будет принят закон об упрощении процедур в малоэтажке, количество разрешительных документов увечится до 9, а разрешенная площадь малоэтажного строения, напротив, уменьшится с 1000 до 500 кв.м.   «Надо больше уважать закон!» - призвал И.Пономарев, попутно сообщив, что статистика в строительной отрасли за 2017 год по большинству показателей на 60% хуже, чем в 2016 году.

За строительными компаниями и застройщиками активно присматривают и саморегулируемые организации, тем более, что их в 2017 году наделили еще и правом контролировать исполнение договорных обязательств компаниями – членами СРО, а также следить за исполнением стандартов на производство работ. При этом до конца контрольно-надзорная система в саморегулировании не выстроена, поскольку для исполнения требований закона об обязательности стандартов должны быть разработаны механизмы контроля этой обязательности. Закон вступил в силу уже полгода назад, а принят полтора года назад, однако НОСТРОЙ до сих пор не разработал эти механизмы контроля, сообщила заместитель председателя комитета по строительству ТПП РФ Лариса Баринова. Она обратилась к Минстрою России, который контролирует деятельность Нацобъединений, чтобы чиновники обратили внимание на эти недорабоки.

Отметим, что после начала реформы саморегулирования в строительстве, которая вводилась под лозунгом очищения системы от коммерческих и недобросовестных СРО и облегчения бремени строительного сообщества, прошло уже полтора года, однако большинство недобросовестных СРО до самого последнего времени продолжали работать и набирать новых членов, даже зная, что их вскоре закроют. Так, только осенью совместными усилиями НОСТРОя, НОПРИЗа и Ростехнадзора практически ликвидирована корпорация СРО «Объединение инженеров» (ОБИНЖ), через которую за 7 лет существования прошло более 14 тысяч компаний, а накопленный 7-миллиардный компенсационный фонд растворился на просторах нашей Родины. За полтора года НОПРИЗ смог исключить из своих рядов 15 СРО, НОСТРОЙ – 38 СРО, хотя очевидных нарушителей, как минимум, в полтора раза больше.

При этом ни в СРО, ни в Нацобъединениях до конца не понимаю, как они будут контролировать договорные обязательства своих членов, а также исполнение СТО, которые теперь являются обязательными для всех членов СРО. И никакие рассуждения руководителей Нацобъединений о том, что стандарты не нужны, не отменяют положение закона.

Не менее проблематично обстоят дела и в экспертизе. Так, по словам директора «Мособлгосэкспертизы» Олега Валова, за экспертами надзирают сразу несколько организаций: за Главгосэкспертизой присматривает Минстрой России, за негосударственными экспертами – Росаккредитация, при этом подходы и требования разные. Так что нужно определить единый орган по надзору и контролю за экспертизой проектов. При этом в 2018 году вводится Единый реестр заключений экспертизы, но понимания, что такое проектная документация в электронной форме, нет, потому что нет единых исчерпывающих требований к этим документам. Неясно, как в эту систему встраиваются техническое регламенты Таможенного союза, и никто не дает пояснений, как их применять. Исполнение же Национальных стандартов и технических регламентов одновременно курируют и Ростехнадзор, и Росстандарт, мешая и противореча друг другу.

В целом, судя по высказанным предложениям и замечаниям, можно сформулировать следующее: внесенные законопроекты необходимо строго отревизовать и ненужные просто выкинуть; попытаться выстроить единоначание и единство требований для всех организаций стройкомплекса; пересмотреть нормы на строительство объектов с учетом визитов строительного контроля, которые увеличивают время строительства и расходы на администрирование минимум на 10%; отложить введение ЕГРЗ, как минимум, на полгода. И. наконец, услышать призыв: «Надо больше уважать закон!».

Елена Шинкоренко

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо