ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Где найти <br />
лекарство <br />
от бездорожья
18.01.2015
Транспортное строительство

Где найти
лекарство
от бездорожья

В МАДИ обсудили новые технологии дорожного строительства

Российские дороги — одна из самых обсуждаемых тем на всех уровнях общества. Поискам достойного лекарства от бездорожья был посвящен семинар, проведенный НП СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» совместно с Ассоциацией дорожников Москвы, МАДИ и ООО «ВиртгенИнтернациональ сервис».

 

Цементобетон… возвращается?

Речь на семинаре шла о современных технологиях строительства цементобетонных покрытий и об устройстве ультратонких защитных слоев с применением модуля типа «Spray-Jet».

На него собрались не только руководители и сотрудники подрядных дорожно-строительных предприятий и научных объединений, но и представители Росавтодора, ГК «Российские автомобильные дороги» и других организаций, разрабатывающих решения о приоритете тех или иных направлений развития дорожной отрасли.

Проректор МАДИ Виктор отметил, что в последние годы Минтранс России, Росавтодор, ГК «Автодор» и другие организации все чаще возвращаются к идее возрождения и широкого использования цементобетонных технологий. Это заметно уже из того, что МАДИ после многолетнего перерыва вновь получает заказы на проведение научных исследований в этом направлении и разработку нормативной документации.

«Знаковыми» материалами Виктор Ушаков назвал разработанные МАДИ по заказу Росавтодора «Рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог», а также стандарт по устройству цементобетонных покрытий, разработанный СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» совместно с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ). В подтверждение своих слов о возвращении цементобетонных технологий выступающий привел несколько примеров недавно введенных автодорог с цементобетонным покрытием. В их числе головной участок автомагистрали «Дон» и обход Новосибирска.

Первым делом — стандарты

В своем выступлении генеральный директор СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский напомнил о советском опыте строительства цементобетонных дорог, когда их вводилось не менее 10% от общего объема, и рассказал о мерах по пропаганде и развитию цементобетонных технологий. К примеру, в числе 48 стандартов, разработанных Партнерством совместно с НОСТРОем и МАДИ, есть документы, регламентирующие строительство дорог с цементобетонным покрытием. Работа над стандартами продолжается во взаимодействии с Росавтодором и ГК «Автодор».

Кроме разработки документов, регламентирующих строительство, «СОЮЗДОРСТРОЙ» сформулировал ряд предложений по развитию строительства дорог с цементобетонными покрытиями. Эти предложения озвучиваются на различных отраслевых форумах и мероприятиях органов государственной власти. В частности, они были представлены на заседании рабочей группы по подготовке Президиума Госсовета России в Новосибирске.

Леонид Хвоинский отметил, что развитие сети дорог с цементобетонным покрытием позволит осуществить другую идею, предлагаемую СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ». Она заключается в строительстве сети скоростных автомагистралей России, которая дополнит существующую сеть, во многом исчерпавшую свои возможности и с каждым годом требующую все больших затрат на ремонт и реконструкцию.

 

Совершенная техника — новые возможности

Преимущества нового строительства автодорог из цементобетона хорошо известны. Расчетный срок службы цементобетонного покрытия составляет 20-25 лет, что в несколько раз выше срока службы асфальтобетонных покрытий. Плюс к этому затраты на эксплуатацию цементобетонных дорог меньше. Прежде их строительство сдерживалось высокой ценой на этапе применения, необходимостью соблюдения строгой технологической дисциплины и отсутствием эффективных ремонтных технологий. Теперь все изменилось. По оценкам специалистов «СОЮЗОРСТРОя», стоимость цементобетона на дорогах со сравнимой интенсивностью движения практически сравнялась с ценой асфальтобетона, а в ряде случаев оказывалась дешевле. Причем цемент, как определяющий компонент смеси, на современном этапе становится более доступным, чем качественный битум.

Трудности, связанные с необходимостью строгой технологической дисциплины, в современных условиях нивелируется совершенством предлагаемой техники. В частности, бетоноукладчик, представленный в докладе представителя ООО «ВиртгенИнтернациональ сервис» Юрия Жукова, оснащен самыми современными  опциями, которые позволяют, к примеру, одновременно проводить двухслойную укладку цементобетонных покрытий. Причем нижний слой может формироваться с применением низких марок цемента и щебня крупных фракций, а верхний — из высокомарочного цемента и мелких, износостойких фракций щебня. Такой подход удешевляет стоимость и улучшает качество покрытия.

Многие функции нового бетоноукладчика доведены до технологического совершенства. Он снабжен устройством, позволяющим в автоматическом режиме укладывать стержни арматуры (дюбели) в предварительно уплотненный свежий бетон. После этого поперечная плита создает идеально гладкую поверхность, а выглаживающая лыжа обеспечивает отделку уложенного покрытия, удлиненные боковины предотвращают возможное опадание кромки при работе с жидким бетоном, а специальные щетки наносят поперечную шероховатость покрытия. При этом бетоноукладчик может работать с помощью 3D систем управления, обеспечивающих исключительную ровность укладываемых слоев.

Особо докладчик остановился на свойствах современных бетонных смесей и технологий. В частности, цементобетон, набирающий прочность, не требуется, как прежде, укрывать и поливать водой. Вместо этого его поверхность обрабатывается специальным составом, препятствующим обезвоживанию.

 

Асфальт, цемент и полимеры…

В МАДИ, под руководством проректора Виктора Ушакова с 90-х годов ведутся исследования по применению защитных слоев асфальтобетонных и цементобетонных покрытий на основе цементо-полимерных композиций, а также по использованию цементобетона для ремонта дорожных покрытий.

Об опыте выполнения подобных работ на автодороге Чита-Забайкальск рассказал заместитель начальника управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Андрей Чернигов. Кроме того, он сообщил, что Росавтодор при научном сопровождении МАДИ планирует заложить на автодороге Челябинск — Троицк опытные участки цементобетонного покрытия толщиной 10, 15, 20 см. Итоги наблюдений помогут в разработке новых нормативных документов для дорожного строительства.

Об использовании специальной технологии «SprayJet» для устройства асфальтобетонных защитных слоев на автодорогах рассказал представитель «ВиртгенИнтернациональ сервис» Евгений Шишковский. Эта технология применяется для обеспечения гидроизоляции покрытия, улучшает микроровность, увеличивает коэффициент сцепления, снижает эффект аквапланирования, уменьшает затраты на материалы и транспорт.

Для выполнения подобных работ потребуется асфальтоукладчик, оснащенный соответствующим оборудованием. Нанесение тонких защитных слоев по этой технологии осуществляется на слой вяжущего при толщине укладки до 3 см и расходе вяжущего до одного килограмма на квадратный метр. В отдельных случаях возможны варианты. Докладчик приводил примеры различных работ. В том числе, тонкослойную укладку шумопоглощающего асфальтобетона (по данным докладчика, при толщине укладки 1,5 см, расход вяжущего составлял 0,35 килограмм на квадратный метр).

 

«SprayJet» по-русски — «Новочип»

Об опыте применения технологии «SprayJet» в России рассказал заместитель директора ООО «Стройсервис» (г.Омск) Глеб Старков, пояснивший, что в принципе, в профессиональной среде российских дорожников эта технология более известна под названием «Новочип».

В отличие от прочих видов поверхностной обработки, в данном варианте обеспечивается повышенная долговечность слоя за счет применения в составе битумоминеральной смеси до 80% содержания высокопрочного, износостойкого кубовидного щебня, фракций 5-10, 5-15. Приготавливали смесь омские дорожники на асфальтосмесительной установке АMMANN. Укладывали на мембранный слой из битумно-латексной эмульсии, за один проход специальным асфальтоукладчиком с использованием модуля «SprayJet», асфальтового перегружателя и системы нивелирования ровности.  Подрядчики дали гарантию своей работе сроком на пять лет. По их наблюдениям, на автодороге первой технической категории после двух лет службы покрытия, выполненного из плотной асфальтобетонной смеси, следов износа практически незаметно.

Все доклады по применению техники и технологий сопровождались выступлениями специалистов по вопросам нормативно-технического обеспечения. О действующей и разрабатываемой документации по регламентации строительства автомобильных дорог рассказали участникам семинара Андрей Фотиади из МАДИ и Михаил Мелик-Багдасаров из ООО «Асфальттехмаш».

 

Внедрять! Но не слепо копировать…

После обмена мнениями по всем затронутым темам, участники семинара лишний раз подтвердили необходимость дальнейшего развития и широкого применения цементобетонных технологий и методов защиты дорожных покрытий. При этом выступающие не раз отмечали, что ни одну зарубежную технологию нельзя слепо копировать для применения. Прежде, чем рекомендовать ее к внедрению, необходимо провести научно — исследовательские, опытно-конструкторские разработки и последующие практическое испытание. В современных условиях это вполне реально, благодаря создаваемой сети испытательных центров  Росавтодора, и наличию у МАДИ исследовательского полигона с кольцевым стендом («карусель»). По единодушному мнению участников семинара, на стенде в первую очередь следует провести сравнительные испытания различных видов поверхностной обработки. Предлагались и другие направления исследований, испытаний различных материалов и технологий  и последующего обсуждения их в профессиональном кругу.

Николай ПРОКАЗОВ,

пресс-секретарь СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо