ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Выставочное «размножение»: <br />
было две, <br />
станет — три
30.09.2018
Выставки

Выставочное «размножение»:
было две,
станет — три

Легче ли теперь будет компаниям выбрать, на какую выставку поехать?

Развелись во времени

Главным событием предстоящего весеннего сезона можно считать «развод» во времени двух крупнейших выставок — MosBuild и BATIMAT. В течение нескольких лет они проходили «день в день». Но в 2019 году Международная выставка строительных и отделочных материалов Mosbuild состоится 2 — 5 апреля, а Международная строительно-интерьерная выставка BATIMAT — с 12 по 15 марта. К тому же MosBuild переезжает в Крокус Экспо.

В компании ITE (организаторы выставки MosBuild) сказали, что в Экспоцентре, где они прежде арендовали площади, им стало тесно. ITE планирует увеличить количество и разнообразие экспонентов. Тем более выставке в следующем году исполняется 25 лет. Все годы на ее площадке демонстрировался широкий спектр отделочных материалов. Программу на 2019 год обещают обнародовать в сентябре. Ожидается, что и посетителей станет значительно больше.

Как сказал директор выставки Яков Сыромятников, здесь очень внимательно изучают свою аудиторию. Сейчас разрабатывается специальная программа, которая позволит компаниям-участникам искать среди посетителей нужных им специалистов, а также поможет составить базу клиентов, посетивших стенды. Считается, это реальный инструмент, который позволяет повысить окупаемость средств, затраченных на участие в выставке.

К сентябрю собирается подготовить программу будущих мероприятий и BATIMAT. Сегодня это самая популярная строительная выставка. В текущем году здесь побывало свыше 100 тысяч человек со всех континентов, кроме Антарктиды. Приехали гости даже из государства Антигуа и Барбуда. Пришлось посмотреть в Википедии, где оно находится. Оказалось, на островах в Карибском море.

По словам директора Тамары Лукьяненко, в 2019 году будут расширены все действующие разделы, в том числе «умный дом», напольные покрытия, биотехнологии, окна и другие. Появятся новые разделы — обои, ткани.

Интерьерный сегмент BATIMAT представлен шире и ярче строительного. Поэтому организаторы намерены «подтянуть» строительную составляющую, в частности, сделать раздел кирпича.

Многие участники довольны изменением сроков проведения мероприятий. Теперь при желании компании могут приехать и на BATIMAT, и на MosBuild. Благо обе проходят в Крокус Экспо. Останется только не увозить отсюда экспонаты между выставками.

 

RosBuild: «Буду третьей»!

Еще одно событие весны 2019-го — открывается новая Международная специализированная выставка строительных, отделочных материалов и технологий RosBuild. Она состоится одновременно с MosBuild, со 2 по 5 апреля в «Экспоцентре». Организует ее сам «Экспоцентр». Тематика выставки включает свыше 20 направлений, многие из которых пересекаются с тематикой других выставок, прежде всего, MosBuild — стройматериалы, керамика, камень, обои, шторы... Девиз RosBuild — «Строим будущее России вместе!» Девиз MosBuild — «Мы строим будущее вместе!» Как говорится, найдите три отличия.

В чем же все-таки особенности новой выставки?

— В первую очередь, RosBuild — единственный отечественный бренд среди крупных строительных выставок, — рассказывает руководитель проекта Татьяна Самусева. — И наша цель — всестороннее развитие рынка стройматериалов и новых технологий в строительстве в соответствии с государственными программами. Особое внимание уделено деревянному домостроению, BIM-технологиям. На RosBuild переедет и крупная международная выставка «Мир стекла», ранее проходившая здесь же, в Экспоцентре, только в июне.

RosBuild будет отличаться от других отраслевых проектов более лояльными ценами, поскольку Экспоцентр является собственником выставочной территории и часть услуг для участников уже включена в пакет аренды стенда.

 

«Близнецы» или просто похожие?

Конечно, назвать эти три выставки близнецами вряд ли возможно. Но общего у них много. Одинаковые разделы. Одинаковые тенденции в тематике. Вот сейчас все обращают внимание на экологию и энергосбережение (даже еще не начавшая работу RosBuild). Кто спорит, это злободневные вопросы, но ведь есть и другие, не менее важные. Но почему-то всем в голову приходит одно и то же.

И очень трудно, придумав что-то необычное, надолго оставаться обладателем эксклюзива. Коллеги другой выставочной компании тут же подхватывают идею, реализуют ее и развивают дальше.

Популярный тренд последних лет — дизайнерские проекты. Кажется, строительство и дизайн — понятия далекие друг от друга. На самом деле дизайнеры наглядно показывают, что именно можно сделать из строительных материалов.

Инициатива привлечь дизайнеров на выставку принадлежит главному редактору журнала BATIMAT Digest Татьяне Онегиной. Первый раз дизайнерские проекты на BATIMAT появились в 2017 году. В России реконструировались гостиницы к Чемпионату мира по футболу. И дизайнерам предложили «в тему» разработать интерьер гостиничных номеров. Их экспозиции оказались настолько популярны у посетителей, а мастер-классы настолько многолюдны, что в нынешнем году площадь стендов увеличили в пять раз. На следующий год планируют увеличить еще втрое. Сюда приходят частные лица: хотят увиденные элементы интерьера воплотить в собственном жилище. И здесь очень много молодежи.

В нынешнем году дизайнерские проекты пришли и на MosBuild. Известный дизайнер Женя Жданова оформила интерьер ванной комнаты. Говорит, чтобы попасть на ее стенд, люди стояли в очереди 50-60 минут. Подсчитано, здесь побывал каждый седьмой посетитель. На будущее MosBuild анонсировал проект «кухня».

Вслед за дизайнерами интерес к строительным экспозициям возрос и у архитекторов. На обеих выставках дизайнеры и архитекторы занимают теперь среди посетителей второе место по численности. (Кстати, на архитектурных мероприятиях наблюдается все большее присутствие строительных материалов — плитки, напольных покрытий и т.д. На последний фестиваль «Зодчество» даже оборудование для бассейна привезли. Казалось бы, какое место ему место среди макетов зданий? А народ заинтересовался. Похоже, это новая тенденция — взаимопроникновение строительной и архитектурной тематики.)

 

А участники мечтают о едином пространстве…

Таким образом, практически в одно и то же время проходят три выставки с практически одинаковой тематикой. Потенциальные участники выбирают ту площадку, где смогут лучше себя показать. Налицо та самая конкуренция, которой недостает экономике. Получается, производителям стройматериалов повезло? Однако сами они считают иначе.

— Хочется, чтобы организаторы всех трех выставок договорились между собой и сделали единое выставочное пространство. Но, боюсь, они никогда не найдут общий язык…, — говорит Гурген Гукасян, президент Национальной ассоциации дверной индустрии (НАДИ).

Поддерживает его мнение и ряд региональных компаний. Их позиции есть рациональное объяснение.

Одновременное присутствие одного производителя на двух площадках, говорят, пока не зафиксировано. Даже самому богатому из них это не по карману: подготовка к выставке требует больших усилий и финансовых затрат. И компании стоят перед жестким выбором: куда ехать? На каждой выставке аудитория складывается все-таки своя. Год от года она меняется, и не всегда получается предугадать, как именно она изменится, и будут ли там клиенты, ради которых затевалась поездка.

— Цель выставки - предоставить людям возможность увидеть все, что производится в данной сфере, — говорит Альберт Попов, директор Ассоциации производителей керамических материалов (АПКМ). — Это реально сделать только на единой площадке, где будут представлены и однотипные строительные, отделочные материалы, и полная информация о самом широком спектре всех видов стройматериалов, изделий и конструкций. Очень удобно для дилеров. Архитекторы и проектировщики также будут узнавать о всех новинках строительного рынка. Здесь сложилась бы стабильная аудитория, заинтересованная именно в этой тематике. Появилась бы возможность сравнить продукцию большей части производителей, оценить ее перспективы

Пока для того, чтобы получить всеобъемлющее представление о последних достижениях стройиндустрии, а тем более провести какое-либо сравнение, надо побывать на двух, а теперь и трех выставках. Люди так и делают. Почти половина посетителей приезжает из других регионов или из-за рубежа. Кстати, их устраивает одновременное проведение выставок. Другое дело, насколько посещение бывает эффективным. Выставки огромны, тут и одну-то осмотреть за день-два толком проблематично. Теперь, когда BATIMAT будет проходить раньше, компаниям придется направлять специалистов в командировку дважды. Далеко не все готовы идти на такие издержки.

Сегодня российская продукция опробует зарубежные, в том числе европейские рынки. У некоторых отечественных производителей доля экспортных поставок уже весьма значительна. Поэтому объясним возросший интерес россиян к европейским выставкам. Побывавшие там рассказывают много хорошего. И никого не удивляет, что, к примеру, в Болонье выставка CERSAIE проходит один раз в год и другой с такой тематикой нет. Выставки технологического оборудования TECNARGILLA (Римини, Италия) и CERAMITEC (Мюнхен, Германия) бывают один раз в два и три года соответственно. Понятно, там дело тоже не обходится без соперничества. Но к появлению однотипных мероприятий это не приводит. Рассказывают, в некоторых странах для открытия новой выставки вообще надо согласие профессионального сообщества. И у нас через какое-то время может остаться одна выставка, которая окажется самой эффективной, не исключает Альберт Попов.

 

Конкуренция выставок — в чей карман профит?

Может быть, проблема выставок в том, что у нас еще не научились правильно пользоваться таким инструментом, как конкуренция? Но похоже, не всегда конкуренция однозначно полезна. Например, в конце прошлого года проходила очередная выставка по бетону и цементу. Участников оказалось меньше, чем прежде. Что, компании обеднели или разорились?

— Так ведь в Питере почти одновременно с нашей проходит выставка по бетонным технологиям, некоторые туда поехали, — просветили знающие люди.

Выходит, появление «конкурентки» плохо сказалось на обеих этих выставках — каждая из них оказалась меньше по возможностям, чем была бы в отсутствии соперницы. Так о чем же в первую очередь пекутся организаторы таких мероприятий, как выставки?

Не будем кривить душой — как организации коммерческие, они в первую голову заботятся о получении прибыли. Что вполне логично, потому что это — первый закон коммерции! Однако для платящей стороны — экспонентов — никакого особого преимущества в размножении выставок не просматривается. Профит здесь в основном для организаторов. И не стоит забывать, что этот профит — деньги все тех же фирм-экспонентов, которых от увеличения числа выставок больше не станет, а скорее, наоборот, их количество уменьшится в соответствии с общей тенденции в нашей экономике.

Может быть, нам позаимствовать зарубежный опыт, о котором говорил Альберт Попов — появление новых выставок согласовывать с профессиональным сообществом?

Впрочем, такое возможно только для стран с очень высокой культурой ведения бизнеса. Мы к таковым, увы, не относимся. Поэтому закончим мысль на оптимистичной ноте: это хорошо, когда есть много интересных выставок. И мы желаем всем им больших успехов.

А как выйдет на самом деле — покажет время…

 

 Елена БАБАК

 

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо