ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Минстрой  не обеспечил контроль за реализацией приоритетных проектов – Счетная палата
05.02.2018

Минстрой не обеспечил контроль за реализацией приоритетных проектов – Счетная палата

Коллегия Счетной Палаты России рассмотрела итоги проверки Минстроя России в части реализации в 2016-2017 годах приоритетных проектов и выявила множество ошибок и недочетов.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка обоснованности и целевого использования средств, предоставленных в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках субсидий на поддержку государственных программ субъекта Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды основного мероприятия «Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» и субсидий на мероприятия подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье») государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

С докладом выступил аудитор Юрий Росляк.

 Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды»*
В ходе проверки установлено, что Минстрой России, как функциональный заказчик и исполнитель Приоритетного проекта, не обеспечил в 2016-2017 гг. соответствующую подготовку его реализации. «Работа по своевременной разработке и принятию нормативных правовых актов, а также проведению оценки готовности регионов и муниципалитетов к реализации мероприятий Проекта надлежащим образом не осуществлялась, что в итоге привело к многочисленным недостаткам и нарушениям, в том числе низкому уровню освоения бюджетных средств и невыполнению запланированных показателей реализации проекта», - заявил в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Юрий Росляк.

В 2017 г. на реализацию Приоритетного проекта из федерального бюджета были выделены субсидии в размере 25,1 млрд руб., которые были распределены 81 региону. Кроме того, на реализацию основного мероприятия по обустройству парков дополнительно выделены субсидии в размере 500 млн руб., которые распределены 72 регионам.

На 1 октября 2017 г. кассовое исполнение по Приоритетному проекту составило 15,2 млрд руб. или около 61% (в 20 регионах уровень исполнения составил от 2,03% (Тульская область) до 28,73% (Вологодская область), по основному мероприятию по обустройству мест массового отдыха (городским паркам) – 0,42 млрд руб. или около 83 % (в Псковской области уровень исполнения составил 9,9 %, в Чувашии – 12,5%, Иркутской области – 27%; в Республиках Мордовия, Хакасия, Смоленской и Тульской областях расходы не осуществлялись).

По состоянию на 1 декабря 2017 г. кассовое исполнение по Приоритетному проекту составило 19,4 млрд руб. или 77,1%, по основному мероприятию – 441,8 млн руб. или 88,4 %.

По состоянию на 1 ноября 2017 г. благоустроено 13,5 тыс. дворовых территорий, или 68,4% от запланированного, 1,4 тыс. общественных территорий или 56%, 113 городских парков или 51,4%.

Работы продолжались по 5,4 тыс. дворов или 27%, по 1,1 тыс. общественных территорий или 42,3% и по 95 городским паркам или 43,2 %.

При этом в 28 регионах на указанную дату не были заключены контракты на выполнение работ по благоустройству дворов по 339 объектам, в 26 регионах – на выполнение работ по благоустройству общественных территорий по 75 объектам и в 5 регионах – на выполнение работ по благоустройству городских парков по 7 объектам.

«Учитывая, что на 738 объектах благоустройства работы не ведутся, а также принимая во внимание сезонность выполнения работ, климатические условия различных регионов и рекомендуемые сроки озеленения территорий, имеются риски невыполнения запланированных показателей Проекта на 2017 год в полном объеме в установленные сроки, а также риски их некачественного выполнения», - констатировал аудитор.

По предварительным данным на 1 января 2018 г. кассовое исполнение по Приоритетному проекту составило 24,4 млрд руб. или 97,3%, по основному мероприятию - 492,8 млн руб. или 98,6%. Благоустроено около 98% объектов (дворовых, общественных территорий, городских парков).

В ходе проверки было установлено неэффективное отвлечение Минстроем в 2017 г. средств Резервного фонда Правительства в размере 279,3 млн руб., которые не были распределены Тюменской области (172,9 млн руб.) из-за отказа региона заключить соглашение о предоставлении субсидии и Ханты-Мансийскому автономному округу (106,4 млн руб.) из-за отсутствия у округа потребности в получении субсидии в полном объеме.

Кроме того, отдельными регионами не были соблюдены установленные сроки принятия региональных государственных программ по формированию комфортной городской среды или внесения в них соответствующих изменений, что, в свою очередь, свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Минстроя за выполнением регионами принятых обязательств в рамках заключенных соглашений о предоставлении субсидии.

Приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье»**
В 2016 г. средства на реализацию указанных мероприятий предоставлялись в рамках Подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг.

В 2016 г. кассовые расходы по субсидиям на реализацию мероприятий Подпрограммы составили 4,2 млрд руб. или 96% предусмотренного объема бюджетных ассигнований. В 2017 г. на реализацию Проекта предусмотрены субсидии в размере 20,3 млрд руб. По предварительным данным кассовые расходы по состоянию на 1 января 2018 г. составили 19,6 млрд руб. или 96,3% годовых бюджетных назначений.

Как было отмечено на Коллегии, участие регионов в реализации Подпрограммы и Проекта носит заявительный характер (в 2016 г. приняло участие 18 регионов, в 2017 г. – 33 региона). При этом потребность регионов в финансовой поддержке жилищного строительства Минстроем не анализировалась, влияние выполняемых мероприятий на стоимость жилья, реализуемого гражданам, не рассматривалось, оценка эффективности Подпрограммы за предыдущий период ее реализации и влияние на повышение доступности жилья не проводились.

Счетная палата также обратила внимание на отсутствие взаимосвязи целевых показателей Проекта и Подпрограммы с выполняемыми мероприятиями, а также объемами их финансирования. Так, при установленном в ФЦП «Жилище» показателе на 2016 г., предусматривающем ввод 1,1 млн кв. м жилья, регионы отчитались за ввод 4,15 млн кв.м жилья (или 377% установленного показателя). При этом данный показатель был достигнут регионами при неполном использовании субсидии (93,5%), значительном уменьшении расходов консолидированных бюджетов (50,5% от предусмотренных ФЦП), а также вводе в эксплуатацию только 4 объектов социальной и транспортной инфраструктуры из запланированных 50-ти объектов.

По итогам проверки хода реализации мероприятий Подпрограммы и Проекта были выявлены различные нарушения и недостатки, в том числе

- предоставление субсидий, которые направлялись преимущественно на строительство школ, детских садов, а также автомобильных дорог в районах массовой застройки в нарушение действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации без учета их отраслевой направленности (по подразделу 14 03 «Прочие нужды» и коду вида расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности»);

- строительство 77 объектов социальной инфраструктуры и улично-дорожной сети в рамках Подпрограммы и Проекта осуществлялось без их включения Минстроем в ФАИП, что не соответствует требованиям Бюджетного кодекса. В результате сроки строительства объектов значительно превышают нормативно обоснованные, происходит их удорожание, увеличиваются объемы незавершенного строительства, которые при этом в бюджетной отчетности Минстроя и регионов не отражаются;

- в нарушение Правил предоставления субсидий в 2016 году средства в размере 135,1 млн руб., невостребованные Ивановской и Волгоградской областями, не были перераспределены Минстроем на те же цели другим регионам, а были в рамках исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2016 г. направлены на улучшение жилищных условий сотрудников Минстроя, Минфина и Минэкономразвития;

- в 2016 г. возврат в бюджеты Владимирской, Оренбургской и Самарской областей не использованных в 2015 г. остатков субсидий, потребность в которых подтверждена, осуществлен Минстроем с нарушением установленных Бюджетным кодексом сроков. Кроме того, из-за разногласий с Минфином в бюджет Ульяновской области не были возвращены неиспользованные в 2015 г. остатки в сумме 80,5 млн руб., что свидетельствует о недостатках нормативного регулирования механизма принятия решения по указанному вопросу;

- завышение Минстроем в 2016 г. уровня софинансирования расходного обязательства региона в связи с неправильным применением значения уровня расчетной бюджетной обеспеченности региона на очередной финансовый год. В результате субсидия, предоставленная Ульяновской области, была завышена на 52,8 млн руб., Воронежской области – на 16 млн руб.;

- отсутствие контроля со стороны Минстроя за соблюдением Правительствами Мордовии и Кабардино-Балкарии принятых обязательств по финансированию мероприятий согласно заключенным соглашениям о предоставлении субсидии, что создало условия для совершения двумя указанными регионами бюджетных нарушений, выразившихся в недофинансировании мероприятий из региональных бюджетов.

- несопоставимость отчетных данных Минстроя о реализации ФЦП «Жилище» в 2016 г., направленных в Минэкономразвития, с данными об исполнении соглашений, размещенными регионами в ФГИС «Электронный бюджет» (расхождение составляет 450 тыс. кв. м, или 12%). При этом сверка отчетных данных или проверка информации, размещенной регионами, нормативными актами не предусмотрена.

- отсутствие взаимосвязи и взаимоувязки Подпрограммы с другими государственными программами, в частности, с программой «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 гг.***

Справочно:
*Основная цель Приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» - создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации путем реализации ежегодно (в период с 2017 по 2020 гг.) комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству в регионах, в том числе реализации к 2020 г. 400 комплексных проектов по благоустройству.

**Основная цель Приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» - увеличение объемов ввода жилья в 2017-2020 гг. за счет внебюджетных источников финансирования на 20,4 млн. кв. м.
Проект реализуется через софинансирование за счет субсидий из федерального бюджета проектов массового жилищного строительства в части обеспечения их социальной и транспортной инфраструктурой в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы. При этом субсидии используются на строительство объектов социальной инфраструктуры, на строительство или реконструкцию автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой застройки, а также на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам под обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для строительства жилья экономкласса.

*** В рамках реализации подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» ФЦП «Жилище» создаются места в дошкольных и образовательных учреждениях муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Так, в 2016 г. обеспечено софинансирование строительства 13 детских садов на 2 960 мест и 4 школ на 3 295 мест; в 2017 г. с участием средств федерального бюджета строятся 26 объектов образования в районах массовой застройки жилыми домами.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо