ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Зачем НОСТРОЙ установил искусственный мораторий для центров оценки квалификации?
15.01.2018

Зачем НОСТРОЙ установил искусственный мораторий для центров оценки квалификации?

Наступил новый 2018 год. Страна благополучно отпраздновала его, а также «старый» новый год. Символично, что есть такой праздник, когда мы празднуем то, чего нет уже 100 лет. Это вообще характерно для нашей страны и для стройки в частности, когда строительство ведется по нормативной документации, которая давно неактуальна.

Но гораздо более интересны случаи, когда явление есть, но делается вид, что его нет. Так, к сожалению, пока происходит с независимой оценкой квалификации в строительстве. При этом нормативно-правовая база у данного явления более чем солидная. Есть соответствующий федеральный закон, есть распоряжение Правительства Российской Федерации, есть целый пакет приказов Минтруда России. Но ситуация при этом не сдвигается с мертвой точки, несмотря на значительный интерес сообщества. Виной тому – искусственный мораторий Совета по профессиональным квалификациям в строительстве (СПК). Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Результаты работы СПК за 3 года
По итогам работы за последние несколько лет Совет по профессиональным квалификациям в строительстве (СПК) отчитался вполне достойно. Так, прошли обсуждение и получили одобрение Совета более 80 профстандартов. Актуализирован профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» в связи с принятием 372-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты».

В соответствии с приказами Минтруда России была проведена большая работа по формированию из профстандартов в области строительства квалификаций для независимой оценки. Более 100 из них вошли в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации (https://nok-nark.ru).

По обращениям ФУМО проводилась экспертиза федеральных государственных образовательных стандартов в области строительства. Причем как для высшего, так и для среднего профессионального образования.

В рамках мониторинга рынка труда проведен обзор и составлено описание строительной отрасли. Подготовлено описание 30 наиболее востребованных профессий для раздела «Строительство» государственного информационного ресурса «Справочник профессий» (http://spravochnik.rosmintrud.ru/). Были разработаны отраслевые рамки квалификаций для ИТР и для рабочих в сфере строительства. На эту работу, помимо средств НОСТРОЙ, были привлечены десятки миллионов рублей бюджетных средств.

При этом необходимо понимать, что СПК – это организация общественная, в него входят представители строительного сообщества, проектировщиков, архитекторов и изыскателей. Также присутствуют застройщики, представители производителей строительных материалов и строительных вузов. Но при этом основную работу делают представители базовой организации. В НОСТРОЙ этим вопросом всегда занимался департамент Профессионального образования. Директор департамента – Надежда Прокопьева стояла у истоков создания СПК, вошла в его состав и была назначена ответственным секретарем организации.

Как видим, работа проведена большая, но еще многое предстоит сделать. Так, ряд многообещающих проектов (например, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и организаций) были фактически заморожены в 2017 году,  когда профильный Департамент НОСТРОЙ бросили заниматься Национальным реестром специалистов в области строительства.

Кроме того, сейчас должна была начаться разработка профстандартов для профессиональных квалификаций стройиндустрии, для которой пока не разработано ни одного профстандарта.

Совершенно непонятно как СПК, вернее НОСТРОЙ как его базовая организация планирует справляться со всеми поставленными перед ним задачами. Особенно если учесть, что НОСТРОЙ перед Новым годом демонстративно убрал команду, создавшую все это, и теперь за профобразование в качестве руководителя департамента отвечает юрист.
Но вернемся к непосредственно независимой оценке квалификаций.

Давний мораторий
СПК, вернее НОСТРОЙ искусственно сдерживает развитие центров по оценке квалификаций (ЦОКов) в области строительства.

Вместе с тем организация проведения независимой оценки квалификации в области строительства – важнейшая функция СПК, которой его наделил Национальный совет при Президенте Российской Федерации в 2014 году. При этом, если для рабочих профессий ЦОКи, худо-бедно, но создаются, то с ИТРовцами картина печальна. Агентству новостей «Строительный бизнес» в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (https://nok-nark.ru)  среди перечня ЦОКов в области строительства удалось обнаружить только 1 имеющий отношение к ИТРовцам. Но его активность, согласно протоколам СПК, ограничивается 2015 и 2016 годами.

Формально мораторий в отношении создания ЦОКов по инженерно-техническим квалификациям был наложен еще 8 июня 2016 года (протокол СПК № 13 от 08.06.2016). Тогда в СПК обратилась организация ДорАудитСервис, представившая заявку на получения статус ЦОКа по квалификациям «Организация строительства». Не найдя формальных поводов отказать заявке, СПК тогда принял формулировку, которую стоит привести целиком: «Приостановить рассмотрение заявлений от организаций на наделение статусом центра оценки квалификаций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов для инженерно-технических работников. Основание – рассмотрение Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации проекта федерального закона № 938845-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства) а также рассмотрение Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации проекта федерального закона № 1029618-6 «О независимой оценке квалификаций» и необходимость выработки единого подхода к вопросу оценки квалификации (аттестации) инженерно-технических работников при принятии указанных законов».

Менее чем через месяц оба федеральных закона были приняты, но прошло уже полтора года и ситуация не сдвигается с места.

Нужна или не нужна независимая оценка квалификаций?
Независимая  оценка  квалификации   работников   - процедура подтверждения  соответствия  квалификации   соискателя   положениям профессионального  стандарта  или   квалификационным   требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» независимая оценка квалификаций проводится на добровольной основе. При этом она может производиться как в рамках отрасли, так и быть межотраслевой - так она успешно применяется в области сварки.

Независимая оценка квалификаций позволяет не только проверить знания, но и навыки соискателей, доказать, что они соответствуют профессиональному стандарту. Недаром показатели независимой оценки квалификаций находятся на контроле не только в Минтруде России, но и в Администрации Президента России.

Почему же она не начала широко применяться в строительной отрасли?

Может быть, нет нормативной базы? Но она есть: помимо федерального закона № 372-ФЗ, есть еще квалификационные стандарты, наличие которых у СРО предусмотрено ст. 555ГрК РФ. А в них включена независимая оценка квалификаций как механизм контроля соответствия работников организаций – членов СРО установленным требованиям. И СРО обязано в течение 2-х лет обязательно проверить, насколько сотрудники организаций-членов соответствуют установленным требованиям.

Может быть, профстандарт «Организатор строительства» не актуален или оценочные средства не разработаны? Тоже нет! Профессиональный стандарт «Организатор строительства» актуализирован и утвержден Приказами Минтруда России (от 26 июня 2017 г. N 516н) и Минюста России (18 июля 2017 г. N 47442). Комплекты оценочных средств по данному профстандарту разработаны,  утверждены протоколами самого СПК  и внесены в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Наконец, 27 декабря 2017 года решением Национального совета при Президенте России по квалификациям утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям в строительстве (протокол от 27.12.2017 № 25). Причем, как известно, НОСТРОЙ на всю эту работу денег не выделял, и она  оплачивалась за счет привлечения бюджетных субсидий.

После этого никаких аргументов для поддержаний искусственного моратория  нет. В настоящий момент образовалась ситуация, когда СПК создает административный барьер для развития независимой оценки квалификаций в области строительства и не дает СРО исполнять свои обязанности, утвержденные квалификационными стандартами. Возникают вопросы – «зачем» и «надолго ли»?

Редакция ancb.ru будет следить за развитием ситуации.

Игорь Шуваров

Информация взята из официального отчета СПК о деятельности за 2017 год, а также с официальных сайтов Национального совета при Президенте России по квалификациям и Национального агентства развития квалификаций.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо