ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
BIM в России. 2017.  <br />
В поисках <br />
лидерства
21.01.2018
Управление строительством

BIM в России. 2017.
В поисках
лидерства

Компании активно внедряют BIM-моделирование, чиновники также активно его тормозят

Буквально за последнюю неделю пришли новости о государственных программах по BIM еще из двух европейских стран – Италии и Ирландии. В Италии принят закон, в соответствии с которым с 2019 года вводится BIM-мандат на проекты госзаказа.  При этом поэтапно (до 2025 года) устанавливается снижаемый порог бюджета проекта (от 100 млн евро в 2019 до 0 в 2025), при превышении которого от его исполнителей будет требоваться применение информационного моделирования. В Ирландии завершена разработка национальной дорожной карты по переходу строительной отрасли на BIM. Теперь «коллекция» национальных дорожных карт по переходу на BIM пополнилась еще одним понятным и хорошо структурированным документом.

 

Напомню, что летом этого года появился документ европейской Рабочей группы по BIM с рекомендациями по написанию таких дорожных карт, поэтому создать качественный, реализуемый и учитывающий страновые особенности план не составляет труда. Как это получается у нас, как развивается наш рынок и национальная BIM программа - читайте в этой публикации.

 

Декабрь - месяц подведения итогов. Поэтому мне представляется весьма своевременным провести анализ наших достижений, побед, успехов, а также тактических и стратегических ошибок, и в то же время наметить пути выхода из тупиковой ситуации, в которой мы оказались на исходе 2017 года. Речь пойдет о процессе подготовки к переходу российской строительной отрасли на технологии BIM. Не ограничиваясь рамками 2017-го, мы проанализируем четырехлетний период (с марта 2014 года), когда наметились первые признаки государственного интереса к информационному моделированию в сфере строительства.

 

Начало

На заседании (4.03.2014) президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию, посвященном строительству, фактически был дан старт национальной программе по переходу на BIM. По результатам заседания, в частности, были даны следующие поручения Правительства РФ:

 - «2. Минстрою России (М.А.Меню)… с участием Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере и институтов развития подготовить стратегию инновационного развития строительной отрасли. Срок – 18 декабря 2014 года».

- «12. Минстрою России (М.А.Меню), Росстандарту (Г.И.Элькину) совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и институтами развития разработать и утвердить план поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства, включающий предоставление возможности проведения экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием таких технологий. Срок – 10 сентября 2014 года».

Откуда обычно идет посыл к внедрению BIM

Мировой опыт показывает нам различные модели трансформации отрасли, которые встречаются в разных странах в разных пропорциях:

«снизу» – когда реальный малый и средний бизнес находит преимущества в новых технологиях и берет их на вооружение для повышения эффективности и конкурентоспособности, даже при условии сохранения прежних правил регулирования в отрасли и отсутствии требований со стороны заказчиков;

«сверху» – когда применение BIM диктует государственный заказчик, заинтересованный в рачительном расходовании бюджетных средств, создавая при этом новую регуляторную среду и актуализируя нормативную базу;

«срединная» - когда следуя инновационной повестке, на новые технологии переходят крупные вертикально-интегрированные компании и холдинги, при этом лоббируя переход отрасли на государственном уровне (наверх) и выстраивая своих подрядчиков (внизу) для работы по-новому.

 

Анализ развития российского рынка информационного моделирования показывает, что серьезные проекты внедрения в крупных компаниях начались в кризис 2008-2009 годов, а к 2014-му уже было достаточно заинтересованных сторон, чтобы вынести данный вопрос на повестку заседания 4 марта.

 

Вне всякого сомнения, поручения Правительства положили начало внедрению BIM «сверху» и продемонстрировали лидерство государства в столь важном для отрасли вопросе. В 2014 Россия присоединилась к группе развитых стран, разрабатывающих национальную программу по BIM.

 

Первые шаги вперед: стандарты и коммуникации

Что же касается реализации поручений Правительства, то и спустя почти четыре года выполнены они лишь частично. Стратегия инновационного развития строительной отрасли (п.2), рассчитанная до 2030 года, до сих пор не принята. Скромный план внедрения BIM (п.12), утвержденный Минстроем в декабре 2014, тем не менее запустил продолжающуюся и сегодня разработку государственных стандартов и сводов правил по BIM, позволил провести ряд пилотных проектов, которые из-за недостаточной подготовки и частой смены кураторов BIM в Минстрое практически не дали адекватных результатов для модернизации нормативной базы.

В то же время большой положительный эффект для рынка имели широкие коммуникации и пиар, сопровождавшие реализацию плана: выступления министра, его заместителей, глав департаментов, в том числе заявлявших о намерениях ввести BIM-мандат с 2019 года. С участием регулятора проводилось большое количество мероприятий, популяризирующих инновации, мотивирующих участников рынка брать на вооружение новые технологии. Постепенно сформировалось профессиональное сообщество, компетентное в вопросах применения информационного моделирования, сформировавшее костяк Рабочей группы, взаимодействовавшее с Минстроем и оказывавшее регулятору отрасли экспертную поддержку.

 

Госсовет по строительству и шаг назад

 

17 мая 2016 г. состоялось заседание Госсовета, где среди поручений Президента РФ значилось: «…разработать и утвердить план мероприятий по внедрению технологий информационного моделирования в сфере строительства. Срок – 1 сентября 2016 года».

Спустя два года после первого шага в направлении инноваций повторилось фактически то же поручение, только теперь ответственность за его исполнение уже возлагалась на Правительство РФ.

План мероприятий (дорожная карта) был принят и подписан курирующим строительство вице-премьером 11 апреля 2017 года. Однако вышедший из недр его аппарата план решает совершенно иную задачу: введение новой стадии проекта - обоснования инвестиций (ОБИН). При этом значение основного предмета поручений – внедрения технологий информационного моделирования - в нем девальвировано до вспомогательной роли для введения ОБИН. (Всего полтора пункта дорожной карты из 18 посвящено вопросам информационного моделирования). Таким образом, дорожная карта ОБИН-BIM никак не может считаться выполнением поручения Президента (Пр-1138ГС, п.2 б) по результатам Госсовета. 

 

Следует отметить, что еще на стадии обсуждения практикующее профессиональное сообщество весьма критически высказалось относительно данного документа, а на Экспертном совете Правительства данная дорожная карта получила неудовлетворительную оценку. Однако большинство федеральных органов исполнительной власти, госкомпании и национальные объединения, включая НОПРИЗ, ее согласовали, и она была принята в первоначальном виде.

 

Таким образом, подписанная вице-премьером дорожная карта по ОБИН-BIM является сегодня единственным действующим документом столь высокого уровня, отражающим намерения государства по внедрению технологий информационного моделирования. При этом в нем отсутствуют ключевые положения, которые должен иметь подобный документ национального масштаба.

Более того, принятая дорожная карта искажает смысл информационного моделирования, ограничивая его исключительно поддержкой предпроектной стадии (пусть вас не вводят в заблуждение упоминания жизненного цикла). Если строго следовать тексту дорожной карты, в части подготовки внедрения BIM никаких мероприятий за исключением разработки национальных стандартов информационного моделирования на федеральном уровне не должно происходить. И не происходит.

 

  1. сожалением приходится признать, что в 2017 г. в части развития национальной программы внедрения BIM-технологий Россия отклонилась от общемирового тренда, в котором развиваются передовые страны Востока и Запада, и в котором идет наш сосед Казахстан, и пошла «своим путем».

 

 

BIM и Цифровая экономика

 

Информационное моделирование играет ключевую роль в цифровой трансформации строительной отрасли. В июле 2017 г., когда была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации», предполагалось, что все действующие отраслевые документы, в том числе дорожные карты, будут актуализированы в соответствии с положениями программы. Однако с дорожной картой по ОБИН-BIM этого не произошло. Об очевидных несоответствиях в этих двух документах речь идет в публикации «Цифровая экономика и BIM: векторы несовпадения».

Строительство как выделенное отраслевое направление не вошло в программу «Цифровая экономика Российской Федерации», хотя в предварительных версиях документа и присутствовало (президент НОПРИЗ Михаил Посохин сетует по этому поводу в  статье «Цифра  и строительный комплекс», приводя весомые аргументы, с которыми трудно не согласиться). Однако я считаю сей факт весьма символичным. Очевидно, отрасль, прежде всего на управленческом уровне, ментально еще не «созрела» до цифрового формата работы, если не смогла разработать и принять адекватные стратегические документы. Но ведь и в НОПРИЗе, год назад проигнорировав единодушное мнение своего комитета по инновациям, вопреки интересам проектировщиков и изыскателей, послушно поддержали присланную «сверху» дорожную карту ОБИН-BIM, в которой и близко ничего нет из того, к чему ныне призывает президент этого национального объединения.

 

Смена лидера?

Почему в данном контексте обязательно говорить о лидерстве? Не заходя в дебри управленческой теории, следует прояснить, что для достижения успеха национальная программа перехода на BIM должна иметь основного драйвера –  персону или организацию, назначенного или образовавшегося естественным образом. В первом случае это может быть назначенная государством целевая группа, деятельность которой оплачивается, или отдельные правительственные чиновники, или департамент, а во втором – авторитетные профессиональные объединения, объединяющие участников рынка, которые на условиях самофинансирования берут на себя разработку необходимых документов и затем представляют их в структуры государственного управления.

 

В условиях, когда на федеральном уровне временно утрачено лидерство в направлении внедрения информационного моделирования, независимо и самостоятельно развиваются отраслевые программы (Корпорация «Росатом», РЖД, Росавтодор и др.), а также программы отдельных субъектов Федерации (Москва, Санкт-Петербург). Стоит особо отметить намерения Москвы, объявившей о выполнении программы «Реновации» с применением технологий информационного моделирования.

Параллельно идет внедрение информационного моделирования в организациях. Расширяется практика его применения, выходя за рамки чисто проектирования. Появляются российские программные разработки по BIM-тематике. Недавно состоявшийся в рамках Дня инноваций в архитектуре и строительстве BIM Форум, как и многие другие конференции, демонстрируют высокий (и по мировым меркам) уровень реализации проектов с BIM, уже сегодня достигаемый нашими коллегами, а также сложность решаемых задач. Десятки новых имен компаний, сотни новых интереснейших проектов. Огромный рывок в развитии, уровне применения BIM и охвате компаний рынка совершен за последние годы, не в последнюю очередь благодаря широким коммуникациям по этой тематике от Минстроя и его структур. В этом смысле можно говорить о лидерстве участников рынка, которое выражается через деятельность отраслевых ассоциаций. И этот вариант может оказаться ничуть не хуже федерально-министерского.

 

«Работа над ошибками» и обязательные компоненты национальной BIM программы

 

На каком бы уровне ни разрабатывалась национальная программа, у нее должен быть обязательный набор компонентов, который пока у нас отсутствует.

  1. Цели. Для чего государство (отрасль) озаботилось внедрением BIM? Получать цифровой актив вместе с построенным объектом, чтобы представлять, что же в итоге вышло, и обеспечивать эффективную эксплуатацию? Чтобы следить за ходом строительства, оптимизировать сроки? Сокращать полную стоимость владения? Обеспечить высокие экологические показатели? Обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств? Например, в упоминавшейся ранее программе Республики Ирландии фигурируют следующие показатели: сокращение на 20% сроков реализации проектов, сокращение на 20% капитальных затрат, рост экспорта строительных услуг на 20% к 2021 году.  Цели диктуются национальными приоритетами и должны определяться на месте. Британцы хотят достичь глобального лидерства в цифровом строительстве, сингапурцы – повысить на 25% производительность труда и сократить количество низкоквалифицированной (мигрантской) рабочей силы на стройплощадке.
  2. BIM-мандат – обязательность применения технологий BIM для какого-то вида объектов или для проектов, финансируемых из бюджетов всех уровней или с определением порога бюджета проекта, как в Италии, например. Будет ли вводиться BIM-мандат вообще? Сколько лет дается на подготовку отрасли? В каком виде, форматах будет «закупаться информация»? Как должны измениться закупочные процедуры, законодательная база о госзакупках? Как специфицировать BIM?
  3. Стандартизация. Как будет выглядеть национальная система BIM-стандартов? Будет ли сделан акцент на применение открытых стандартов, прежде всего разрабатываемых организацией buildingSMART? Будут ли бесплатно доступны отрасли все разработанные государственные стандарты?
  4. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность, страхование, формы контрактов для поддержки коллективной работы.
  5. Образование и кадры. Высшее образование и подготовка специалистов, переподготовка профессиональных кадров. Чему и как учить? Программы сертификации.

И, в конечном итоге, лидерство. Кто все это напишет и будет реализовывать?  Будет ли это чиновник, который все делает, исходя из сегодняшних конъюнктурных интересов, или это будет документ, отражающий реальное положение дел, стратегические цели отрасли в цифровом будущем и пути их достижения, и разработанный в результате консенсуса широким профессиональным сообществом, к мнению которого прислушается законодатель.

 

Марина Король,

генеральный директор ООО «КОНКУРАТОР», зам. председателя ПК-5 ТК-465 «Строительство», зам. председателя российского отд. buildingSMART, профессор, член-корреспондент  МААМ

 

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо