На выставке
преобладали добавки
и наполнители
Случайных посетителей здесь не бывает
Глядя с порога Третьего павильона, где, как и в прошлом году, проходила выставка «Цемент. Бетон. Сухие смеси», показалось, что тут разместилась… выставка прошлогодняя. В самом деле, слева в зале — Златоустовский завод бетоносмесительного оборудования, справа — «ТензоТехСервис» из Казани, подальше — канадский красавец бетонный завод на шасси. Точно так же они стояли и в прошлом году. Конечно, через минуту выяснилось, что это просто постоянные участники стараются каждый раз размещаться на одном и том же месте. Что, между прочим, вполне логично. Кстати, забронировали площадь на нынешнюю выставку сразу после окончания выставки-2017 почти половина ее участников.
В этот раз в Экспоцентр приехали почти 120 компаний из 15 стран. (В 2017 —150 — из 16 стран.) Настоящий десант прибыл из Китая — 17 компаний. В отличие от прошлых лет проспекты и прочая документация китайских участников были написаны не иероглифами, а переведены на русский язык. Менеджеры на стендах разговаривали с посетителями тоже по-русски, либо через переводчиков. (Хотя незнание русского языка до сих пор не мешало китайскому бизнесу активно осваивать российский рынок).
Количество посетителей в последние три года держится примерно на одном уровне от 5000 до 6000. Сейчас было 5500 человек. Получается, количество посетителей не зависит от числа участников. Причем случайные люди сюда не приходят.
Параллельно с выставкой проходил международный строительный форум «Цемент. Бетон. Сухие смеси», — юбилейный, 20-тый. Организаторы попробовали транслировать кусочек мероприятия. Идея интересная и, по-видимому, жизнеспособная. Вряд ли такая трансляция уменьшит аудиторию форума, а посетителям выставки будет полезна. Может, выступления стоит транслировать выборочно, не все подряд.
Вот только место трансляции следует правильно выбрать. В этот раз монитор повесили в кафе. Там шумно и ничего не слышно.
Бетон теперь не в моде?
В Экспоцентре традиционно было представлено оборудование для дробления, размола, транспортировки рудных и нерудных материалов и т.п.
Механизмы громоздкие, и компании показывали свои изделия на плакатах, планшетах, в проспектах.
Но некоторые привезли свое оборудование в натуральном виде. Если не полностью, то хотя бы частями. Эти экспозиции вызвали наибольший интерес у посетителей. Все-таки увидеть вещь вживую куда информативнее, чем в проспекте.
Но всех превзошел Златоустовский завод бетоносмесительного оборудования (ZZBO). Он привез мобильный завод «Компакт-20» (производительность 20 кубометров бетона в час). Модель была разработана год назад, но интерес к ней не уменьшается. При желании оборудование по производству бетона можно объединить с вибропрессом «Максимал», чтобы сразу изготавливать тротуарную плитку или бордюры. Потребность в плитке постоянно растет, в связи с этим ZZBO расширяют линейку вибропрессующего оборудования. У клиента появляется возможность изготовления строительного материала на полностью автоматизированной линии «Максимал».
Кстати, изготавливает ZZBO и бетонные заводы большей производительности (до 144 кубометров бетона в час). В силу крупных габаритов везти на выставку их, конечно, не стали.
Заводы по производству бетоносмесительного оборудования всегда составляли ядро участников выставки. Но сейчас их ряды поредели. Кроме Златоустовского завода приехали «Стройтехника», тоже из Златоуста, и EUROMIX из Тулы. (Речь идет об отечественном производителе.)
По машиностроителям бумерангом бьет кризис строительный: сокращаются объемы строительства, падает спрос на бетон, теряют доходы его производители. Даже Союз производителей бетона приостановил свою деятельность. Заказов на бетоносмесительное оборудование поступает все меньше. Тем более, что отечественным заводам составляют конкуренцию зарубежные.
Причем крайне сложно выяснить, что стало с тем или иным предприятием и сколько их насчитывается в стране. Похоже, централизованного источника информации не существует, сведения из Интернета не надежны. И даже участники выставки не имели точного представления о судьбе коллег. Словом, если предприятие хочет подтвердить, что оно реально живет, ему надо показывать себя на выставках.
Бенефис строительной химии
Строительная химия была представлена очень широко. Особенно большим оказался выбор добавок к сухим строительным смесям. Как и в прошлые годы, в подавляющем большинстве импортных. Их предлагали несколько крупных российских дистрибьютеров. «Мы более 12 лет занимаемся поставкой китайской продукции, — говорит Андрей Рахманкулов, менеджер химического холдинга «Новый мир» (Екатеринбург). — Поставляем всю линейку добавок к сухим строительным смесям, которые производятся в Китае. В частности, они использовались при ремонте Санкт-Петербургского университета».
Китайская продукция привлекает более дешевой ценой в сравнении с европейскими аналогами. Кстати, сами китайские компании-участники выставки также привезли в основном разнообразные добавки к бетону и сухим смесям. Китай очень быстро научился их делать. Говорят, в какой-то мере этому поспособствовал более или менее либеральный закон, не требующий от химической промышленности особо строгого отношения к экологии. Но вскоре закон собираются ужесточить. Предложение китайских добавок вряд ли сократится, а вот цены на них могут вырасти.
Интерес зарубежных производителей к нашей стране объясним: российский рынок огромен, а своих добавок производится слишком мало. Специалисты неоднократно озвучивали причины: нужны солидные инвестиции, дорогое оборудование, соответствующие химические компоненты, обеспечить все это крайне сложно. Короче, свет в конце тоннеля не виден. На каждой выставке последних лет находилась какая-то компания, которая позиционировала себя как изготовитель добавок. Но на следующей ее уже не было.
В этот раз контингент отечественных производителей добавок был серьезный. Впервые приехал «Кубань Полимер» — предприятие, уже зарекомендовавшее себя в данном сегменте. «Кубань Полимер» выпускает более 100 видов добавок, немалая часть из них предназначается для сухих смесей. К примеру, сейчас разработали добавку для регионов с жарким климатом.
Ровно год назад здесь, в Экспоцентре, прошла презентация химического завода ООО «РУВИНИЛ» (Московская область). Он создан по европейским стандартам и работает в интересах стройиндустрии, в том числе производителей сухих строительных смесей. И сейчас у РУВИНИЛа уже была своя экспозиция в зале. Он представил пять видов добавок. И завод планирует расширяться.
На выставку также приехала группа компаний Синтез ОКА (Дзержинск) — крупнейшие производители поликарбоксилатных эфиров Sinteflow в России и СНГ. Сухой поликарбоксилат — основа для производства добавок к строительным смесям. До сих пор он отсутствовал в ассортименте продукции компаний, но скоро это будет исправлено.
На выставке был представлен образец сухого поликарбоксилата, полученный в лабораторных условиях.
— В декабре планируем провести сушку поликарбоксилатов уже в промышленной установке, — рассказал Руслан Гайнутдинов, заместитель директора по развитию ООО «Синтез ОКА-Интенсив».
Сегодня на стенде, завтра — в жизни
Ряд компаний приезжают на выставку из года в год. У экспозиций встречаются знакомые люди. Интересно, как реализовались их планы, проекты, которые они представляли раньше?
На небольшом стенде ООО «Импульс» (Алтайский край) директор Виталий Самойлов представляет разработанную предприятием технологию по прогреву и отвердению бетона при низких температурах. Вместо привычного нагревательного кабеля используются термоэлектроматы, которые позволяют равномерно прогревать бетонную массу. (О данной технологии мы писали в 2015 и 2016 гг.) Этот способ в разное время патентовали разные НИИ. Но реализовать его удалось только «Импульсу».
Каждый год в компании придумывают что-то новое. Сейчас демонстрировали мобильную камеру для прогрева бетона. По оценке Самойлова, с помощью термоэлектроматов обрабатывается примерно 3% всего укладываемого в России бетона. Метод начали осваивать восемь лет назад, и цифра выглядит скромно. Но, с другой стороны, не в рамках же федеральной программы продвигается данная инновация, а несколькими энтузиастами своего дела. Виталий Алексеевич говорит, в России у него стали появляться последователи. А тут в книжном киоске на выставке увидел учебник для строителей, а там описывается его метод и работа его предприятия!
В экспозиции компании ELKON последние два года рассказывалось о строительстве выставочного центра своей продукции. Два месяца назад он открыт в трех километрах от Самарского аэропорта. Проще говоря, это магазин заводов по производству бетона. Теперь заказчику не надо ждать, пока ему изготовят оборудование, он может его выбрать на выставке и сразу купить. По словам менеджеров ELKON, восемь заводов уже продано. Это первый и единственный магазин бетонных заводов в России.
Пашийский цементно-металлургический завод из Пермского края в прошлом году приезжал в Экспоцентр впервые. Сотрудники очень беспокоились — оправдается ли поездка? Оправдалась. Завод нашел новых партнеров. И сейчас половину продукции отгружает компаниям, производящим сухие строительные смеси.
Научно-производственное предприятие KERWOOD (Челябинск) в выставке участвовало третий раз. KERWOOD производит пенокерамику — наполнитель для стройматериалов. Образцы были выложены на стенде — гранулы разного оттенка и диаметра. Далеко не все строители знают, что пенокерамика придает материалам легкость, улучшает шумоизоляцию и огнестойкость. Сырьем для ее производства служит диатомит - окаменелые водоросли. У компании свой карьер, который по разведанным месторождениям занимает второе место в России. Свое название продукт получил в силу особенностей технологии изготовления: при обжиге в печи он вспенивается. Коммерческий директор Александр Козлов рассказывает: когда разрабатывали производственную линию, аналогов не было и многое пришлось начинать с нуля.
Интерес к пенокерамике большой. Специалисты KERWOOD спроектировали и запустили новую производственную линию, значительно увеличив мощность для серийного выпуская продукции.
А что предложили участники?
Многие участники выставки хотели бы видеть в своих рядах цементные заводы. Но последним это почему-то не нужно. В таком случае, может, организовать в следующем году встречу со специалистами цементной промышленности, — такое предложение высказали представители компаний, работающих на эту отрасль. Тема для разговора у них наверняка найдется…
Елена БАБАК
Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.