ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Почему <br />
в петербургском метро <br />
не твердеют бетоны?
25.11.2014
Подземное строительство

Почему
в петербургском метро
не твердеют бетоны?

Как без проблем осваивать подземные пространства

Живая, полемичная, насыщенная любопытными фактами и примерами дискуссия, развернулась на прошедшем 17 октября в НОИЗ рабочем совещании по проблемам подземного строительства.

 

В нем приняли участие президенты НОП и НОИЗ – Михаил Посохин и Леонид Кушнир, академик РАН Виктор Осипов, первый вице-президент РААСН Вячеслав Ильичев, ведущие ученые и специалисты московских и петербургских научных центров и вузов. Вел совещание заместитель председателя комитета НОСТРОЙ по освоению подземного пространства Сергей Алпатов.

 

Кто виноват в прорыве плывуна?

Несмотря на начальное стремление сосредоточиться на выработке основ юридического и нормативно-технического обеспечения этого направления градостроительства, в выступлениях участников был вскрыт огромный пласт проблем не только строительной сферы, но и повседневной жизни и быта людей. Это, кстати, было только на пользу мероприятию, для участников которого незаметно пролетели добрых 6 часов работы.

Драматичные примеры прорыва плывуна в тоннеле ленинградского метро в 80-х годах, что на много лет вывело из строя кировско-выборгскую линию, схожего ЧП на станции «Боровицкая» в Москве, в результате чего было деформировано здание библиотеки Ленина, ошибки проектировщиков при расчетах тоннелей и станций новой Кожуховской линии московского метро привел в своем докладе академик Виктор Осипов. При этом он выразил сожаление в связи с тем, что метростроители не используют созданный несколько лет назад комплекс крупномасштабных карт инженерно-геологического зонирования Москвы, созданных руководимым им коллективом специалистов.

На этих картах на основе анализа десятков тысяч изыскательских скважин, пробуренных в предыдущие годы, отражена вся структура московской тверди, изучение которой позволяет предотвращать природные и техногенные угрозы и рационально планировать экономические затраты. Виктор Осипов высказался за создание подобных карт в других крупных городах России и предложил записать в решение совещания необходимость тщательного геологического изучения района будущего подземного строительства и возвращение в законодательство предпроектной стадии изысканий.

 

Кислота и влажность — враги метрополитена

Теме метростроения как самой распространенной сфере подземного строительства было посвящено выступление профессора РГГРУ Евгения Пашкина. Он поднял вопрос о неудовлетворительном планировании подземных трасс в Москве, о недостатке станций метро в центре.

Почему, резонно вопрошал он, нет станции «Консерватория», к которой общественный транспорт не ходит, а пешим ходом от ближайших «Пушкинской» и «Арбатской» - полтора километра? Нет станции «Патриаршие пруды», хотя еще со времени прокладки  Таганско-Краснопресненской линии там остался шахтный ствол, позволяющий создать вестибюль и эскалаторный тоннель.

Е. Пашкин считает, что важным вектором подземной урбанистики должно стать освоение пространства под храмами и музеями. Он заявил, что священнослужители только приветствуют рациональное освоение церковных подземелий, где можно, например, обустроить крестильные купели для взрослых, другие пространства для церковных обрядов.

Тревогу участников совещания вызвало эмоциональное выступление профессора национального университета «Горный»          Регины Дашковой, которая рассказала о проблемах петербургского метрополитена, где от повышенной кислотности, влажности, испарений не твердеют бетоны, отмечается усиленная коррозия металлоконструкций.

 

Пять этажей под землей — закон. Но лишь в Сеуле

Еще одним живым штрихом совещания стали увлекательные рассказы Вячеслава Ильичева и Михаила Посохина об их участии в строительстве в Москве торгово-развлекательного центра «Манеж». Первый вице-президент РААСН рассказал об огромной пользе научного сопровождения строительства, которое он ежедневно вел на планерках в течение года. А Михаил Посохин – тоже непосредственный участники реализации проекта, - рассказал, что для участия в нем приглашали английских и немецких специалистов, которые помогли в каких-то мелочах. Но все главное в обеспечении надежности и безопасности подземного объекта вблизи линии метро, кремлевских стен и башен сделали наши строители. И уже тогда, подчеркнул президент НОП, ощущался недостаток нормативной базы и отсутствие концепции подземного строительства.

Выступления участников изобиловали любопытными примерами из зарубежной практики. Так, Сергей Алпатов сообщил, что в Сеуле уже давно каждый новый дом по закону должен иметь пять подземных ярусов. Именно благодаря этой подземной обустроенности в этом гигантском мегаполисе нет пробок и дефицита парковок.

А профессор Владимир Улицкий из Петербургского университета путей сообщения рассказал об опыте финских властей, которые долго и тщательно опрашивали местных жителей, прежде чем размещать в подземном центре финской столицы транспортные и торговые объекты. Они также образцово решили вопрос государственно-частного партнерства, честно выплачивая инвесторам их дивиденды.

Однако главным на совещании все-таки был «мозговой штурм» нормативно-технических и организационных высот, в ходе которого было высказано множество предложений. Самой частой была ссылка на необходимость устранения правовой коллизии с Законом о недропользовании, где 5-метровая глубина считается вторжением в недра и, по словам, советника президента НОИЗ Владимира Беляева, заставляет нас формально нарушать этот закон.

Подземной урбанистике нужен закон

По мнению Елены Чугуевской, недавно перешедшей из Минрегиона в Минэкономики, нужен как отдельный отраслевой закон по подземной урбанистике, так и включение во все вновь принимаемые профильные законы разделов о подземном строительстве.

С ней был в целом солидарен и Вячеслав Ильичев, предложивший создать собственную модель правового регулирования.

Академик Осипов призвал хотя бы в подземном строительстве законодательно разорвать порочный круг:  начало проектирования, не дожидаясь результатов изысканий, и начало строительства до выработки проекта.

Михаил Посохин подчеркнул важность донесения взглядов участников до руководителей государственных органов, для которых подземное строительство все еще «terra incognita», и созвать для этого авторитетную конференцию, например, с участием мэра Москвы Сергея Собянина.

Яркую палитру мнений обобщил Леонид Кушнир, который сообщил, что в 2016 году  в Петербурге пройдет очередной международный форум по подземному строительству, и к этому времени нужно предложить государству свои решения.

По его словам, множество высказанных предложений уже в той или иной степени отражены в действующей законодательной базе. Поэтому надо привязать все высказанные пожелания к действующим законам. После их внесения надо создать профильную «дорожную карту» или подключиться к какой-либо существующей «дорожной карте» с графиком внесения в законодательство тех или иных изменений. Но в целом, подчеркнул президент НОИЗ, нужен отдельный свод правил для подземного строительства, утвержденный правительственным решением.

Организаторы совещания – Сергей Алпатов, Валерий Беляев, Евгений Ломакин тщательно подготовили проекты его итоговых документов. Однако в силу богатства и многообразия инициатив и предложений участников совещания 17 октября их предстоит еще скорректировать, дополнить и доработать.

Александр КОНДРАШОВ

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо