ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Дороги России: <br />
рециклинг, штрафы, стандарты<br />
 и BIM-технологии
13.01.2019
Транспортное строительство

Дороги России:
рециклинг, штрафы, стандарты
и BIM-технологии

Дорожное строительство должно развиваться на основе инноваций и цифровых технологий

Продолжаем рассказывать о прошедшей с 16 по 18 октября в Казани Международной специализированной выставке-форуме «Дорога 2018».

На состоявшемся в ее рамках круглом столе о пространственном развитии автомобильных дорог участники пришли к мнению, что системный подход обеспечит гармоничное развитие дорожной сети. Обсуждались и механизмы финансирования развития дорог, функциональная классификация трасс в целях развития сети и оптимизации строительства и эксплуатации, комплексный подход к мониторингу состояния магистралей. Были рассмотрены предложения по развитию нормативной базы в сфере дорожного хозяйства.

Заместитель председателя правления по проектированию и инновационным технологиям «Автодора» Игорь Зубарев подчеркнул, что «Автодор» при планировании строительства новых автодорог уделяет пристальное внимание оптимальному расположению их относительно существующей сети федеральных и региональных трасс. Наиболее знаковые объекты – строительство трассы М-11 «Москва – Санкт Петербург» и ЦКАД вокруг Москвы. Введены в эксплуатацию магистрали, соединяющие 6 агломераций – Московскую, Санкт-Петербургскую, Краснодарскую, Ростовскую и Воронежскую.

Кроме того, в рамках реализации программы по формированию безопасных и эффективных дорог, компания планирует приступить к строительству скоростной автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань протяженностью 729 км.

Было предложено принять комплексную муниципальную программу для эффективности функционирования действующей транспортной инфраструктуры, повышения безопасности, качества и эффективности транспортного обслуживания населения.

Контракты жизненного цикла

Другой важной темой обсуждения стало расширение практики применения контрактов «жизненного цикла» (КЖЦ) объектов капитального строительства в сфере дорожного хозяйства.

По словам заместителя начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Андрея Чернигова, дорожная отрасль находится только в начале пути по расширению практики использования данных инструментов. Такие контракты применяются при строительстве объектов, а также содержании дорожной сети сроком до 5 лет.

Отдельное внимание уделили особенностям КЖЦ по одновременному проектированию и строительству дорожных объектов, ярким примером которого считается реализация проекта возведения Крымского моста. Благодаря проводимым работам по строительству железнодорожной части объекта параллельно автомобильной, на сегодняшний день готовность первой выше 80%. Причем были существенно сокращены сроки проведения конкурсных процедур по проектированию и разработке рабочей документации. А в случае реализации проекта по классической схеме на выполнение каждого этапа потребовалось бы минимум 3 мес., что в сумме привело бы к смещению конечной даты завершения работ на 9 - 18 мес.

Кроме того, Андрей Чернигов отметил важность содержания автомобильных дорог на основе долгосрочных государственных контрактов, что позволяет предприятиям правильно рассчитывать свои расходы, заблаговременно закупать материалы по выгодным ценам, своевременно развивать производственную базу и проводить обучение сотрудников.

Как сэкономить на асфальте?

Для обсуждения практических наработок и правовых и технических аспектов технологии повторного применения дорожного асфальтобетона Ассоциация «Росасфальт» провела круглый стол, где дорожники из Германии, США и России обменялись своим опытом.

Как известно, технологии регенерации и ресайклинга решают задачу повышения капитальности дорожных одежд, что для отечественных специалистов тем более актуально в связи с переходом на существенно увеличенные межремонтные сроки.

Заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов подтвердил, что повторное использование асфальтобетона и введение асфальтогранулята в смеси – мировая тенденция в дорожном строительстве. Однако в России говорить о таком же промышленном применении этой технологии пока рано. Поэтому сегодня приоритетная задача – активизировать работу по обновлению нормативной базы, которая бы позволяла и подрядчику, и заказчику использовать гранулят в больших объемах. Разработкой регламентирующих документов Росавтодор занимается с 2002 г., а в прошлом году подготовлено 2 предварительных нацстандарта по переработанному асфальтобетону.

На наших федеральных трассах используют сфрезерованное покрытие, чтобы стабилизировать основание эксплуатируемых дорог, усилить несущую способность, а также оптимизировать стоимость работ за счет повторного применения материалов существующей дорожной одежды. Похожие задачи решают и дорожники Германии.

Генеральный уполномоченный Ульрих Штайнерт подчеркнул, что немецкие компании используют повторно до 80% асфальта. А главный принцип работы с асфальтогранулятом - качество регенерированного асфальта не должно отличаться от качества смеси из природных компонентов. Поэтому в Германии практикуется тщательный приемочный контроль и раздельное хранение асфальтовой крошки в закрытых боксах. Также он поделился методами подсчета процентного соотношения в готовой смеси добавки из асфальтной крошки.

Российские коллеги в свою очередь рассказали о применении этой технологии на трассах Татарстана и северо-западного региона страны, причем не только федеральных, но и региональных.

Мостам и дорогам не чужды инновации

На заседании секции научно-технического совета Росавтодора в центре внимания специалистов оказалось применение композиционных материалов и геосинтетики в дорожном строительстве.

Был представлен разработанный предварительный нацстандарт, регламентирующий технические требования, методы исследования, испытаний и измерения геосинтетических материалов. Сейчас документ проходит заключительные процедуры утверждения.

Кроме этого были рассмотрены проблемы армирования асфальтобетонных покрытий геосинтетическими материалами и пути их решения, моделирование взаимодействия георешетки и щебня в программах МКЭ, определения коэффициента фильтрации геосинтетических материалов в системе «грунт-геосинтетический материал-грунт».

Всего программой Росавтодора предусмотрена разработка сразу 10 нормативных документов.

Кроме того, были рассмотрены современные методы обследования и испытания мостовых сооружений.

По словам Андрея Чернигова, ФКУ «Росдортехнология» на ближайшие два года заключило государственные контракты на обследование почти 4,5 тыс. искусственных сооружений. В этом году обследованию подлежит более 2 тыс. мостов и путепроводов, в 2019 г. – 1036, в 2020 г. – 910. Заключены также госконтракты на оценку 30 тыс. водопропускных труб.

Эксплуатационные осмотры проводятся не менее 2-х раз в год в весенний и осенний период, а ежемесячные – при приемке выполненных работ или услуг по содержанию искусственных сооружений. Техническая диагностика эксплуатируемых мостовых сооружений проводится в среднем 1 раз в 5 лет, по итогам которой выдается технический паспорт.

Также обсуждалась возможность применения магнитных методов неразрушающего контроля при исследовании технического состояния мостовых сооружений, были рассмотрены неразрушающие методы контроля сплошности бетонных конструкций.

Более подробно участники круглого стола остановились на теме тепловидения в диагностике металлических и железобетонных конструкций автодорожных мостов. В частности, доцент кафедры Научно-исследовательской лаборатории «Мосты» Сибирского государственного университета путей сообщения Леонид Соколов отметил, что применение инфракрасной термографии в транспортном строительстве позволяет выявить усталостные трещины в металлических конструкциях, зоны повышенной влажности за отделками тоннелей и труб и проконтролировать качество ремонта и усиления железобетонных конструкций композиционными материалами.

Оцифрованные дороги

Также участники выставки обсудили перспективы цифровизации дорожной отрасли, развития интеллектуальных транспортных систем и создания транспортной инфраструктуры будущего.

Начальник отдела автомобильных дорог Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Олег Ступников рассказал о работе по созданию реестра новых и наилучших технологий, материалов и решений в отрасли, который предусмотрен нацпроектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Это база данных с полным перечнем информации, необходимой для включения в проектно-сметную документацию конкретных конструкций, технологий, материалов, в том числе краткое техническое описание, спецификацию, чертежи, сметные нормы. Планируется, что его формированием займется ФАУ «РОСДОРНИИ» при участии специалистов Росавтодора и ГК «Автодор».

Были рассмотрены вопросы стандартизации технологий информационного моделирования, создания ведомственной опорной геодезической сети как основы цифровой дороги, опыт использования BIM-технологий и специализированного программного обеспечения в проектах дорожной инфраструктуры. А также был представлен опыт создания «умных дорог» в Белгородской области, где внедрили автоматическую систему весогабаритного контроля.

По мнению участников круглого стола по использованию средств дорожных фондов, с точки зрения бюджетной дисциплины в подавляющем большинстве субъектов ситуация заметно улучшилась. Нецелевое использование средств дорожных фондов на социальные и иные нужды, которое практиковалось ранее, теперь практически сведено на «нет». У регионов с нового года появляется возможность пополнять дорожные «копилки» штрафами за нарушение правил дорожного движения, зафиксированных камерами фотовидеофиксации. А регионы с низким процентом соответствия дорожной сети нормативу получат еще и дополнительную поддержку - часть акцизов на бензин и ГСМ оставят в местном бюджете.

Где деньги лежат?

В рамках семинара «Предоставление межбюджетных трансфертов субъектам РФ на осуществление дорожной деятельности» было отмечено, что в 2018 г. финансирование из федерального бюджета дорожной деятельности в субъектах составило 88,8 млрд руб., из них 19,3 млрд руб. субсидий и 69,5 млрд руб. иных межбюджетных трансфетов - это почти 16% средств объема Федерального дорожного фонда, а кассовое выполнение на 1 октября составило 52%, что чуть выше аналогичного показателя прошлого года. Причем на следующий год из федерального бюджета выделят в 4 раза больше средств, чем в этом году.

К примеру, в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» почти 5,6 млрд руб. предоставлено Красноярскому краю для подготовки к Всемирной зимней Универсиаде 2019 г., в том числе на строительство автодороги в Красноярске, а также Хабаровскому краю и Приморскому краю.

В размере 3 млрд руб. получили поддержку дорожные проекты калининградского региона в рамках ФЦП развития области. По словам министра развития инфраструктуры региона Елены Дятловой, в 2014-2018 гг. область получила 26 млрд руб. межбюджетных трансфертов, что позволяет разворачивать в регионе беспрецедентное дорожное строительство, уже построено более 11 объектов протяженностью порядка 60 км в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу.

Почти 1 млрд руб. в этом году направлено на строительство и реконструкцию автодорог и мостовых переходов в Республике Карелия. 

Федеральная поддержка дорожной деятельности в субъектах осуществляется также в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства – в текущем году 60 субъектам предоставлено 9,6 млрд руб. субсидий, и сейчас рассматривается возможность включения этого направления в государственную программу «Развитие транспортной системы».

Кроме того, в текущем году 17 субъектов получили 6,4 млрд руб. межбюджетных трансфертов на строительство и реконструкцию особо крупных и важных дорожных объектов, и в дальнейшем еще получат дополнительно 2,3 млрд руб.

Более 5 млрд руб. предоставлено на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, ремонт уникальных искусственных сооружений в 11 субъектах.

В текущем году в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» 36 субъектам, на территории которых располагаются 38 городских агломераций, предоставлено 31,2 млрд межбюджетных трансфертов, причем по этому направлению поддержки самый высокий процент финансового освоения федеральных средств регионами - 73,7%.

Российским дорогам – российскую технику

Состоялся также и круглый стол, посвященный перспективам развития производства дорожно-строительной и коммунальной техники в России. Его участники единодушно сошлись во мнении, что увеличение объемов строительства и ремонта дорог послужит повышению спроса на отечественную технику.

Оказывается, при ремонте и содержании федеральных трасс используется около 85% техники российского производства, ежегодно при выполнении подобных работ задействовано более 9,2 тыс. единиц. Но при этом доля парка отечественных машин крупнейших российских подрядных организаций остается невысокой: в 2017 г. более 90% проданных в стране дорожных катков и фронтальных погрузчиков – импортного производства.

Отдельно участники мероприятия остановились на преимуществах долгосрочных контрактов при содержании федеральных автодорог – ведь переход на практику 5-летнего содержания позволил многим подрядным организациям обновить парк спецмашин.

Галина Крупен

 

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо