ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Зодчество-2018: <br />
заявка <br />
на обновление? <br />
17.12.2018
Архитектура

Зодчество-2018:
заявка
на обновление?

Надо ли переформатировать авторитетный фестиваль

Что означает «ре-»

Девизом фестиваля стало слово реконтекст. Это комплексное понятие, которое объединяет несколько других — реконструкция, редевелопмент, реновация и т.п. Ре — обновление. Реконтекст — это новые подходы к формированию городской среды. Идея принадлежит кураторам фестиваля — Владимиру Кузьмину и Владиславу Савинкину.

Лично у меня после фестиваля лексикон обогатился словом «архитектон».

Специалистам этот термин, разумеется, хорошо известен. Его придумал почти 100 лет назад Казимир Малевич. Архитектон — это архитектурная модель. Объемные композиции включают в себя геометрические фигуры, которые врезаются друг в друга под прямым углом.

Архитектоны стали главной осью зала, составив «улицу» с презентациями главных понятий фестиваля (РЕ-город, РЕ-гломерация, РЕ-промышленность и т.д.). В этих ярких деревянных конструкциях и разместились презентации соответствующих проектов. Но все написанное выше стало понятно только после разъяснений авторами своей идеи. А многие из обычных посетителей так и уходили, не разобравшись, зачем нужно было ставить посреди зала эти оранжевые сооружения.

Зато молодежь, не заморачиваясь, с удовольствием фотографировалась рядом с ними, внутри них, а иногда и забравшись на них.

Молодежи, как всегда на фестивале, было много. Ей импонировала праздничная демократичная атмосфера «Зодчества». В центре зала стояла ванна с пеной (пену имитировали синтетические шарики) — детище архитектурного бюро «Дизайнус». Почти каждый молодой человек в возрасте до 20 лет считал своим долгом «искупаться» в ванне.

 

Хрустальный Дедал — питерской команде за архангельский проект

Все три дня в зале Манежа, где проходил фестиваль, было многолюдно. По данным организаторов, на мероприятии побывали 12 тыс. человек. Посетители внимательно рассматривали конкурсные работы, вывешенные на стенах. Многие фотографировали. Такое впечатление, что их  интересовало все. Что-то как хороший пример, что-то —как неудачный.

Работы, представленные на конкурс из 13 регионов, традиционно разделялись на проекты и постройки. Члены жюри с удивлением отмечали, что качество построек в этот раз оказалось выше, чем проектов. А всегда бывало наоборот. Пришли к выводу, что постройки на конкурс сейчас отбираются более тщательно, чем проекты.

В обеих номинациях преобладали жилые и общественные здания.

Главная награда фестиваля — российская национальная премия «Хрустальный Дедал» и Гран-при фестиваля «Зодчество-18» присуждена архитектурной мастерской Михаила Мамошина (Санкт-Петербург) — за реализованный проект застройки набережной Северной Двины в Архангельске.

— Для меня новая набережная в Архангельске — не коммерческий проект, — говорит Михаил Мамошин. —Это долг, который я вернул своим предкам-поморам.

Михаил Александрович вырос в этих краях, с детства слышал, какой была эта набережная до Революции —центр торговли, вокруг которого энергия била ключом. Потом на длительное время пришло запустение. И сейчас архитектор эту энергию набережной вернул. Бизнес-центр, банковский офис, отель, пешеходная набережная. Все это нежного светлого цвета. Энергия возвращается в сопровождении красоты.

Наметился еще один тренд — увеличивается количество школ, детских садов и других объектов, предназначенных для детей. Так, наградой фестиваля было отмечено архитектурное бюро Meralstudio — за круглогодичную детскую площадку на территории Российской детской клинической больницы в Москве. Площадка получилась веселой, с цветными колонами. Когда представителю бюро вручали награду, он сказал:

— Да разве я о награде думал, составляя этот проект…  Я не мог забыть слова главврача о том, что не все эти дети станут взрослыми.

В конкурсе участвовали студенческие проекты. И вызвали не меньший интерес, чем работы старших коллег. Говорят, некоторые из них вполне зрелые, могут быть реализованы.

Среди студенческих проектов обращает на себя внимание, например, такой необычный, как крытый город с микроклиматом на 10 тыс. человек в поселке Нижний Бестях (Якутия). Или водонапорная башня в подмосковном городе Щербинка. На ее основе предлагается сделать еще более высокое сооружение

На фестивале были и детские работы. Самые маленькие авторы — старшая группа детского сада — во главе с семилетней девочкой придумали оформление детской комнаты. И эти рисунки также привлекали внимание.

 

Через Самару — в Токио!

В отличие от прошлого года в зале были оформлены несколько полноценных стендов. И на них всегда присутствовал кто-либо из хозяев, то есть с ними всегда можно было поговорить — в отличие от авторов работ, представленных на стенах. Их неизвестно, где искать.

Невозможно было пройти мимо стенда Иркутска (Иркутск удостоен «Золотого знака» в номинации «Города России»). На стенде была рассказана история города.

В городе сохраняются без изменений дома с позапрошлого века. На фестиваль привезли даже фрагмент старинного деревянного карниза. Но особенно гордятся иркутские архитекторы тем, что во времена массового строительства безликих пятиэтажек в городе было принято принципиальное решение: ни одно здание в центре не должно повторять другое. И это правило выдерживалось

Словом, побывать на стенде Иркутска — все равно, что туда съездить.

И это совсем неплохо. Среди посетителей попадались люди, которых интересовали города, как таковые. Ехать в Тюмень или Хабаровск слишком дорого. А на фестивале их можно посмотреть

Просторный стенд оформила Самара. Свое будущее город связывает с трассой «Шелковый путь». Это такое проектное предложение самарцев, написанное через весь стенд — из Лондона через Самару в Токио. Правда, не уточняется, какой путь имеется в виду — железнодорожный или автомобильный…

Старшего научного сотрудника Институт истории техники и естествознания Николая Семенова очень заинтересовала экспозиция «Идеал и норма», которую привезли из Санкт-Петербурга. Авторы разделили территорию мегаполиса в зависимости от времени ее застройки. Получилось — исторический центр, авангард (1920-е годы), «ржавый пояс» (промышленность), сталинские дома, хрущевские пятиэтажки, застройка времен Брежнева, новейшее строительство и даже небольшой частный сектор («Парнас»). И в каждом секторе авторы работы отмечают, какие объекты лучше оставить, а какие — лучше убрать. По такому принципу можно проанализировать территорию любого другого города.

Николай Семенов — не архитектор и не проектировщик. Посещает каждое «Зодчество» потому, что ему это интересно. Но вот мы спрашивали нескольких «настоящих» архитекторов, какие работы им запомнились больше всего? И почти все отвечали: да разве упомнишь… Столько информации сразу…

А Николай Михайлович четко отвечает, что понравилось, где какие проекты в зале находятся. И даже не всегда в блокнот заглядывает. И помнит, что было на прошлых фестивалях.

 

В каждом городе своя реновация

Из всех понятий с приставкой «ре-» на «Зодчестве» наиболее полно была показана тема реновации. Понятие, впервые в нашей стране озвученное в Москве, сейчас широко употребляется по всей территории России. Только в столице реновация ассоциируется со строительством жилья, а в регионах по факту подразумевает благоустройство общественного пространства. Как заметил один из посетителей, денег это требует меньше, а эффект нагляднее.

В Якутске реализуется программа по благоустройству дворов, набережной озера Сайсары. Кроме того, рассказала главный архитектор Якутска Ирина Алексеева, в городе планируется создать «Парк будущих поколений». Его особенность — формирование общественного пространства, которое будет востребовано круглогодично, а не только в короткий летний период.

В настоящее время проходит открытый всероссийский конкурс на разработку архитектурной концепции и генерального плана территории парка. Конкурсную комиссию возглавляет Глава Якутии Айсен Николаев. К конкурсу было допущено 87 участников, в том числе иностранные. Буквально на днях была определена пятерка лучших, все из России: Окончательные итоги конкурса будут подведены в январе.

В экспозиции Краснодарского края был представлен макет центра Краснодара в масштабе 1:500. Сделан из пластика разных цветов. Так можно было понять, какие здания должны остаться в нынешнем виде, какие подлежат реконструкции, какие будут снесены.

Да и в Москве продолжаются работы по созданию благоустроенного общественного пространства. Жизнь столицы всегда была тесно связана с Москвой-рекой. Развитие ее прибрежных территорий рассматривается как мегапроект. Работа над ним займет еще минимум год, говорят эксперты. Великолепный ярко-синий стенд был оформлен в самом начале зала.

Темы создания комфортной среды рассматривалась на пленарной сессии фестиваля. У каждого региона свои особенности. Но вопросы у всех возникают похожие. К примеру, в России очень жесткое законодательство по охране исторических памятников. Как сказал главный архитектор Краснодарского края Юрий Рысин, шаг влево, шаг вправо, и реновация может не состояться. А в центре Краснодара памятники исчисляются десятками. Следовательно, надо иметь опытных юристов.

Архитекторы повсеместно жалуются на коммунальные службы. Неумелым уходом за объектами они могут испортить любой элемент городского пространства. Сложности у местных властей нередко возникают в общении с населением. Ведь переобустройство территории связано с временными неудобствами и не всегда получается объяснить людям, что в итоге им станет лучше.

Хотя был приведен и другой пример. В Рыбинске вскрывали мостовую. Под асфальтом оказалась старинная плитка. Ее решили оставить в качества наглядного примера на виду. И один горожанин по собственной инициативе плитку отреставрировал, потом нашел компаньонов, и они снова уложили ее на прежнее место.

Сообща решили, что к работам по благоустройству надо готовить всех участников процесса — от архитекторов до коммунальных рабочих.

…Фестиваль закончился. Он явно понравился людям, иначе разве собралось бы там столько народа? Но какой-то кардинальной новизны все-таки не случилось. Видимо, все впереди?

 

Елена БАБАК.

 

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо