BIM в России. 2017.
В поисках
лидерства
Буквально за последнюю неделю пришли новости о государственных программах по BIM еще из двух европейских стран – Италии и Ирландии. В Италии принят закон, в соответствии с которым с 2019 года вводится BIM-мандат на проекты госзаказа. При этом поэтапно (до 2025 года) устанавливается снижаемый порог бюджета проекта (от 100 млн евро в 2019 до 0 в 2025), при превышении которого от его исполнителей будет требоваться применение информационного моделирования. В Ирландии завершена разработка национальной дорожной карты по переходу строительной отрасли на BIM. Теперь «коллекция» национальных дорожных карт по переходу на BIM пополнилась еще одним понятным и хорошо структурированным документом.
Напомню, что летом этого года появился документ европейской Рабочей группы по BIM с рекомендациями по написанию таких дорожных карт, поэтому создать качественный, реализуемый и учитывающий страновые особенности план не составляет труда. Как это получается у нас, как развивается наш рынок и национальная BIM программа - читайте в этой публикации.
Декабрь - месяц подведения итогов. Поэтому мне представляется весьма своевременным провести анализ наших достижений, побед, успехов, а также тактических и стратегических ошибок, и в то же время наметить пути выхода из тупиковой ситуации, в которой мы оказались на исходе 2017 года. Речь пойдет о процессе подготовки к переходу российской строительной отрасли на технологии BIM. Не ограничиваясь рамками 2017-го, мы проанализируем четырехлетний период (с марта 2014 года), когда наметились первые признаки государственного интереса к информационному моделированию в сфере строительства.
Начало
На заседании (4.03.2014) президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию, посвященном строительству, фактически был дан старт национальной программе по переходу на BIM. По результатам заседания, в частности, были даны следующие поручения Правительства РФ:
- «2. Минстрою России (М.А.Меню)… с участием Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере и институтов развития подготовить стратегию инновационного развития строительной отрасли. Срок – 18 декабря 2014 года».
- «12. Минстрою России (М.А.Меню), Росстандарту (Г.И.Элькину) совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и институтами развития разработать и утвердить план поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства, включающий предоставление возможности проведения экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием таких технологий. Срок – 10 сентября 2014 года».
Откуда обычно идет посыл к внедрению BIM
Мировой опыт показывает нам различные модели трансформации отрасли, которые встречаются в разных странах в разных пропорциях:
«снизу» – когда реальный малый и средний бизнес находит преимущества в новых технологиях и берет их на вооружение для повышения эффективности и конкурентоспособности, даже при условии сохранения прежних правил регулирования в отрасли и отсутствии требований со стороны заказчиков;
«сверху» – когда применение BIM диктует государственный заказчик, заинтересованный в рачительном расходовании бюджетных средств, создавая при этом новую регуляторную среду и актуализируя нормативную базу;
«срединная» - когда следуя инновационной повестке, на новые технологии переходят крупные вертикально-интегрированные компании и холдинги, при этом лоббируя переход отрасли на государственном уровне (наверх) и выстраивая своих подрядчиков (внизу) для работы по-новому.
Анализ развития российского рынка информационного моделирования показывает, что серьезные проекты внедрения в крупных компаниях начались в кризис 2008-2009 годов, а к 2014-му уже было достаточно заинтересованных сторон, чтобы вынести данный вопрос на повестку заседания 4 марта.
Вне всякого сомнения, поручения Правительства положили начало внедрению BIM «сверху» и продемонстрировали лидерство государства в столь важном для отрасли вопросе. В 2014 Россия присоединилась к группе развитых стран, разрабатывающих национальную программу по BIM.
Первые шаги вперед: стандарты и коммуникации
Что же касается реализации поручений Правительства, то и спустя почти четыре года выполнены они лишь частично. Стратегия инновационного развития строительной отрасли (п.2), рассчитанная до 2030 года, до сих пор не принята. Скромный план внедрения BIM (п.12), утвержденный Минстроем в декабре 2014, тем не менее запустил продолжающуюся и сегодня разработку государственных стандартов и сводов правил по BIM, позволил провести ряд пилотных проектов, которые из-за недостаточной подготовки и частой смены кураторов BIM в Минстрое практически не дали адекватных результатов для модернизации нормативной базы.
В то же время большой положительный эффект для рынка имели широкие коммуникации и пиар, сопровождавшие реализацию плана: выступления министра, его заместителей, глав департаментов, в том числе заявлявших о намерениях ввести BIM-мандат с 2019 года. С участием регулятора проводилось большое количество мероприятий, популяризирующих инновации, мотивирующих участников рынка брать на вооружение новые технологии. Постепенно сформировалось профессиональное сообщество, компетентное в вопросах применения информационного моделирования, сформировавшее костяк Рабочей группы, взаимодействовавшее с Минстроем и оказывавшее регулятору отрасли экспертную поддержку.
Госсовет по строительству и шаг назад
17 мая 2016 г. состоялось заседание Госсовета, где среди поручений Президента РФ значилось: «…разработать и утвердить план мероприятий по внедрению технологий информационного моделирования в сфере строительства. Срок – 1 сентября 2016 года».
Спустя два года после первого шага в направлении инноваций повторилось фактически то же поручение, только теперь ответственность за его исполнение уже возлагалась на Правительство РФ.
План мероприятий (дорожная карта) был принят и подписан курирующим строительство вице-премьером 11 апреля 2017 года. Однако вышедший из недр его аппарата план решает совершенно иную задачу: введение новой стадии проекта - обоснования инвестиций (ОБИН). При этом значение основного предмета поручений – внедрения технологий информационного моделирования - в нем девальвировано до вспомогательной роли для введения ОБИН. (Всего полтора пункта дорожной карты из 18 посвящено вопросам информационного моделирования). Таким образом, дорожная карта ОБИН-BIM никак не может считаться выполнением поручения Президента (Пр-1138ГС, п.2 б) по результатам Госсовета.
Следует отметить, что еще на стадии обсуждения практикующее профессиональное сообщество весьма критически высказалось относительно данного документа, а на Экспертном совете Правительства данная дорожная карта получила неудовлетворительную оценку. Однако большинство федеральных органов исполнительной власти, госкомпании и национальные объединения, включая НОПРИЗ, ее согласовали, и она была принята в первоначальном виде.
Таким образом, подписанная вице-премьером дорожная карта по ОБИН-BIM является сегодня единственным действующим документом столь высокого уровня, отражающим намерения государства по внедрению технологий информационного моделирования. При этом в нем отсутствуют ключевые положения, которые должен иметь подобный документ национального масштаба.
Более того, принятая дорожная карта искажает смысл информационного моделирования, ограничивая его исключительно поддержкой предпроектной стадии (пусть вас не вводят в заблуждение упоминания жизненного цикла). Если строго следовать тексту дорожной карты, в части подготовки внедрения BIM никаких мероприятий за исключением разработки национальных стандартов информационного моделирования на федеральном уровне не должно происходить. И не происходит.
- сожалением приходится признать, что в 2017 г. в части развития национальной программы внедрения BIM-технологий Россия отклонилась от общемирового тренда, в котором развиваются передовые страны Востока и Запада, и в котором идет наш сосед Казахстан, и пошла «своим путем».
BIM и Цифровая экономика
Информационное моделирование играет ключевую роль в цифровой трансформации строительной отрасли. В июле 2017 г., когда была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации», предполагалось, что все действующие отраслевые документы, в том числе дорожные карты, будут актуализированы в соответствии с положениями программы. Однако с дорожной картой по ОБИН-BIM этого не произошло. Об очевидных несоответствиях в этих двух документах речь идет в публикации «Цифровая экономика и BIM: векторы несовпадения».
Строительство как выделенное отраслевое направление не вошло в программу «Цифровая экономика Российской Федерации», хотя в предварительных версиях документа и присутствовало (президент НОПРИЗ Михаил Посохин сетует по этому поводу в статье «Цифра и строительный комплекс», приводя весомые аргументы, с которыми трудно не согласиться). Однако я считаю сей факт весьма символичным. Очевидно, отрасль, прежде всего на управленческом уровне, ментально еще не «созрела» до цифрового формата работы, если не смогла разработать и принять адекватные стратегические документы. Но ведь и в НОПРИЗе, год назад проигнорировав единодушное мнение своего комитета по инновациям, вопреки интересам проектировщиков и изыскателей, послушно поддержали присланную «сверху» дорожную карту ОБИН-BIM, в которой и близко ничего нет из того, к чему ныне призывает президент этого национального объединения.
Смена лидера?
Почему в данном контексте обязательно говорить о лидерстве? Не заходя в дебри управленческой теории, следует прояснить, что для достижения успеха национальная программа перехода на BIM должна иметь основного драйвера – персону или организацию, назначенного или образовавшегося естественным образом. В первом случае это может быть назначенная государством целевая группа, деятельность которой оплачивается, или отдельные правительственные чиновники, или департамент, а во втором – авторитетные профессиональные объединения, объединяющие участников рынка, которые на условиях самофинансирования берут на себя разработку необходимых документов и затем представляют их в структуры государственного управления.
В условиях, когда на федеральном уровне временно утрачено лидерство в направлении внедрения информационного моделирования, независимо и самостоятельно развиваются отраслевые программы (Корпорация «Росатом», РЖД, Росавтодор и др.), а также программы отдельных субъектов Федерации (Москва, Санкт-Петербург). Стоит особо отметить намерения Москвы, объявившей о выполнении программы «Реновации» с применением технологий информационного моделирования.
Параллельно идет внедрение информационного моделирования в организациях. Расширяется практика его применения, выходя за рамки чисто проектирования. Появляются российские программные разработки по BIM-тематике. Недавно состоявшийся в рамках Дня инноваций в архитектуре и строительстве BIM Форум, как и многие другие конференции, демонстрируют высокий (и по мировым меркам) уровень реализации проектов с BIM, уже сегодня достигаемый нашими коллегами, а также сложность решаемых задач. Десятки новых имен компаний, сотни новых интереснейших проектов. Огромный рывок в развитии, уровне применения BIM и охвате компаний рынка совершен за последние годы, не в последнюю очередь благодаря широким коммуникациям по этой тематике от Минстроя и его структур. В этом смысле можно говорить о лидерстве участников рынка, которое выражается через деятельность отраслевых ассоциаций. И этот вариант может оказаться ничуть не хуже федерально-министерского.
«Работа над ошибками» и обязательные компоненты национальной BIM программы
На каком бы уровне ни разрабатывалась национальная программа, у нее должен быть обязательный набор компонентов, который пока у нас отсутствует.
- Цели. Для чего государство (отрасль) озаботилось внедрением BIM? Получать цифровой актив вместе с построенным объектом, чтобы представлять, что же в итоге вышло, и обеспечивать эффективную эксплуатацию? Чтобы следить за ходом строительства, оптимизировать сроки? Сокращать полную стоимость владения? Обеспечить высокие экологические показатели? Обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств? Например, в упоминавшейся ранее программе Республики Ирландии фигурируют следующие показатели: сокращение на 20% сроков реализации проектов, сокращение на 20% капитальных затрат, рост экспорта строительных услуг на 20% к 2021 году. Цели диктуются национальными приоритетами и должны определяться на месте. Британцы хотят достичь глобального лидерства в цифровом строительстве, сингапурцы – повысить на 25% производительность труда и сократить количество низкоквалифицированной (мигрантской) рабочей силы на стройплощадке.
- BIM-мандат – обязательность применения технологий BIM для какого-то вида объектов или для проектов, финансируемых из бюджетов всех уровней или с определением порога бюджета проекта, как в Италии, например. Будет ли вводиться BIM-мандат вообще? Сколько лет дается на подготовку отрасли? В каком виде, форматах будет «закупаться информация»? Как должны измениться закупочные процедуры, законодательная база о госзакупках? Как специфицировать BIM?
- Стандартизация. Как будет выглядеть национальная система BIM-стандартов? Будет ли сделан акцент на применение открытых стандартов, прежде всего разрабатываемых организацией buildingSMART? Будут ли бесплатно доступны отрасли все разработанные государственные стандарты?
- Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность, страхование, формы контрактов для поддержки коллективной работы.
- Образование и кадры. Высшее образование и подготовка специалистов, переподготовка профессиональных кадров. Чему и как учить? Программы сертификации.
И, в конечном итоге, лидерство. Кто все это напишет и будет реализовывать? Будет ли это чиновник, который все делает, исходя из сегодняшних конъюнктурных интересов, или это будет документ, отражающий реальное положение дел, стратегические цели отрасли в цифровом будущем и пути их достижения, и разработанный в результате консенсуса широким профессиональным сообществом, к мнению которого прислушается законодатель.
Марина Король,
генеральный директор ООО «КОНКУРАТОР», зам. председателя ПК-5 ТК-465 «Строительство», зам. председателя российского отд. buildingSMART, профессор, член-корреспондент МААМ
Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.