ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
В сильных странах — <br />
сильные профсоюзы. <br />
А у нас?
20.05.2018
Профсоюзы

В сильных странах —
сильные профсоюзы.
А у нас?

Можно ли реализовать майский указ Президента без организованной поддержки трудящихся?

О том, какова ситуация с профсоюзом строителей сегодня, какие проблемы стоят перед профессиональным союзом и как удается их решать мы беседуем с председателем Профсоюза строителей России Борисом Сошенко.

 

— Борис Александрович, велико ли сегодня количество членов строительного профсоюза?

— Должен к сожалению отметить, что численность профсоюза от года к году падает. И минувший год не стал исключением. Падение численности идет. В настоящий момент по нашим подсчетам численность профсоюза среди работающих в строительном комплексе составляет около 140 тысяч членов.

— А почему численность падает?

— Мы анализируем эту статистику, наши комитеты делают это в каждом регионе, где они существуют. И мы видим, что где-то с конца 90-х — начала двухтысячных годов идет эта тенденция. Основной причиной падения численности является ликвидация предприятий и организаций в связи с банкротством. По каким-то другим причинам из профсоюза выходит очень мало людей. Хуже другая тенденция, которую мы выявили — нежелание вступать в профсоюз. Зачастую это связано с непониманием — зачем это нужно. Непониманием того, что нужно бороться за свои права, отстаивать те завоевания, которые профсоюзное движение в целом добилось. Их нужно подкреплять собственным участием.

Другая причина — позиция руководителей строительных компаний. Выявляется такая тенденция. Например, как рассказывал один из рабочих, пришел он к руководителю и сказал, что мы хотим создать профсоюзную ячейку. И в ответ услышал: либо профсоюз, либо работа.

И в такой ситуации люди выбирают работу. Кстати, такая тенденция характерна не только для профсоюза строителей, но и для других профсоюзов. Это — общая беда.

Есть порой проблемы и с подписанием нашего федерального отраслевого соглашения, которые заключают наши территориальные активисты. Эти соглашения, как правило, трехсторонние — работодатель, представитель власти и профсоюз. Они дают большое основание для некоторой стабильности в части заработной платы, в части гарантий по охране труда, по труду молодежи, женщин и т.д.

 

— То есть численность профсоюза только падает?

— К радости, нет. Появляются и новые первичные организации. Это происходит, когда есть договоренность с руководителем строительной, с социально направленным руководителем, это очень важно. Он понимает, что через профсоюз можно решать много всевозможных проблем, прежде всего — социальных. А в каких-то вопросах профсоюз может помогать руководителю строительной организации.

Тем не менее создать мотивацию для рабочих вступать в профсоюз сегодня довольно сложно, поскольку в самом профсоюзе таких явно мотивирующих факторов не так много. Это в советские времена профсоюзы предоставляли своим членам путевки (порой бесплатные или с большой скидкой) на отдых, участвовали в распределении жилья очередникам… Сегодня же мотивация заключена, в основном,  в самом участии во всех процессах, в понимании существования защиты своих прав.

 

— А как профсоюзы взаимодействуют с рабочими коллективами, какую информацию получают об обстановке в них?

— Как правило, когда собираем на совещание рабочих, спрашиваем, например, сколько часов они работают. Они отвечают, что восемь. А когда говоришь с глазу на глаз — признаются, что работают весь световой день и никаких доплат нет. Работают в выходные и т.д. — словом так, как скажет руководитель… Понятно, что это руководителя заставляют делать те условия, на основании которых он получил подряд на объект — и прежде всего, сроки… Такие ущемления прав рабочих существуют, к сожалению, повсеместно. Даже на таких объектах, как стадионы, которые сооружались к чемпионату мира по футболу, такие нарушения наблюдались.

 

— Вы мониторили стройки ЧМ?

— Когда Россия выиграла право на проведение ЧМ-2018, мы на своем пленуме приняли решение включиться в этот проект. И в итоге был заключен меморандум со стороны ФИФА (общемировой). Наш оргкомитет ЧМ-2018, наш профсоюз и интернационал строителей и деревообработчиков, подписали меморандум, в котором мы обязались, что будем следить за условиями обеспечения достойных условий труда на строительстве этих объектов, в частности стадионов (мы не брали на себя шлейф сопровождающих объектов — дороги, гостиницы и т.д.). И выбрали десять стадионов.

Мы обратили внимание на то, что в генподрядных организациях, которые начали строить эти объекты, нет членов профсоюза! Это нас обескуражило, потому что мы подписали меморандум и хотели включиться в эту борьбу по защите своих членов, а оказалось, что мы включились в борьбу по защите просто рабочих, а не членов профсоюза.

Наши некоторые активисты даже стали поначалу недоумевать — мол, зачем нам это нужно, если членов профсоюза там нет? Зачем тратить на это силы и ресурсы?

Но все-таки я посчитал, что это все равно защитит рабочих, хоть они и не члены профсоюза. А может быть и рабочие, почувствовав защиту с нашей стороны, увидят в этом мотивирующий фактор и станут стремиться в профсоюз.

Раз в квартал мы ездили на каждый из этих стадионов, а также в составе делегаций на так называемые оценочные визиты.

Поначалу нас даже побаивались — мол, лишняя инспекция… Но мы себя смогли позиционировать так, что мы приехали не для того, чтобы обнаружить недостатки и наказать руководителей. Мы просто помогали линейному составу и тем, кто отвечает за охрану труда, оформлять нужные документы, проводить инструктажи по охране труда и технике безопасности и т.д. И беседовали с рабочими, которые нарушали правила охраны труда и ТБ.

Все эти визиты, которые продолжались фактически два года, позволили нам принести большую пользу строителям этих объектов, о чем нам говорили впоследствии и рабочие, и инженерно-технические работники.

 

— Какое направление в вашей работе вы назвали бы главным?

— В строительной отрасли, которая является одной из наиболее травмоопасных, охрана труда — это самое главное. Она, пожалуй, стоит в приоритетах даже чуть выше, чем рост уровня заработной платы. Потому что охрана труда — это охрана здоровья, жизни, судьба семей строителей и т.д.

Поездки наших представителей по стране способствовали выявлению нарушений техники безопасности на стройках и снижению травматизма, особенно с тяжелым исходом. Мы убедились, что многие первые руководители строительных организаций считают для себя вопросы охраны труда первыми по значимости в работе компании.

Мы также смотрели на местах правильность процедур приема на работу, наличие и содержание трудовых договоров и т.д.

 

 

На стройках, как правило, мало штатных постоянных рабочих, в основном под тот или иной проект в фирму набирают мигрантов — как внутренних (из других городов России), так и внешних — из соседних стран. Это — временный контингент. Их положение не способствует вступление в профсоюз и созданию профсоюзных организаций на местах.

 

— Всегда ли вашим визитам в строительные организации рады руководители строительных компаний? Или «рады» надо брать в кавычки?

— В некоторых компаниях руководство нам говорило, что, мол, у нас нет профсоюзной организации и что вам тут нечего делать, мы сами все решаем и т.д.

К сожалению, отчасти они правы — в таких ситуациях у нас нет тех полномочий, которые нам дает закон о профсоюзах — идти на объект, где работает хотя бы один член профсоюза. Если таковых там нет — работодатель вправе отказать нам в праве посещения стройки, защите прав работающих, проверки состояния охраны труда и т.д.

 

— Понятно, почему у нас в стране руководители не очень «за» создание профсоюзных организаций. А как же за рубежом? Почему там профсоюзы так многочисленны и так влиятельны? Ведь они там тоже капиталисты…

— Думаю, дело в том, что за рубежом другой менталитет населения в целом. Во Франции, например, охват профсоюзным членством составляет порядка 10—12 процентов. У нас — более 50% в целом по России (имеется в виду — во всех отраслях).

Тем не менее в той же Франции когда, например, профсоюзы призывают выйти на митинги против какой-то реформы, на митинги выходят далеко не только члены профсоюзов. Выходит все население и оно пытается вместе с профсоюзами добиваться реализации своих прав или хотя бы громко заявляя о них.

А наши люди как-то не стремятся к защите своих прав в противоположность французам. Но это — особенности менталитета.

Что касается скандинавских стран, то там охват профсоюзным движением — аж за 90%! И эта цифра не меняется уже много лет. И это — опять же — такой менталитет!  Я в этих странах беседовал с рабочими и спрашивал, какой интерес они видят в профсоюзе? Зачем это им нужно?

Отвечают примерно одинаково: «Первым делом для меня очень важно, что мои проблемы, мои пожелания, мои устремления — будут решаться, либо в их решении мне поможет профсоюз».

Потому что руководитель профячейки всегда поблизости от рабочего места работника, к нему всегда можно подойти и рассказать о своих проблемах. Например, о том, что работника в чем-то не устраивают условия труда и о каких-то еще.

Профсоюзные организации на Западе работают, заключая с работодателями коллективного договора. В нем все детально прописано —начиная от тарифов и кончая такими вещами, как обучения члена профсоюза либо его участия в заседаниях, в работе профсоюза. Там все это, что называется, «в генах» в порядке вещей, и общество это понимает и принимает.

У нас же этого нет.

 

— Но может быть, в нашей ситуации нужно говорить о государственной поддержке профсоюзного движения? Например, законодательно обязать каждую строительную организацию (включающую более определенного числа работников) создавать первичную профсоюзную ячейку? Может быть, «потребность в профсоюзах» у нас надо «прививать» сверху? Поскольку профсоюзы нужны не только работникам, но и государству?

— К сожалению, с одной стороны, так делать нельзя, потому что профсоюз — это свобода объединения, это конвенция Международной организации труда (МОТ) и т.д. А с другой — можно. Потому что власть заинтересована в результатах своей деятельности, если она стремится к какой-то цели. Например, чтобы решить какую-то экономическую проблему, нужно подключить для этого всех! А у нас, в свете нового майского указа Президента страны таких экономических, хозяйственных, социальных задач предстоит решить множество, причем в кратчайшие сроки. Здесь нужно действовать не только «сверху» — силами правительства, законодателей, руководителей бизнеса, но и «снизу» — силами трудящихся. А объединить силы трудящихся по-настоящему могут только профсоюзы! Причем сильные, охватывающие подавляющую часть трудящихся страны! Если мы хотим построить прекрасную Россию, то к этому нужно подключать все, в том числе и профсоюзы!

Кроме того, наличие в компаниях профсоюзов — это важнейший компонент цивилизованного ведения бизнеса, гарант социальной стабильности в среде трудящихся (поскольку позволяет выявлять проблемы на раннем этапе, не доводя до кризисной ситуации). И конечно же, — средство внутреннего надзора за правильностью с точки зрения законодательства деятельности работодателя, выявления коррупционной составляющей, ежели она появляется. Это своего рода противовес, который способен привести в равновесие систему, где перевешивают интересы крупного бизнеса  и олигархов.

 

— Ну этого-то более всего и боятся некоторые руководители строительных компаний. Отсутствие профсоюзов, своего рода «контроля изнутри» позволяет им творить беззаконие безнаказанно. Точнее, пока не схватят за руку следственные органы (а их на всех жуликов в нашей отрасли не хватает).

— Поэтому  если наш переизбранный Президент искренне хочет побороть воровство и коррупцию в строительстве, ему стоило бы прислушаться к тезису о широком возрождении профсоюзного движения в строительной и других отраслях экономики.

Так что, если начистоту, государство кровно заинтересовано иметь сильные профсоюзы!

 

— Вот только понимают ли это до конца наши «госкомандиры»?

— Хочется надеяться, что поймут!

 

— Спасибо за откровенный разговор!

 

Михаил ЗИБОРОВ

 

Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо