ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Иван Колманок: Каждый регион должен выбрать свою модель реновации
23.11.2018

Иван Колманок: Каждый регион должен выбрать свою модель реновации

По мере того, как власти Москвы реализуют программу реновации жилищного фонда, интерес к этой теме растет и в российских регионах. Идеями о перспективах развития Москвы и возможности творческого применения опыта столицы поделился представитель нового поколения архитекторов, соучредитель архитектурного бюро AI-architects и преподаватель МАрxИ Иван Колманок. Концепция реновации четырёх кварталов столичного района Хорошево-Мневники, разработанная этим архитектурным бюро, стала финалистом конкурса, проведенного недавно Москомархитектурой.

   – Иван, реновация в Москве затронет в ближайшее время  обширные территории. Можно ли в связи с этим говорить о каком-то новом векторе развития города и в чём он состоит?

 – В результате реновации Москва  получит более качественную архитектуру и более современную городскую среду. Был проведен конкурс концепций развития по нескольким экспериментальным площадкам. В нём участвовали  сильные международные архитектурные бюро, признанные звёзды российской архитектуры и молодые коллективы. Мы, например, оцениваем участие и выход в финал как большой успех. В тех концепциях, которые в конечном итоге победили,  продемонстрирован высочайший уровень профессионального мастерства.

Очень важно, что в каждом районе архитекторы делали концепцию развития сразу по нескольким кварталам.  Мы изучали опыт реновации пятиэтажек в Восточной Европе и обратили внимание, что там не было таких больших пластов застройки пятиэтажным жилым фондом, как у нас. Поэтому в результате замены каждой отдельно стоящей пятиэтажки там не менялась городская ткань. В Москве такое преобразование состоится. И это позволит выйти на комплексное решение многих серьёзных проблем, в том числе транспортной. Население кварталов увеличится, количество автомобилей будет постоянно расти, и пропускная способность дорог в этих районах повысится.  Потому что  в рамках реновации также проектируются внутриквартальные дороги, новые схемы движения, планируется развитие общественного транспорта. При этом в новых домах будет реализована идея дворов без машин.

– Если мы думаем о перспективе, мы должны понимать, что через какое-то время в таком большом городе, как Москва, мы вынуждены будем постепенно отказываться от частных автомобилей. Учитывается ли перспектива трансформации подземных паркингов под общественные пространства? 

– Я тоже надеюсь, что лет через 25-30 мы вернемся к советским озеленённым пространствам.  Парковочных мест будет «раз, два и обчёлся», а вы сможете со своего смартфона вызывать беспилотный автомобиль, который доставит вас в любую точку города и после этого вернется в какой-нибудь загородный мегахаб. Чтобы быть «впереди планеты всей», нам надо генерировать инновации. А у нас пока об этом речи нет. Сейчас надо  просто сделать один маленький шажок вперёд –  обеспечить город нормальной архитектурой и улучшить инфраструктуру. Никаких чудес в решениях у нас не будет, все это необходимые, давно назревшие вещи. Вот в ОАЭ уже создаются «чудеса». Там есть города с полностью электрическим транспортом. В Тель-Авиве муниципалитет, чтобы повысить пропускную способность дорог, организует бесплатную аренду велосипедов. У них город – 5 км морской набережной и 3 км территории вглубь. Поэтому на велосипеде можно добраться до работы за полчаса. В некоторых странах речь идет о полностью пешеходных городах.

– Давайте вернемся к пятиэтажкам. Насколько они исчерпали свой ресурс и правильно ли их сейчас сносить?

– С инженерной точки зрения  многое  зависит от коммунальных служб. Там, где коммунальщики работали добросовестно и поддерживали дома в надлежащем техническом состоянии, они сохранились хорошо. Если же здание вообще не обслуживать, то за 50 лет у вас всё что угодно развалится. Но дело даже не в этом: пятиэтажки устарели, прежде всего, морально. Они образуют достаточно большие кварталы, в которых тяжело поддерживать современный ритм города, который уже заведён.

Особенно это заметно в Москве. Прогуляйтесь по Сретенке! Все куда-то спешат, в кафе и барах какая-то жизнь происходит, магазинчики работают, офисы – чувствуется, что вы находитесь в деловом центре. Те кварталы, где стоят пятиэтажки, просто спальные.  Там очень мало сервисов, практически нет площадей, которые сдаются в аренду. Бизнес, который выкупает квартиры на первых этажах, гораздо охотнее идёт в более старые сталинские дома. В пятиэтажках нельзя создать рабочие места, общественные зоны для работы и отдыха. А у нас речь идёт как раз о том, чтобы весь город пульсировал в хорошем деловом ритме. Тогда он будет интересен. Пятиэтажки в эту задачу не вписываются. И чем дальше, тем больше это будет заметно. Если мы хотим, чтобы среда была комфортнее, нам необходимо менять город.

– Получается, что кварталы пятиэтажек – это наследие прошлого, которое невозможно приспособить под современную жизнь. Везде ли так происходит?

– В России есть прекрасные города, которые спроектированы по той же схеме, что и московские  районы пятиэтажной застройки. Например, Тольятти. Там очень широкие проезды, бульвары, везде очень много зелени. Население как было в советское время 700 тыс. человек, так и остаётся. Там есть крупное автомобилестроительное предприятие, есть работа, город живёт своей жизнью. Но при этом ему не надо расти. В Москве ситуация совершенно другая. У нас деловой центр, который создаёт мощный экономический магнит. Поэтому сюда люди со всей России съезжаются. И не только из России. 

– Какие параметры плотности застройки и этажности соответствуют динамике развития современного экономического центра, которая сегодня требуется?

– Чтобы ответить на этот вопрос, для начала надо понять, о каком городе идёт речь. В каждой стране есть город номер один. Следующий город по численности населения, как правило, в два раза меньше, чем первый, третий – ещё вдвое меньше. Также и у нас. Население Москвы превышает 12 млн человек, население Санкт-Петербурга составляет 5,3 миллиона, далее есть Новосибирск и Екатеринбург с населением около полутора миллионов, а уже после них – 11 городов-миллионников.  Москву надо сравнивать именно с теми огромными мегаполисами, которые в своих странах выполняют функцию центров общественно-политической, экономической и культурной жизни. Это такие города, как  Париж, Шанхай, Лондон, Барселона,  Нью-Йорк.

В Париже, например, средняя плотность застройки составляет 30 тыс кв метров на гектар. В центре Москвы сейчас около 15 тыс кв метров, в районах пятиэтажной застройки – 4-4,5 тысячи. И, тем не менее, Париж кажется нам более комфортным.  Потому что архитекторы спроектировали его таким образом, что он не воспринимается, как перенаселенный.

В Шанхае плотность застройки просто чудовищная!  В 2 раза больше, чем в Париже!  Центр Нью-Йорка (район Манхэттэн) полностью застроен небоскрёбами. Там практически отсутствует зелень, плотность застройки приближается к 70 тыс кв метров на гектар. Но люди всё равно стремятся там жить и работать. Потому что это экономический центр глобального масштаба. Там на небольшом пространстве сконцентрировано огромное количество людей, обладающих высоким интеллектом и уникальными компетенциями. Рядом расположен старый промышленный район Даун-таун. Там высотность уже поменьше – 5-10 этажей. А если рассмотреть, например,  американский город Феникс -  там небольшой деловой центр, вокруг него огромная площадь малоэтажной застройки и  плотность застройки жилых кварталов низкая.

Так вот, Москва рассматривается  в качестве активно развивающегося экономического центра международного уровня.  Пока не все к этому готовы, поэтому у многих людей возникает  непонимание того, что делают архитекторы.

– Насколько опыт Москвы применим в российских регионах?

– Опыт Москвы  будет интересен как пример масштабной городской строительной  программы. В ближайшие годы все алгоритмы здесь будут отработаны. После этого появится возможность всё проанализировать и применить в других городах в зависимости от местных условий. В любом случае надо исходить из того, что с точки зрения экономики региона, строительство – это благо. Строительный комплекс один из самых важных драйверов развития. Ни в одной другой отрасли не задействовано так много людей, как в стройке. Поэтому если инвестиции приходят в стройку,  рабочие места создаются и в смежных отраслях.

Если появится возможность провести реновацию в крупном областном центре или в каком-нибудь закрытом городе с населением 100 тыс человек, в котором ничего не менялось с того момента, как его построили, это хорошо. Другое дело, что для столь масштабной трансформации городской ткани, которая намечается в  Москве, мало где имеются реальные предпосылки.

Основным условием развития города является экономика. Если в городе создан экономический магнит, который притягивает людей, и существует культурная среда, которая может стать основой для какого-то особого вектора развития,  в этом случае можно говорить, что город имеет перспективы роста. И тогда появляется смысл проектировать на месте пятиэтажных кварталов что-то новое. Если этого нет, тогда, возможно, стоит ограничиться реконструкцией пятиэтажек и модернизацией той городской среды, которая имеется. Каждый регион должен выбрать свою модель реновации в зависимости от реальных потребностей и экономических возможностей.

- В каких городах в ближайшей перспективе может начаться рост?

- Важно, чтобы растущий город находился на определённом расстоянии от первого центра экономического роста.  Потому что он создаёт  очень сильное притяжение. Если бы Санкт-Петербург был расположен ближе к Москве, он не смог бы расти настолько успешно. Хотя там как раз имеется особый, европейский вектор экономического развития.

Пока  возможности для серьезного роста существуют в тех городах, где расположены штаб-квартиры нефте- и газодобывающих компаний. Но элиты у нас, как известно, меняются. Соответственно, меняются и приоритеты. В регионы приходят молодые губернаторы, у  них есть амбиции, новые подходы. Так что, надеюсь, в скором времени появятся  интересные программы развития российских городов.

Юрий Васильев
 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо