ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
ФАС развивает конкуренцию,  «пятый антимонопольный пакет»  и борется с картелями
21.03.2018

ФАС развивает конкуренцию, «пятый антимонопольный пакет» и борется с картелями

15 марта состоялось очередное заседание Общественного совета при Федеральной антимонопольной службе России. Мероприятие прошло под председательством ректора Московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова с участием членов Общественного совета и руководителя ФАС России Игоря Артемьева.

Руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев ознакомил участников заседания с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 гг. и выразил надежду на то, что благодаря реализации этих норм в экономике страны должны произойти позитивные сдвиги. По его словам, Правительство России уже дало соответствующее поручение во исполнение, а министерства подготовили Дорожные карты развития конкуренции по отраслям:  «В ближайшее время мы отправим сводный план по отраслям в Правительство России», - пообещал Артемьев,  ведь в последние годы в ряде регионов эти задачи практически не решены. Необходимо в плане развития конкуренции в субъектах Российской Федерации закрепить цифровые показатели диверсификации экономики (например, сколько частных аптек, частных транспортных компаний, частных школ должно быть в регионе).

Как уточнил Игорь Артемьев, «у регионов будет право выбора. Всего в плане будет 40-50 параметров, которые необходимо будет реализовать в регионе в течение ближайших 3 лет. Но регион самостоятельно может выбрать только 70% параметров для исполнения. Например, если в регионе нет портов, то он никак не сможет выполнить этот параметр. Тогда губернатор может выбрать другие пункты, которые реально выполнить в регионе в целях развития конкуренции, снятия административных барьеров и повышения инвестиционной привлекательности территории».

Кроме того, в ходе заседания Общественного совета обсуждались вопросы, связанные с изменением антимонопольного законодательства в эпоху цифровой экономики и с изменением Уголовного Кодекса России в части ужесточения наказания за участие в картельном сговоре. Глава ФАС России предложил членам Общественного Совета ознакомиться с этими документами и представить свои замечания и предложения по их доработке.

О «пятом пакете» и интеллектуальном праве творца
Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский представил проект «пятого антимонопольного пакета» законов, который должен усовершенствовать антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики. На сегодняшний день есть поручение Правительства РФ, данное по результатам слушания доклада о состоянии конкуренции, и Правительственная программа, связанная с цифривизацией экономики, где эти положения также нашли отражение.

Во времена принятия «четвертого антимонопольного пакета» законов было полное соответствие лучшим мировым практикам антимонопольного регулирования, однако эти практики сразу же ушли вперед, и страны Европейского союза, и Россия, оказались не готовы к тем вызовам, которые стоят перед цифровой экономикой. Сейчас наибольшую капитализацию получают платформы, обеспечивающие контакт продавцов и покупателей – их капитализация растет, не имея материальных ресурсов, а антимонопольное законодательство, как оказывается, практически бессильно. К примеру, в Германии был очень быстро принят соответствующий закон и введены новые категории подхода к определению «доминирующего положения».

По словам Сергея Пузыревского, проблема состоит в том, что в современных условиях некоторые стандартные категории антимонопольного регулирования не работают на цифровых рынках. А «пятый антимонопольный пакет» как раз и отвечает тому, как законодательство будет работать в условиях новых вызовов, предполагающих наличие рыночной силы без обладания материальными ресурсами. Поэтому в законодательство вводится новая категория «доминирующего положения».

Второй проблемой стал переход товара в сеть Интернет. Теперь взаимодействие субъектов происходит в электронной форме, появляются цифровые алгоритмы, которые могут устанавливать контакт между конкурентами. Разоблачить или выявить такой контакт бывает достаточно сложно, поэтому появляется новый элемент регулирования, направленный на ограничение конкуренции.

Темой для новых поправок стали и ценовые алгоритмы, которые анализируют рынки и подстраивают цену. В случае если компании используют эти алгоритмы для оптимизации взаимоотношений с конкурентами, тогда можно говорить, в том числе, о картельных сговорах. Поэтому в законодательстве появятся дополнительные критерии допустимости, когда антимонопольный орган может, проанализировав ту или иную платформу, сказать о наличии или отсутствии потенциала антиконкурентного картельного сговора.

«Все чаще мы сталкиваемся с примерами, когда меняется монетизация определенных ресурсов, а рыночная власть определяется не наличием большого количества товаров, а доступом к большим объемам информации. У законодательства должны появиться дополнительные критерии, позволяющие отнести к доминирующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ, которые такую власть получают», - подчеркнул Сергей Пузыревский.

Кроме того он заявил, что в «пятый антимонопольный пакет» должны попасть дополнительные критерии, которые связаны с согласованием сделок экономической концентрации: «Это приобретение технологий или иных нематериальных активов. В современных условиях приобретение нематериальных активов может быть основанием монополизации товарных рынков, поэтому и эти критерии должны быть усилены».
Сегодня материальные активы все меньше и меньше становятся объектом приобретения, поэтому планируется уточнить понятие «контроля экономической концентрации за нематериальными активами». При этом наличие сетевых эффектов в результате заключенной сделки будет основанием для выдачи предписания о выполнении определенных действий, направленных на обеспечение конкуренции. Кроме того, для определенных сделок будут изменены сроки согласования – с 90 дней до 3 или 5 лет.

В рамках контроля исполнения предписаний, выдаваемых антимонопольным органом, по результатам рассмотрения сделок эконом-концентрации было обнаружено, что некоторые иностранные компании, действующие на российском рынке, в отсутствии санкций чувствуют себя достаточно спокойно. Если у компаний нет активов на территории Российской Федерации, то наказать их практически невозможно – для них будут предусмотрены дополнительные меры, связанные с ограничением оборота товаров на территории нашей страны и с выдачей принудительной лицензии. Однако применение этих мер будет возможно только по решению суда.

Также рассматривается и вопрос о применении антимонопольного законодательства к объектам исключительных прав – он идет отдельным законом и внесен на рассмотрение в Правительство. Убираются два иммунитета, предусмотренные 10 и 11 статями в отношении действий и соглашений по данным объектам. Кроме того, 13 февраля 2018 года Конституционный суд издал постановление по параллельному импорту, прописав эту тему. В свою очередь ФАС России полностью подтверждает защиту и охрану интеллектуальной собственности, но считает недопустимым ее использование для монополизации товарных  рынков, как происходит на сегодняшний день, т.к. по закону она служит только для идентификации товара определенного производителя.

Как пояснил Игорь Артемьев, «мы на статус интеллектуальной монополии не посягаем. Когда товар вышел в оборот – нельзя создавать картели и злоупотреблять доминирующим положением. Мы не ограничиваем интеллектуальные права творца, которые он заслуженно получил, совершив какое-то открытие и запатентовав его».

За картели – в суд и в Сибирь
В свою очередь начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев представил законопроекты, которые смогут оптимизировать работу по предупреждению и пресечению картелей в России. Он сообщил, что в уголовном законодательстве появится четкое определение понятия «картель», полностью соответствующее мировому стандарту.

«Первый законопроект – о внесении изменений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс. Он предусматривает уточнение определения состава преступления при заключении картеля с причинением крупного ущерба и извлечением крупного дохода. Изменяется характер квалифицированных и особо квалифицированных составов и становится проще порядок освобождения от уголовной ответственности. В отдельную норму выделяются соглашения на торгах», - рассказал Андрей Тенишев.

Второй законопроект предусматривает внесение изменений в Закон о защите конкуренции и отдельные законодательные акты, расширяет процессуальные возможности ФАС при расследовании картелей. В частности, у ведомства появится возможность получения материалов оперативно-розыскной деятельности при расследовании картелей. Увеличиваются сроки давности по картелям до 5 лет, а для уголовных-наказуемых картелей до 10 лет.

Как сообщил Андрей Тенишев, «разработанные нами поправки позволят создать комплексный механизм противодействия картелям. Для наиболее крупных картелей будет ужесточена уголовная ответственность».
Ужесточение ответственности за картели будет вводиться параллельно с профилактической и разъяснительной работой ФАС в рамках проведения реформы контрольно-надзорной деятельности в России, которую курирует сейчас Министр Правительства России Михаил Абызов.

 «Этот пакет поправок наиболее приземленный и жесткий, так как речь идет об уголовном наказании. Почему он получился таким строгим? Потому что мы считаем картели сверхсерьезной проблемой в экономике страны. Картели у нас есть везде. Нынешние поправки в законодательство – это уже не просто наша инициатива, это исполнение поручений Президента России. И поправки были подготовлены совместно с правоохранительными органами», - подытожил Игорь Артемьев.

ФАС России разослала подготовленные поправки в законы во все основные предпринимательские сообщества и уже ряд замечаний и предложений бизнеса учтено в тексте законопроектов. В течение месяца обсуждение поправок будет продолжено на площадках РСПП, ТПП России, Опоры России и Деловой России.

Одновременно, по словам Игоря Артемьева, ФАС России по-прежнему будет уделять большое внимание мерам по профилактике нарушений.

*****
Подводя итоги Общественного Совета Андрей Шаронов сообщил, что внесение «пятого антимонопольного пакета» позволит учитывать влияние на рынок новых платформенных игроков, не имеющих материальных активов, но, тем не менее, обладающих большой рыночной властью. В этом случае можно было бы оценить размер их рынка, их долю на этом рынке, которые не связаны с суммой активов и должны определяться по-другому.

Обсуждение поправок, связанных с ограничением деятельности картелей, по его словам, вызвало большую активность и дискуссию, поскольку это одно из наиболее типичных нарушений на российском рынке. Речь шла о том, насколько криминализация экономических преступлений соответствует курсу и пожеланиям предпринимательского сообщества, движению на декриминализацию экономической деятельности, когда подобные нарушения преследуются экономическими же методами, а не уголовными. В то же время ущерб от картельной деятельности чрезвычайно велик – по некоторым оценкам до 80% торгов так или иначе связаны с организацией картелей.

«Это довольно срочный законопроект, …мы с членами Общественного совета постараемся дать свою позицию по этому важному и болезненному вопросу», - подытожил Андрей Шаронов.

Галина Крупен

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо