ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Дороги в России так и остаются ее  главной проблемой и бедой
29.03.2018

Дороги в России так и остаются ее главной проблемой и бедой

20 марта Росавтодор провел научно-практическую конференцию, посвященную основным итогам дорожного сезона 2017 года и приоритетам отрасли на ближайшую перспективу.

Мероприятие проходило с участием помощника Президента РФ Игоря Левитина, первого заместителя министра транспорта РФ Евгения Дитриха, главы Росавтодора Романа Старовойта, начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаила Черникова, председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Евгения Москвичева, губернатора Калининградской области Антона Алиханова и губернатора Новгородской области Андрея Никитина.

Выступая с приветственным словом, Игорь Левитин подчеркнул, что задача на ближайшую перспективу - привести дороги в нормативное состояние наряду с федеральными трассами, дороги в субъектах РФ. Еще одно важное направление - строительство обхода городов: с целью комфортного проживания людей и улучшения экологической обстановки в городах грузовые автомобили должны быть выведены с муниципальных дорог.

Вторил ему и Евгений Дитрих: дороги должны стать связующим элементом, необходимо создать транспортную магистральную инфраструктуру. «Мы не должны забывать о том, что большая часть населения проживает в городах, наша совместная задача с субъектами - создать улично-дорожную сеть, которая будет способствовать комфортному проживанию людей. Реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» показала, что мы можем работать вместе. Оценка жителей 38 агломераций свидетельствовала об успешности этой программы. Население увидело, что качество дорог может быть более высоким. Важно обеспечить участие в проекте большего количества городов. Дороги должны стать еще более безопасными - необходимо сократить число дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны, при этом показатели количества погибших и пострадавших в ДТП должны снизиться к 2024 году не меньше, чем в два раза»,  - заявил он

Подводя итоги работы 2017 года, глава Росавтодора Роман Старовойт отметил, что  деятельность агентства осуществлялась по трем направлениям: развитие сети федеральных автодорог путем строительства и реконструкции в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы; приведение федеральных автодорог в соответствие нормативным требованиям путем их ремонта, содержания и реконструкции; оказание помощи субъектам Российской Федерации в совершенствовании их дорожных сетей с предоставлением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Объем ввода в эксплуатацию федеральных трасс после строительства и реконструкции в 2017 году увеличился по сравнению с 2016 годом почти на 8%, составив 230,7 км. Причем 6 из 48 объектов были введены досрочно. В нормативное состояние приведено более 39 тыс. км или 77,96% от общей протяженности федеральных автомобильных дорог. «По сути, в 2017 году преодолен спад объемов строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог после периода нестабильности экономики предшествующих лет», - подчеркнул Роман Старовойт.

Наибольший объем строительных и ремонтных работ был проведен в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, особое внимание уделялось главным транспортным артериям Сибири и Дальнего Востока.

Во-первых, завершено строительство и реконструкция участков Московского большого кольца, автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» и др.

Во-вторых, на Северо-Западе построено и реконструировано почти 40 км федеральных дорог. Так, закончен первый этап строительства обхода г. Гатчины протяженностью 12,4 км на трассе Р-23 Санкт-Петербург – Псков – до границы с Республикой Беларусь и первый этап строительства участка Сосново-Варшко протяженностью 15,9 км на федеральной дороге А-121 «Сортавала».

Кроме того, закончены участки подходов к государственной границе России с Норвегией на трассе Р-21 «Кола» (16,7 км) в Мурманской области и с Латвией на федеральной дороге М-9 «Балтия» в Псковской области (4,5 км).
На территории Дальневосточного федерального округа завершены строительство и реконструкция участков федеральных трасс «Лена», «Колыма», Уссури» и др. общей протяженностью 85,5 км с искусственными сооружениями общей длиной 744,4 пог. м.

На федеральной дороге А-155 в Карачаево-Черкесской Республике введен в эксплуатацию мост через р. Кубань длиной 147 м с подходами протяженностью 0,6 км. Также в Северо-Кавказском федеральном округе взамен существующих ремонтонепригодных мостов построены и реконструированы 9 мостов.

Были завершены ключевые работы на строительстве автодорожной составляющей транспортного перехода через Керченский пролив, ведутся работы по устройству проезжей части мостового перехода и по обустройству дороги.
Всего же в прошлом году было отремонтировано 8,9 тыс. км автодорог федерального значения, а в их составе около 35 тысяч пог. м искусственных сооружений. Причем в рамках подготовки объектов дорожного хозяйства к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году завершены работы по строительству и реконструкции участков дорог общей протяженностью 32,7 км на территории Нижегородской, Ростовской и Самарской областей, г. Санкт-Петербурга.

В целом объем финансирования дорожного хозяйства в прошлом году составил 564,6 млрд руб., из которых 251 млрд был направлен на ремонт и содержание федеральных дорог, 112,3 млрд руб. – на строительство и реконструкцию (без учета строительства Крымского моста).

От федеральных – к региональным трассам
В рамках оказания помощи регионам России из федерального бюджета были выделены межбюджетные трансферты общим объемом 116,4 млрд руб. В результате на автодорогах регионального и местного значения завершены строительство и реконструкция участков общей протяженностью 1816 км, отремонтировано – 8330 км.

Как отметил Антон Алиханов, «за последние пять лет благодаря финансовой помощи из федерального бюджета в размере 26 млрд руб. на строительство и реконструкцию сети автомобильных дорог в Калининградской области, территориальный дорожный фонд увеличился на 54% и составил 48 млрд руб.». Сегодня здесь развернулось беспрецедентное дорожное строительство: ведется подготовка объектов к Чемпионату мира по футболу. Общий объем финансирования составил 28 млрд руб., из которых 23 млрд руб. - федеральная поддержка, а общая протяженность отремонтированных и реконструированных дорог составила более 100 км.

В свою очередь Андрей Никитин отметил, что для скорейшего приведения дорог на территории Новгородской области в нормативное состояние сформирована опорная сеть, которая связывает между собой крупные населенные пункты: «Ее ремонт - приоритет на ближайшие 3 года. Безусловно, совершенствование дорожной инфраструктуры без федеральной поддержи было бы просто невозможно. В связи с этим Новгородская область уделяет особое внимание участию в отраслевых госпрограммах. В частности, Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий», которая позволит дать новый импульс развитию социально-экономического потенциала региона».

Роман Старовойт выделил несколько крупных объектов, завершенных в 2017 году в регионах – это первый этап строительства обхода г. Велижа в Смоленской области; мост через р. Волгу на автомобильной дороге Нижний Новгород – Шахунья – Киров длиной 1451  м; транспортно-пешеходный мостовой переход через р. Сатис с общей длиной искусственных сооружений 808 м в г. Сарове Нижегородской области; путепровод через железнодорожные пути длиной 353 м в г. Петрозаводске в Республике Карелия и др.

Кроме того, за счет средств, выделенных из федерального бюджета в рамках прогнозируемых доходов от взимания платы в системе «Платон», были проведены строительные и ремонтные работы на 28 уникальных и находящихся в аварийном или предаварийном состоянии мостах в 18 регионах. Также 2 млрд руб. были направлены в бюджет Хабаровского края на софинансирование концессионного соглашения по строительству обхода г. Хабаровска. А 3,6 млрд руб. предоставлены регионам на финансирование реконструкции и ремонта уникальных искусственных сооружений. Всего же доходы федерального бюджета от функционирования этой системы с учетом штрафов в 2017 году составили более 20 млрд руб.

В прошлом году началась реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» - было завершено приведение в нормативное состояние участков автодорог и улично-дорожных сетей общей протяженностью более 26 тыс. км на территории 38 крупных городских агломераций в 36 субъектах.

Также на сети федеральных автодорог были применены 119 инновационных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов, а объем закупок инновационной продукции составил в 2017 году 1,5% общего объема финансирования дорожной отрасли.

В целом, отметил Роман Старовойт, в 2017 году доля протяженности федеральных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, составила 77,96% при запланированном уровне 77,5%. Устранены ограничения по пропускной способности на участках федеральных трасс общей протяженностью 230 км. При реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» доля автодорог, приведенных в нормативное состояние, составила 52,5%, а число мест концентрации ДТП сократилось на 48,94%.

Плохие дороги в России были есть и будут
Однако наряду с положительными тенденциями и результатами было отмечено, что потенциал по темпам развития дорожного хозяйства пока не удалось реализовать в полной мере. Действовавший в предшествующий период экономической нестабильности акцент на завершение ранее начатых строек привел к исчерпанию технологических заделов на объектах федеральных дорог. В результате в ближайшие 2 года часть выделяемых средств будет направляться на их восстановление, а положительная динамика увеличения объемов ввода объектов в эксплуатацию будет отставать от темпов увеличения объемов финансирования.

На характер же дорожно-эксплуатационных работ влияет передача в сеть федеральных дорог ряда региональных маршрутов, транспортно-эксплуатационное состояние которых существенно хуже других федеральных трасс. А завершение приведения состояния всей федеральной сети с учетом принятых 20 декабря 2017 года низкокачественных маршрутов перенесено с 2019 года на 2020 год.

Что касается планов на 2018 год, то, по словам Романа Старовойта, предполагается построить и реконструировать 275,7 км федеральных трасс – что на 19,5% превысит уровень 2017 года и почти на 30% - 2016 года.

Кроме того, вместе с транспортным переходом через Керченский пролив планируется создание современного маршрута по направлению Краснодар – Новороссийск – Керчь. Будет осуществлено строительство новых обходов городов, путепроводов над железнодорожными путями. Закончится строительство и реконструкция транспортных развязок на автодороге М-7 «Волга» в г. Балашихе Московской области и т.д.

Для регионов поддержка из федерального бюджета будет оказана на строительство и реконструкцию автодорог в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года, XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске, реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» и др.

А для повышения эффективности дорожно-эксплуатационных работ существенное значение в предстоящий период будут иметь заключенные в конце декабря пятилетние государственные контракты на содержание федеральных трасс и искусственных сооружений на них.

Завершая конференцию, глава агентства подчеркнул, что «выполнение программ дорожной деятельности позволит в 2018 году Росавтодору довести долю протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям, до 82,8% общей протяженности».

Галина Крупен

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо