Съезд НОПРИЗ одобрил всё и уполномочил президента Михаила Посохина на битву за НОПРИЗ
От Минстроя России в Съезде приняли участие замминистра, он же член Совета НОПРИЗа, Хамит Мавлияров и директор правового департамента Олег Сперанский. Архитектурное сообщество представлял президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. От Национального объединения строителей на сей раз присутствовал только первый заместитель исполнительного директора Герман Хасханов. «Весь вечер на арене» традиционно зажигал бессменный «агитатор-горлан» Михаил Богданов. В целом, Съезд прошел в привычных декорациях, разве что зал был сурово минималистичным, а на угощение делегатам была лишь вода. Но именно такое решение в связи с финансовыми трудностями принял в январе Совет НОПРИЗа.
На Съезд собрались 176 делегатов СРО из 213 с правом решающего голоса.
Реформы не надо – работу давай!
С приветственным словом к Съезду обратился замминистра строительства Хамит Мавлияров. Подчеркнув, что НОПРИЗом проделана большая работа, он уверенно заявил, что саморегулирование в целом состоялось, и хватит говорить о реформировании системы – надо развивать то, что сделано. Ну, и работать дальше, тем более, что Минстрой России все правильные инициативы НОПРИЗа поддерживает и старается делать все, чтобы проектно-изыскательскому сообществу легче жилось.
Что касается задач, которым нужно заняться проектному сообществу, тут Хамит Мавлияров предложил несколько интересных моментов. Так, по его словам, нужно решить задачу перехода «к строительству по единожды сделанной проектной документации», чтобы не строить каждое здание по новому проекту и не проходить несколько раз экспертизу схожих проектов (отметим, что в Минстрое России уже третий год формируется реестр проектов повторного применения, но может быть, замминистра имел в виду что-то другое… - Ред.).
Еще одна задача на будущее от. Х.Мавлиярова – расчет затрат на создание объекта с учетом его эксплуатации (видимо, это перефразированный расчет стоимости жизненного цикла здания). Кроме того, необходимо более масштабное внедрение информационных технологий, создание библиотек знаний и баз данных. А пока до сих пор не проведена даже инвентаризация нормативной технической базы строительства, не говоря уж о том, что она должна войти в BIM-проектирование. Ну, и до конца года должна заработать в реальном режиме ФГИС ценообразования, которая уже запущена, но пока работает внутри себя.
Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков отметил только одну строчку в отчете Совета НОПРИЗа за 2017 год, которая при этом является наиглавнейшей, - это разработка согласованной концепции законопроекта об архитектурной деятельности. Сейчас силами НОПРИЗа, Союза архитекторов России и РААСН начинается работа над самим законопроектом, и впервые за последние 20-30 лет наблюдается такое единение архитектурного сообщества.
Через тернии – к росту
Деловая часть Съезда традиционно состояла из отчета президента и Совета НОПРИЗа о работе за 2017 год, отчета руководителя Аппарата об исполнении сметы расходов на 2017 год и финансовой отчетности, отчета Ревизионной комиссии о проверке работы НОПРИЗа и утверждения сметы на 2018 год.
Поскольку отчет Совета президент НОПРИЗа Михаил Посохин многократно представлял на окружных конференциях СРО, делегаты Съезда не услышали в нем ничего нового. Сейчас в НОПРИЗе состоят 213 СРО, за 2017 год было исключено из госреестра 22 СРО, что задело интересы 19,9 тысяч проектных и изыскательских организаций. Из-за этого существенно сократились членские взносы в НОПРИЗ и возник дефицит средств. Все это привело к пересмотру штатного расписания, секвестру ряда программ и направлений, а также уменьшению арендуемых площадей.
При этом шла активная работа по формированию Нацреестра специалистов, и сейчас в нем уже 76000 специалистов, в среднем в день обрабатывается 250 пакетов документов. Правда, завалы, накопленные при старте этой работы, тормозят обработку документов, и, по словам директора одной из СРО, 133 специалиста от их организаций уже несколько месяцев ждут внесения в Нацреестр.
Что касается развития системы стандартизации, тут НОПРИЗ, в отличие от коллег из НОСТРОя, активно разрабатывает стандарты и Своды правил, участвует в разработке национальных стандартов по информационному моделированию и деревянному домостроению, а также плотно занимается повышением квалификации специалистов отрасли.
Как резюме можно привести слова Михаила Посохина: «Основное направление деятельности НОПРИЗа – защита интересов профессионального сообщества».
Руководитель Аппарата НОПРИЗа Сергей Кононыхин представил финансовые итоги деятельности Объединения за 2017 год. Так, «доходная часть» бюджета достаточно резко сократилась, в связи с чем на конец 2017 года возникли долги по заключенным договорам на 13 млн рублей, которые сейчас постепенно гасятся. При этом долги СРО перед НОПРИЗом составляют 33,8 млн рублей, 32 млн из которых – долги по взносам от исключенных из реестра СРО, которые просто перестали платить взносы, зная, что их исключат из госреестра.
Председатель Ревизионной комиссии Ирина Мигачева подтвердила, что серьезных замечаний к работе Совета, Комитетов и Аппарата у Комиссии нет, нарушений финансовой и бухгалтерской отчетности не выявлено. Что касается компенсационных фондов исключенных СРО, за 2017 год в НОПРИЗ перечислено 121 млн рублей, выплачено по заявлениям членов этих СРО 38 млн рублей, более 600 заявлений было отклонено по причине неправильного оформления документов.
Все отчеты были утверждены большинством голосов делегатов Съезда.
Каждый «Новичок» - 1 млн рублей
Оживленную дискуссию на Съезде вызвали предлагаемые изменения в Устав НОПРИЗа, в том числе, повышение вступительного взноса от каждой новой СРО до 1 млн рублей. Отвечая на вопросы делегатов, Сергей Кононыхин заявил, что такая сумма обусловлена тяжелым финансовым положением НОПРИЗа, а также желанием поставить некий барьер на пути создания новых СРО. Сейчас у проектировщиков и изыскателей есть большой выбор, куда вступить после закрытия их старой СРО, и уж если они хотят сформировать новую организацию, то за это придется заплатить.
На реплику из зала «Это жадность, господа!» Сергей Кононыхин напомнил, что СРО также берут с компаний вступительный взнос, и немалый, и поэтому НОПРИЗ устанавливает свой, вполне подъемный взнос. За это решение проголосовали 126 делегатов Съезда.
Кризисный бюджет – 2018
Сергей Кононыхин подробно доложил о бюджете 2018 года, который можно назвать бюджетом экономии всего и вся. По сравнению с 2017 годом бюджет-2018 сокращается на 124 млн рублей, т.е. на 33,6%. Финансирование приоритетных направлений НОПРИЗ сокращается на 49%, административные расходы – на 27%, на треть сокращается штат НОПРИЗа. Все эти решения были приняты в условиях категорического отказа от повышения членских взносов.
От Михаила Богданова прозвучали предложения в целях экономии бюджета отказаться от офиса на Новом Арбате и переехать в помещения попроще, а также перестать финансировать различные конференции и мероприятия.
Также Александра Белоус высказала сомнение, хватит ли НОПРИЗу 3,5 млн рублей на ведение Нацреестра специалистов. На это Сергей Кононыхин заверил, что этих средств хватит на техническую поддержку Реестра, а все остальные работы будут вестись в рамках должностных окладов сотрудников НОПРИЗа. Напомним, что Национальное объединение строителей в 2018 году ввело целевой взнос на ведение Нацреестра специалистов по 1400 рублей с каждого члена СРО и собирается в итоге получить дополнительные 100 млн рублей. При этом НРС в НОСТРОе занимаются полтора десятка сотрудников – экспертов и архивариусов, а по численности он всего в два раза превосходит НРС Нацобъединения проектировщиков. Почему же на него нужно денег в 30 раз больше?
«Кто к нам объединяться придет…»
Но самое громкое заявление прозвучало от Михаила Посохина в самом конце заседания Съезда. Он подтвердил, что довольно часто приходится слышать от чиновников идею об объединении НОСТРОя и НОПРИЗа. Более того, в те поправки в Градостроительный кодекс, которые сейчас рассматриваются в Госдуме, пытаются внести положения, предоставляющие возможность такого слияния. В этой ситуации Михаил Посохин обратился к коллегам с вопросом: нужно ли ему бороться за самостоятельность НОПРИЗа или пусть все идет своим чередом?
Конечно, зал встретил это заявление гулом и 100% поддержкой, и теперь Михаил Посохин фактически получил политические полномочия отбиваться от всех попыток слияния со строителями. В преддверии выборного ноябрьского съезда НОПРИЗа это очень сильный ход.
Лариса Поршнева