Банк России: если банк с эскроу счетами обанкротится, дольщик обязан будет доплатить
Наибольшие вопросы вызывает как роль банков в новой процедуре финансирования строительства жилья, так и гарантии, которые получают граждане – дольщики, открывающие счета эскроу в уполномоченных банках. В идеальном варианте средства на этих счетах накапливаются и хранятся до момента завершения строительства дома, в котором дольщик купит квартиру, и только после сдачи дома в эксплуатацию и постановки на кадастровый учет эти средства переводятся застройщику в оплату квартиры.
Более того, в соответствии с законом счета эскроу защищены гарантиями Агентства по страхованию вкладов на сумму 10 млн рублей. То есть, при банкротстве банка дольщик получает свои средства через АСВ без потерь – но только в том случае, если эта сумма не более 10 млн рублей. По мнению авторов закона, и прежде всего, Минстроя России, этой суммы достаточно, чтобы никто из дольщиков не пострадал.
Однако, как показало обсуждение на всероссийском совещании 27 июля, все не так просто, и дольщики, по мнению представителей Банка России, в этом процессе рассматриваются не как физические лица-вкладчики, а как инвесторы данного строительства. Отметим также, что стоимость жилья в крупных городах России - Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Казани – давно перевалила за 10 млн рублей. То есть, многие дольщики должны будут накапливать на своих счетах суммы, большие чем 10 млн рублей. Однако при банкротстве банка им вернут только 10 млн и, более того, они, потеряв остальные деньги, обязаны будут доплатить застройщику полную стоимость квартиры. Такова позиция Банка России и ряда застройщиков.
Таким образом, в России могут появиться дольщики, пострадавшие уже не от банкротства застройщика, а от банкротства банка.
Отметим, что для Минстроя России эта правовая коллизия явилась неожиданностью, ранее эту ситуацию, судя по всему никто не просчитывал. Министр строительства Владимир Якушев на встрече с журналистами пообещал детально разобраться в данном вопросе и попробовать совместно с ЦБ найти выход из данной ситуации, в том числе, и на уровне российского законодательства.