ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Профобразование в строительстве: об одной профессии и общих проблемах
16.12.2018
Наука и образование

Профобразование в строительстве: об одной профессии и общих проблемах

На всю Россию на профессию кровельщика учатся всего 43 человека

Для тех, кто интересуется темой профобразования, у меня есть две новости – хорошая и плохая. Начнем с хорошей – профобразование выходит из общего состояния комы. Во многих учебных заведениях были оборудованы и переоборудованы классы, в которых ведется обучение по самым востребованным профессиям. Плохая – процесс возрождения происходит крайне неравномерно по сегментам строительной отрасли и недостаточно быстро, как хотелось бы.

О профессии «кровельщик» замолвите слово

Профессия «кровельщик» исчезла из среднего профессионального образования (далее – СПО) почти четверть века назад. Профобразование долго не финансировалось, рабочие профессии не пользовались популярностью у выпускников, а самое главное – произошел коренной перелом в содержании профессии в связи с появлением новых материалов и технологий. В результате не осталось ни оборудованных классов, ни учебно-методического комплекса, ни преподавателей.

Сорок три (43!) человека проходят обучение в 2018 г.в СПО в нашей стране по профессии «Кровельщик». И хотя для Национального кровельного союза (НКС) это огромное достижение - три года назад эта цифра приема на бюджетные места была нулевая – что такое 43 человека на отрасль, в которой работают десятки тысяч? Не удивительно, что Министерство образования решило пересмотреть перечень специальностей и все профессии, набор по которым по стране составляет менее 100 человек, перевести в категорию «профессиональная подготовка», где срок обучения составляет 3 месяца, отсутствует набор на бюджетные места.

«Но за все это время стройка не встала, кто-то же работал кровельщиком! Так в чем проблема?» - воскликнула одна чиновница на совещании, посвященному проблеме сокращения программ. Пришлось объяснять.

Откуда берутся кровельщики?

Собственно, ответ на вопрос чиновницы, откуда берутся на современной стройке кровельщики при отсутствии обучения в СПО, прост. За четверть века в строительную отрасль пришло не одно поколение самоучек.

Есть такие «самоучки», что и без дипломов большие мастера. Кто-то ездил учиться в Германию, Италию, кто-то уже здесь перенимал опыт у таких первопроходцев или опытных мастеров уже на строительной площадке. Но таких очень мало и обычно она работают «на себя». Уровень квалификации очень разный и работодателю сложно оперативно оценить его при приеме на работу.

От дефицита квалифицированных кадров страдают все – и подрядные организации, и производители, которым хочется, чтобы их продукцию применяли правильно. На этом фоне «расцвели» многочисленные курсы повышения квалификации (платные – учебным заведениям тоже жить на что-то надо) и «академии», организованные производителями, без получения лицензии на образование. Да, есть отдельные хорошо организованные курсы, где действительно чему-то можно научиться. Но если нет квалификации, то что повышать?

Путешествие по граблям длиною в 12 лет

В 2006 г., в год образования Национального кровельного союза, решение проблемы дефицита кадров было обозначено в числе приоритетных целей объединения и заложено в Устав.

Первыми шагами стало создание собственного Учебного центра в Санкт-Петербурге, проведение масштабных конкурсов молодых кровельщиков. Однако скоро стало ясно – эти меры не могу решить поставленных задач. Конкурсы профессионального мастерства хороши только при наличии системы подготовки: если кто-то из молодых зрителей вдохновился увиденным, ему будет некуда пойти учиться. А одного класса, работающего в условиях самоокупаемости, на всю страну явно недостаточно.

В 2012 г. было принято решение сменить тактику. Не работать за систему образования, а помогать ей развиваться. Первым шагом на этом пути стала разработка профессионального стандарта. Планировалось, что внедрение через профстандарт новой системы квалификаций, сложившейся в 1990-е годы, поможет уйти от устаревшей системы Единых тарифно-квалификационных справочников (ЕТКС) и в перспективе внести корректировки в Образовательный стандарт. Без актуализации Образовательного стандарта внедрение новых технологий в систему СПО было практически невозможно.

Поставленные задачи были реализованы: в 2014 г. Минтруда утвердило разработанный НКС профессиональный стандарт по профессии «Кровельщик», в 2017 г. Минобразования ввело новый Образовательный стандарт.

Пока разрабатывалась данная нормативная документация, регулярно проводились переговоры с руководителями колледжей из разных регионов. Сначала интерес со стороны руководителей учебных заведений был слабым – к сожалению, «кровельщик» не вошел в ТОП-50 самых популярных профессий. Сейчас ситуация изменилась благодаря движению WorldSkills, где наша профессия оказалась представлена.

Большим толчком в деле внедрения обучения по профессии «Кровельщик» в СПО стало начало сотрудничества Национального кровельного союза с Колледжем архитектуры, дизайна и реинжиниринга г. Москвы «26 кадр». Руководству колледжа удалось добиться выделения бюджетных мест, оборудовать два класса, найти мастеров производственного обучения, запустить образовательный процесс.

Колледж «26 кадр» стал полигоном, на котором выявляются все «узкие места», все проблемы запуска преподавания и организации учебного процесса в системе СПО. Сейчас эти вопросы решаются в тесном взаимодействии сотрудников колледжа и Национального кровельного союза, все проблемы и их решения фиксируются для последующей трансформации в блок Учебно-методического комплекса (УМК).

Беглый обзор показывает, в самых общих чертах, какой был проделан путь за 12 лет. За это время было преодолено множество трудностей, немало направлений работы оказались тупиковыми. Однако полученный опыт позволяет нам теперь двигаться дальше.

Перспективы развития

Следующим шагом на пути возрождения СПО должна стать разработка Учебно-методического комплекса. Это не просто набор учебников (современное образование требует интерактивных методов преподавания), а огромный массив данных, включающий требования к помещениям, чертежи макетов, списки инструмента и оборудования (составленные правильным образом, чтобы потом сотрудникам учебных заведений не мучиться при организации закупок через тендеры), перечни расходных материалов для занятий и многое другое.

Приведу примеры из практики, которые иллюстрируют необходимость разработки УМК.

Директор одного учебного заведения закупила дорогостоящую машину для формирования арочных картин для фальцевой кровли. Все средства были пущены на оборудование, на котором было достаточно провести одно занятие. Средств на закупку необходимого ручного инструмента не осталось, а макет, скопированный с макета производителя гибкой черепицы, не подходил для занятий группы из 12 человек. Стоит ли говорить, что подготовку кровельщиков в этом учебном заведении так и не начали?

Общалась я и с преподавателем, которая, по мнению ее руководства, отлично могла преподавать материаловедение – она ходила по выставкам и собирала рекламные буклеты, брошюры. Осознание, что этого для преподавания недостаточно, отсутствовало.

Учитывая, что на позиции мастеров производственного обучения сейчас можно привлечь только «самоучек», а учебников нет и нормативная документация, рекомендации производителей по монтажу не могут их заменить, существует большой риск получить выпускников низкого уровня подготовки, у которых будут заложены неверные представления о каких-то операциях, неверные знания о материалах и технологиях. Решение этой проблемы сейчас – ключевое.

Главное для возрождения профессионального образования – формирование тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон:

  • Учебные заведения нуждаются не только в помощи по формированию содержания образования, оборудовании и комплектации классов, но и в организации производственной практики для учащихся, экскурсий на производства и строительные объекты, а главное – помощи в трудоустройстве своих выпускников. Особенно ярко отсутствие в российской системе образования тесного взаимодействия учебных заведений и работодателей видно на международных молодежных соревнованиях. Молодые кровельщики из России, которые имеют ограниченный опыт тренировок на макетах, уступают сверстникам из европейских стран, где обучение строится по дуальной системе, не только в классах, но и на стройплощадке.
  •  Для организации качественного образования классы должны быть максимально укомплектованы, чтобы учащиеся имели представление о работе с разными современными материалами и технологиями. Все закупить сложно, бюджеты у учебных заведений ограничены. Есть риск возникновения ситуации «перекоса» в сторону одних материалов и технологий в ущерб другим только за счет того, что одни производители готовы и способны вкладывать средства в комплектацию учебных классов, а другие – нет. Казалось бы, в конкурентной борьбе победят сильнейшие. Однако если производители оцинкованной стали с полимерным покрытием не готовы предоставлять металл для занятий, это не уберет с рынка металлическую фальцевую кровлю как явление. А если учебное заведение будет только закупать материалы, не получая их в рамках партнерской поддержки, то результатом может стать применение в обучении только дешевых и устаревших материалов.

Здесь стоит отметить, что время монобрендовых классов в учебных заведениях подходит к концу. Для производителей материалов такое продвижение продукции становится слишком затратным, а у учебных заведений формируется недовольство их диктатом. Видела в одном колледже два класса, оборудованных разными производителями, для преподавания монтажа гибкой черепицы.

Поддержка разными производителями самостоятельно действующих учебных заведений для производителей гораздо выгоднее: торговые марки с упаковки никто не убирает, будущие строители учатся работе с их материалами, контроль за качеством преподавания доступен (участие в демоэкзаменах, выпускных комиссиях), но при этом отсутствуют затраты на содержание собственного монобрендового класса, преподавательского состава.

Площадкой, способной объединить все заинтересованные стороны в рамках любой профессии, может стать только отраслевое объединение. Других площадок для взаимодействия представителей образования, производителей и работодателей нет.

Анна Молчанова,

заместитель директора Национального кровельного союза

 

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо