ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Дороги России<br />
должны быть хорошими, <br />
светлыми и безопасными
02.12.2018
Транспортное строительство

Дороги России
должны быть хорошими,
светлыми и безопасными

Росавтодор поставил перед всеми участниками дорожного строительства новые задачи и показатели

С 16 по 18 октября в Казани прошла Международная специализированная выставка-форум «Дорога 2018», собравшая в комплексе Kazan Expo более 6,3 тыс. участников и 200 экспонентов, представивших продукцию и наработки в разных областях отрасли.

 

В рамках форума состоялось более 20 мероприятий деловой программы: круглых столов, семинаров, дискуссий, заседаний секций Научно-технического совета Росавтодора и конференций. Причем на некоторых дискуссионных площадках количество участников превышало 300 человек. Были рассмотрены механизмы финансирования развития автомобильных дорог, перспективы цифровизации отрасли, разрабатываемые нормативные документы, определяющие требования к материалам, например, композиционным и геосентетическим; расширения практики контрактов жизненного цикла, эффективности современных решений для повышения безопасность дорожного движения, локализации производства дорожно-строительной техники в России.

Как отметил директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Игорь Костюченко, «эта выставка во многом была посвящена подготовке к реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Темы, которые в течение трех дней поднимались на круглых столах, имеют важное значение для активного включения субъектов в данный проект».

Причем, как подчеркнул заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов, все рассмотренные темы не завершатся обсуждением, по итогам круглых столов и семинаров будут сформированы предложения по совершенствованию дальнейшей деятельности и в перспективе план по реализации принятых решений.

 

 

В рамках выставки прошла коллегия Федерального дорожного агентства, где обсуждались планы отрасли на ближайшую перспективу. В мероприятии приняли участие Министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих, руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения MBД PФ Михаил Черников, депутаты Государственной Думы Российской Федерации Алексей Русских, Евгений Серпер и Сергей Тен, а также руководители управлений Росавтодора и подведомственных федеральных казенных учреждений.

Андрей Костюк отметил, что  в текущем дорожно-строительном сезоне Росавтодору удалось реализовать масштабные проекты на территориях, которые определены руководством страны в качестве приоритетных. А Евгений Дитрих подчеркнул, что федеральные дорожники на сегодняшний день – в лидерах по строительству и реконструкции, ремонту и содержанию дорожной сети. Между тем в свете реализации национального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» особое внимание по-прежнему уделяется обеспечению безопасности дорожного движения. И этому должен способствовать один из 4 подпроектов нацпроекта - «Общесистемные меры дорожного хозяйства», в частности, предусмотренные в нем меры по переходу на заключение долгосрочных контрактов и внедрение инноваций. И это касается не только федеральных дорожников, но и их коллег из регионов. Необходимо также создать единый реестр новых технологий, материалов и конструкций. Отдельное внимание следует уделить развитию информационного моделирования при проектировании объектов транспортной инфраструктуры, т.е. BIM-технологиям.

Безусловно, развитие современных трасс невозможно без новой производительности качества труда. Кроме того, в каждом из управлений Росавтодора в обязательном порядке должна быть задействована система управления проектами от начала и до завершения их реализации.

Во многом своеобразным «проводником» для регионов призван стать приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». С 2019 г. опыт 36 агломераций по приведению региональной и местной дорожной сети в нормативное состояние будет распространятся на все субъекты за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

 

***********

Пути решения задач по повышению безопасности дорожного движения обсуждались и в рамках организованной дискуссии.

За 9 мес. текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число ДТП на подведомственных Росавтодору федеральных трассах снизилось на 5,8%, а погибших и раненых - на 3% и  5,1% соответственно.

В качестве примера снижения показателей аварийности была приведена Республика Татарстан, в которой помимо ограничительных мер ведется и комплекс инженерных мероприятий - реконструкция дорог, строительство транспортных развязок, пешеходных переходов в разных уровнях и ведение светофорного регулирования. По итогам 9 мес. текущего года на территории республики количество ДТП снизилось на 2,1%, число раненых и погибших – на 1,5% и 13,4% соответственно. А в Белгородской области ежегодно на автомобильных дорогах, особенно в районе населенных пунктов, обустраивают более 100 км линий освещения.

Участники круглого стола обсудили продольные шумовые полосы методом фрезерования, устроенные на региональных дорогах  Ростовской, Белгородской областей, федеральной трассе М-10 в районе Новгорода и Твери. Они помогают предотвратить выезд на встречную полосу и съезд с проезжей части.

Кроме того, Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева презентовал интеллектуальную транспортную систему «Умный светофор». А Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет представил методику моделирования ДТП для определения оптимальных решений при обустройстве дорог.

 

********

Выступая на панельной дискуссии «Энергетика в дорожной отрасли России. Утилитарное освещение дорог», Михаил Черников отметил, что в 2017 г. 19 тыс. человек погибло на дорогах, треть из них – в темное время суток. А к 2024 г. предстоит в 3,5 раза сократить это число.

Игорь Астахов подтвердил, что добиться положительной динамики невозможно без строительства новых линий электроосвещения. Их протяженность стабильно увеличивается – примерно 300-500 км линий электроосвещения вводится в строй ежегодно. И если в середине 2000-х годов освещение было обустроено на 3,5 тыс. км, то сегодня этот показатель превышает 8,5 тыс. км, тогда как общая протяженность федеральных трасс составляет 53 тыс. км.

В свою очередь заместитель директора Департамента программ развития Минтранса РФ Евгений Ткаченко высказался о недопустимости освещения дорог по коммерческому тарифу – а это основная проблема сферы, т. к. речь идет не столько о работе бизнес-объектов, сколько о сохранении жизни людей.

Световой дизайн уже городских пространств обсуждали на круглом столе, в котором приняли участие представители научных институтов, архитектурных бюро и энергопредприятий, занимающихся освещением городских улиц.

Было отмечено, что от перегруженной световой среды исходит опасность на проезжей части, поэтому при ее формировании важно учитывать расположение дорог, расстояние между опорами освещения. Кроме того, необходимо принимать во внимание требования безопасности движения с тем, чтобы светодиодная реклама и вывески, а также табло с бегущей строкой не влияли на четкость восприятия и время реакции как водителя, так и пешехода.

Специалисты обменялись опытом на примерах Казани, Санкт-Петербурга и Владивостока. Итогом мероприятия стало решение о создании ассоциации «Световая среда», куда войдут федеральные образовательные университеты из более чем 20 субъектов РФ, производители и представители муниципалитетов.

 

******

Одна из наиболее оживленных дискуссий развернулась в ходе проведения семинара-совещания, посвященного новому закону №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации». Этот документ вступает в силу 31 декабря 2018 г. и предполагает наделение органов государственной власти субъектов РФ большими полномочиями в области организации дорожного движения. К примеру, муниципалитеты должны будут заниматься разработкой комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД) для своих территорий, а также приводить в соответствие с ним действующие нормативные документы.

Главная задача документа состоит в том, чтобы грамотно распределить полномочия между органами власти всех уровней, установить ключевые показатели эффективности и контроля этой деятельности.

Отдельно участники встречи обсудили и проблему подготовки квалифицированных кадров, на чьи плечи ляжет ответственность за исполнение документа. Для этого в помощь субъектам разработан перечень должностей с подробным описанием необходимых компетенций.

В то же время заместителя начальника по правовым вопросам КГУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» Марину Королеву интересовало, как отразится новый закон на уже имеющихся долгосрочных программах производства работ. Их, по словам докладчиков, нужно будет привести в соответствие с новыми требованиями.

Кроме того, специалисты отрасли и представители бизнеса обсудили реализацию Концепции развития дорожного сервиса вдоль федеральных автомобильных дорог.

По словам начальника Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Александра Лукашука, развитие объектов дорожного сервиса (ОДС) – одно из ключевых направлений Транспортной стратегии страны на период до 2030 г. и одна из наиболее перспективных задач Агентства. А разработанный Росавтодором план реализации Концепции утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации.

Всего на федеральных дорогах планируется размещение более 744 объектов дорожного сервиса, в том числе 46 автозаправочных станций, 426 площадок отдыха, 50 пунктов питания, 166 станций технического обслуживания, 56 мотелей, 230 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, 271 многофункциональная зона дорожного сервиса.

В итоге 18 октября состоялось подписание меморандумов о сотрудничестве Федерального дорожного агентства с двумя компаниями в сфере развития придорожной инфраструктуры для электротранспорта и многофункциональных зон сервиса, предоставляющих услуги по заправке автомобилей природным газом.

Первый документ предусматривает взаимодействие Росавтодора и ПАО «НОВАТЭК». В числе направлений взаимодействия – подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и содействие внедрению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для развития такой инфраструктуры.

Второй документ был подписан Федеральным дорожным агентством с компанией Electric Motors Club. До конца этого года Electric Motors Club разработает программу, определяющую приоритетные магистральные направления и карту инфраструктурных объектов для электротранспорта.

По словам Игоря Астахова, отвечающие современным требованиям и запросам пользователей дорог объекты сервиса – это неотъемлемая составляющая развитой дорожной инфраструктуры. Поэтому сегодня Росавтодор проводит активную работу с региональными властями и потенциальными инвесторами, способствуя созданию благоприятных условий для бизнеса, готового открывать объекты вдоль федеральных трасс.

 

(Продолжение следует)

 

Галина Крупен

 

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо