ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Кому <br />
закон <br />
не писан…
10.01.2015
Строительная техника

Кому
закон
не писан…

Российская строительная техника без господдержки может потерять последние рынки сбыта

Сегодня перед нашей страной остро стоит вопрос о возрождении отечественного машиностроения, в том числе для строительной отрасли.

На вопросы нашего корреспондента отвечает Михаил Болотин, председатель Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России.

Михаил Григорьевич, как известно, сегодня основная масса техники и оборудования для строительства приобретается за рубежом. Насколько эта ситуация тревожит сообщество машиностроителей России?

Эта ситуация вызывает тревогу у нашего Комитета, тем более, что на протяжении последних лет ситуация усугубляется. Иностранные конкуренты предлагают не только широкую номенклатуру строительной техники высокого качества, но и более выгодные условия ее приобретения — специальные лизинговые программы, возможность получения льготного кредита с отсрочкой платежа, чего российские предприятия, к сожалению, предложить не могут. Мы вынуждены брать кредит под высокие проценты, что делает невыгодным развитие собственного производства.

В последние годы российский рынок активно осваивают производители дорожной техники из Китая, пользующиеся серьезной поддержкой государства, стимулирующего экспорт промышленной продукции, а это усиливает конкуренцию.

Необходимо отметить, что около четверти импортной строительной техники на российском рынке составляют машины, бывшие в употреблении, зачастую с истекшим сроком службы. Долговечность такой техники не превышает 2 — 3 года, а с учетом того, что у нас отсутствует механизм утилизации дорожной техники, около половины эксплуатируемой в России дорожно-строительной техники полностью исчерпала свой ресурс, и ее дальнейшая эксплуатация становится опасной.

Такая ситуация не может не тревожить, учитывая, что машиностроение обеспечивает занятость населения во многих регионах (одно рабочее место в машиностроении обеспечивает пять рабочих мест в смежных отраслях). Предприятия отрасли, как правило, являются одним из основных налогоплательщиков в регионах, кроме того, это важнейший инструмент обеспечения экономической независимости государства.

Сказываются ли санкции против России на рынке строительной техники?

Наши предприятия их не почувствовали. Реализация многочисленных инфраструктурных проектов, таких как строительство автомобильных и железных дорог, газопроводов, а также спортивных сооружений к Чемпионату мира по футболу 2018 г., привела к росту российского рынка строительно-дорожной техники. Иностранные компании активно стремятся увеличить свое присутствие на нашем рынке и создают в России предприятия по «отверточной» сборке своей техники с уровнем локализации 5 — 10 %, и это всех устраивает. Никто санкций не испугался.

Принимаются какие-то меры по развитию отечественного машиностроения для строительной отрасли? Михаил Григорьевич, на Ваш взгляд, за какой период можно восстановить потенциал отечественного машиностроения и как переломить сложившиеся на сегодня стереотипы, что наше машиностроение не в состоянии выпускать качественные машины и оборудование, лучше купить все за границей?

Создавшийся стереотип можно переломить только одним способом — доказать на деле, что российская техника ни в чем не уступает иностранной. Чтобы этого добиться, производители прибегают к различным интересным решениям. Например, «Концерн «Тракторные заводы» осуществляет большую маркетинговую программу, в которой участвуют все предприятия компании, проводит тест-драйвы техники в регионах, где живут потенциальные потребители, отдает новые модели в опытную эксплуатацию, чтобы потенциальный покупатель мог в полной мере испытать технику, узнать ее сильные и слабые стороны и высказать свои предложения по устранению имеющихся недостатков.

Несмотря на то, что в настоящее время отечественное машиностроение находится в достаточно сложном положении, мы уверены, что в данной отрасли за прошедшие годы наработан серьезный потенциал, успешная реализация которого позволит практически полностью обеспечить потребности народного хозяйства в различной технике, а также увеличит вклад отечественных машиностроительных предприятий в повышение ВВП. Как показывают расчеты, один вложенный в развитие машиностроения рубль приносит государству три рубля прибыли.

Какие усилия предпринимает Союз машиностроителей и Ваш комитет в этом направлении? Есть ли программа или подпрограмма по возрождению строительного машиностроения?

В прошлом году была разработана Стратегия развития строительной, дорожной, коммунальной и наземной аэродромной техники до 2020 года. Реализация Стратегии позволит к 2020 году увеличить объемы производства этих видов техники на 25 %. В Стратегии ставится задача довести долю отечественной техники на внутреннем рынке с нынешних 20 % до 70 %, что позволит снизить зависимость отечественной экономики от импорта технологий, машин, оборудования, а в конечном итоге будет способствовать экономической независимости и повышению национальной безопасности страны.

В настоящее время ведется разработка проекта подпрограммы «Машиностроение специализированных производств» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Этот документ включает разработку и обоснование инструментов государственной политики, способствующих достижению поставленной цели.

Наш Комитет совместно с профессиональными объединениями машиностроителей неоднократно обращался в Правительство России с предложением принять постановление, запрещающее приобретать импортную технику для нужд государственных и муниципальных предприятий. Результатом этой работы стало Постановление Правительства № 656 от 14.07.14 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое является действенной мерой государственной поддержки отечественных производителей строительной техники на внутреннем рынке.

Однако мониторинг реализации данного постановления, проведенный Концерном «Тракторные заводы», показал, что в настоящее время большая часть закупок строительно-дорожной, коммунальной и иной техники для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который регламентирует закупки товаров для нужд государственных и муниципальных предприятий, государственных корпораций и компаний, иных хозяйственных обществ и юридических лиц, в уставном капитале которых доля участия государства превышает 50%, и предусматривает возможность самостоятельного установления заказчиками правил, способов и условий осуществления закупок. Это приводит к тому, что некоторые заказчики прописывают в документации о закупке технические условия, исключающие участие в конкурсе российских производителей, либо дающие возможность двояко трактовать требования к закупаемой технике, что ведет к несоблюдению установленного запрета на приобретение иностранной техники.

Например, с 14 июля по 14 сентября было проведено около 3 тыс. государственных закупок и коммерческих тендеров, из которых всего 22 конкурса (менее 1 %) регулировались Федеральным законом от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В иных случаях организаторы тендеров руководствовались вышеупомянутым Федеральным законом № 223-ФЗ. Это привело к тому, что доля импортной техники, закупленной государственными заказчиками, составляет 98 %.

Из-за того, что Постановление Правительства РФ № 656 недостаточно эффективно, Комитетом обратился в Министерство промышленности и торговли РФ с предложением распространить действие данного постановления на закупочную деятельность, предусмотренную Федеральным законом № 223-ФЗ.

Другим не менее важным направлением деятельности Комитета является разработка предложений по увеличению экспортного потенциала отечественных машиностроителей через товарное кредитование, льготное финансирование по программе Внешэкономбанка. В межправительственных договоренностях учитывается интерес российских компаний по экспорту своей продукции, оговаривается, что часть кредита будет обеспечена за счет поставок техники. Данное предложение доказало свою эффективность в ходе заключения контрактов на поставку отечественной техники на Кубу, в Никарагуа и другие перспективные рынки. Мы предлагаем комплексный подход, предусматривающий создание сервиса и программу подготовки специалистов. Помимо освоения новых рынков и заключения долгосрочных контрактов, такая политика способствует повышению авторитета нашей страны в мире.

Без государственной поддержки российские производители будут вытеснены даже с традиционных экспортных рынков в Центральной Азии и Закавказье — Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Армении и Азербайджана, где в настоящее время сильна конкуренция производителей из Китая, США и Германии.

Достаточно ли проработана нормативно-правовая база в этой сфере?

Работа в этом направлении ведется постоянно. Так, существующая нормативно-правовая база позволяет отечественным производителям строительно-дорожной техники в условиях ВТО отстаивать свои интересы, защищать рынок от недобросовестных конкурентов. Например, Коллегия Европейской экономической комиссии (ЕЭК) приняла решения о повышении с 0 до 10 % ставки ввозной пошлины на бульдозеры мощностью более 250 л.с., увеличении с 0 до 5 % ставки ввозной таможенной пошлины на трубоукладчики грузоподъемностью 90 тонн и выше, а также на бульдозеры мощностью 400 л.с. и более. ЕЭК было открыто антидемпинговое расследование в отношении гусеничных бульдозеров с неповоротным и поворотным отвалом мощностью 250 л.с. из КНР. Эти действия допустимы в рамках ВТО, и мы будем активно ими пользоваться в дальнейшем.

Недавно в Государственной Думе РФ прошли слушания, посвященные проекту закона по промышленной политике, что свидетельствует о росте интереса к нашей отрасли. Тем не менее, ряд важнейших моментов до сих пор остается неотрегулированным. В частности, отсутствует программа утилизации строительной техники, способная защитить российский рынок от устаревшей техники с истекшим сроком службы.

Необходимо отдавать себе отчет, что времена, когда можно было сидеть и ждать помощи, давно прошли. Если мы хотим, чтобы государство прислушалось к нам и помогло нам путем создания нормативно-правовой базы, отвечающей интересам отечественных машиностроителей, мы должны заявлять о себе, лоббировать свои интересы через СМИ и профессиональные объединения. Мы должны добиваться того, чтобы нас услышали, доказывать на деле преимущество отечественной техники перед конкурентами. Мы должны доказать государству эффективность предлагаемых мер, что они принесут увеличение налогооблагаемой базы, сохранят стабильность на предприятиях и позволят им развивать и модернизировать производство, осваивать новые конкурентоспособные модели и перестать быть независимыми от иностранных производителей.

Спасибо за интересную беседу.

Надежда ЗИМИНА

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо