Хроника объявленной реформы: необходима обратная связь
Производители с большой тревогой наблюдают за действиями Минстроя и Глагосэкпертизы по реализации реформы ценообразования в строительстве. До 30 сентября 2018 года осталось всего полгода, но вопросов у строительного сообщества по-прежнему много. Отраслевой журнал «Строительство» спросил производителей, что, по их мнению, необходимо учесть для успешного запуска реформы.
Юлия Коротаева, «Самарский Стройфарфор»:
«Инициативу обсудили через полгода»
Реформа, несомненно, нужна, ведь строительная отрасль и ЖКХ - одни из самых непрозрачных. Система сметного нормирования - одна из мер, которая призвана сделать отрасль прозрачной.
Готовность профессионального сообщества к реформе я бы оценила 50 на 50. Если по системе сметного нормирования понятно, как это работает, то по справочнику КСР есть вопросы. В основном они касаются его структуры, в которой: нарушено логическое проектирование баз данных; отсутствует интуитивно-понятное иерархическое дерево; не учтено, что производители определенных групп видят одно, а проектировщики – другое; нет соответствия терминологии; нет четких правил внесения цен (например, только базовые цены без учета специальных коммерческих условий и/или скидок, предоставляемых на торговые дома) и регламентирующего НД (на законодательном уровне); нет стабильности данных. От одного изменения к другому наблюдаются элементарные исправления, которые нарушают стабильную работу базы данных (предполагается, что к тому времени она уже интегрирована с 1С производителя). На предприятиях нет возможности выделять отдельного специалиста, который будет за разработчиков исправлять несоответствия в справочнике. Такие звонки на предприятие уже поступали: "Вы предлагаете структуру изменений, вот и делайте, как надо, и предоставьте нам".
Мои предложения по наполнению классификатора подробно излагались в разных версиях, начиная с сентября 2017 года. Последняя итерация - вкладка "Кейс". На встрече с замминистра строительства России Хамитом Мавлияровым в правительстве Самарской области было сказано, что справочник необходимо "проходить с самого начала". Это значит: собирать производителей определенной отрасли, договариваться о терминологии, основных размерах и форматах, создавать единый отраслевой стандарт предоставления информации, согласовывать с представителями техкомитетов, сметных и проектных организаций (видеть и понимать терминологию все должны одинаково), закреплять его на законодательном уровне, внедрять в структуру справочника, затем выполнять. Там же определить единый механизм для внесения новых товаров, ограничения и т.п.
При разработке рекомендаций по своим разделам "Самарский Стройфарфор" руководствовался не только личными соображениями, но и экстраполировал ее на пользователя: как видят товары проектные и сметные организации.
Реально ли провести реформу - с учетом замечаний и недоработок - до 30.09.18? Если ответственные органы ускорятся, то реально. Но для ускорения нужен, как минимум, детальный план организации и внедрения. Пока этого я не увидела. Есть вектор: сказали - жить так, будем жить так. А как к этому прийти - не сказали. Хотя все инструменты для реализации есть, почему никто не занимается системной деятельностью в этом направлении, мне не совсем понятно. В сентябре 2017 г. мы направляли в региональное отделение ГГЭ комментарии по поводу структуры. В феврале 2018 г. на конференции Минстроя и Минпромторга мы в очередной раз услышали о векторе развития классификатора, о том, что уже некоторое время на уровне Ассоциаций производителей строительных материалов и Технических комитетов ведутся обсуждения структуры, и по некоторым разделам достигнуто взаимопонимание. Временной разрыв между инициативой и промежуточными обсуждениям составил полгода!
У кирпича и бетона не так много параметров, влияющих на стоимость. Другое дело - отделочные материалы. За счет них, в том числе формируется добавочная стоимость проекта: больница и Дом правительства будут иметь различный класс и вид отделочных материалов.
Еще полгода назад нужно было начинать общаться с отраслями: разработать под них логику, иерархию, структуру, показать, как привести в соответствие номенклатуру производителя и КСР; дать инструмент для внедрения в 1С УПП, а не отдавать производителям и делать, как получится. Не нужно собирать всех и сразу, так мы ни до чего не договоримся.
Тем более что побывавший недавно в области Хамит Мавлияров сказал, что в части формирования разделов и реализации не перекладывает ответственность на производителей, и отметил необходимость обратной связи.
Татьяна Кутергина, «ТехноНИКОЛЬ»:
«Дилеры – это не наценка, это - сервис»
Реализация проекта по развитию сметного нормирования для достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов, строящихся за счет бюджета, безусловно, является важной и крупной задачей. Согласно «Методике применения сметных норм», утвержденной Минстроем, данные по стоимости строительных ресурсов могут предоставляться их производителями (поставщиками). Однако эта формулировка не учитывает два важных аспекта.
Для организации и ведения эффективного производственного бизнеса в структуре компании выделяют сбытовое общество. Оно занимается централизацией затрат на техническую и юридическую поддержку, маркетингом, рекламой, логистикой производственных предприятий, объединенных в группу лиц. Также оно работает с клиентами, обеспечивая им комплексную поставку продукции, предоставляет гарантийное и сервисное обслуживание, проводит технические консультации.
Данная бизнес-модель не предполагает реализацию продукции самими производителями, т.к. их главная бизнес-функция заключается в обеспечении бесперебойного производства качественной продукции. Реализация через сбытовое общество способствует гибкости и повышению конкурентоспособности бизнеса. При этом она позволяет не только оптимизировать издержки производителей и предлагать на рынок продукцию по конкурентной цене, но и предоставлять покупателям более качественный сервис. Например, возможность закупать продукцию в любых объемах, в том числе превышающих объемы производства одного завода в регионе, при соблюдении гарантии сроков поставки. Действующее законодательство допускает организацию бизнеса в виде группы юридических лиц, фактически представляющих собой единый бизнес. Антимонопольное законодательство РФ однозначно рассматривает субъекты, действующие на товарном рынке и составляющие группу лиц, в качестве единого хозяйствующего субъекта.
Чтобы обеспечить Минстрой информацией об индикативных отпускных ценах на стройматериалы для выполнения ресурсных расчетов, мы неоднократно предлагали распространить требования о передаче информации о ценах не только на юрлиц-производителей, но и на юрлиц, входящих с ними в одну группу и проводящих первую продажу строительных ресурсов третьим лицам (покупателям, не входящим в группу лиц производителя).
Поэтому не нужно ставить условия, кто будет вносить данные в систему (завод или аффилированное с ним лицо), - это должно быть отдано на решение юрлица. В приоритете должно быть, чтобы в системе была реальная информация о ценах на стройматериалы, по которым они предлагаются на рынок.
Запрос цен должен сопровождаться также запросом точных характеристик и параметров на каждый вид строительного ресурса. В соответствии со ст. 14.3 ФЗ-135, отсутствие полной информации о характеристиках и параметрах продукции может привести к некорректному сравнению одного хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров, либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены, что может быть трактовано как недобросовестная конкуренция.
У эффективности системы может быть еще один ограничитель. Производители, проектировщики давно оперируют не отдельными материалами, а системами, максимально обеспечивающими заданные эксплуатационные характеристики. КСР будет вести лишь учет материалов, включение систем не предусмотрено. Это недоработка, в цифровой экономике подобные информационные системы должны быть на шаг впереди сложившейся практики.
Разработали ФГИС (информационную систему), это должно подразумевать возможность максимально простого, независимого и удаленного внесения данных. На практике внести в систему юрлицо или филиал можно только через официальное письмо в бумажном варианте с приложениями. Надо максимально информатизировать и упростить процесс.
Елена Витюк
Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.