ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Останется ли <br />
лифт опасным <br />
объектом?
28.01.2015
Инженерные системы

Останется ли
лифт опасным
объектом?

В ноябре в Москве прошла Всероссийская конференция лифтовиков, которую традиционно организует Национальный Лифтовый Союз. С докладом о ситуации а лифтовой отрасли сегодня выступил президента Национального лифтового союза Виктор Тишин.

Треть лифтов — импортные

Он напомнил, что на территории Российской Федерации сегодня эксплуатируется около 530 000 лифтов. Из них 430 000 установлены в многоквартирных домах, это почти 90%. По состоянию на 2013 год износ лифтового парка страны составлял 27,1%, то есть 143580 лифтов подлежали замене.

Ежегодно в России вводятся в эксплуатацию порядка 30 000 лифтов, из которых около 20 000 — после замены и модернизации.

По составу: лифтов отечественного производства у нас, по последним данным, — 63,57%, импортных лифтов — 36%.

В России зарегистрировано 378 торговых марок, коммерческих обозначений производителей лифтового оборудования. Количество зарегистрированных производителей лифтов — 161.

Основным производителем на территории Российской Федерации является Щербинский лифтостроительный завод. Основная сумма заключенных контрактов, по последним данным, на двух его площадках составляет порядка 24 миллиардов рублей: 20,5 миллиардов рублей — государственные торговые площадки, и 3,5 миллиарда — коммерческие площадки.

 

В Москве заменят 5000 лифтов

Те проблемы, которые имеются в законодательстве, неоднократно обсуждались на конференциях лифтовиков, отметил докладчик. И по мере возможности мы боремся за ликвидацию того правового вакуума, который у нас получился после разрушения предыдущей хозяйственной модели, когда министерства и ведомства раздробили надзорные функции. Мы пытаемся этому процессу как-то противопоставить нашу интеграцию.

Каковы же итоги нормотворческой деятельности, касающейся лифтовой отрасли?

Одно из важных достижений — это изменение статьи 166 в Жилищном кодексе, куда вписали виды профильной деятельности специализированной лифтовой организации по выполнению работ по капремонту общественного имущества. Это значит, что после того, как население стало платить за капремонт, появился постоянный источник дополнительных денег на реализацию капитальных ремонтов. В том числе это сегодня резко усилило и оживило лифтовый рынок.

Достаточно сказать, что только в Москве и области на этот год взяты обязательства по замене 5000 лифтов. Кроме того, во многих регионах, где лифтовики хорошо поработали, есть и региональные программы по смешанному финансированию. Там, в том числе, присутствуют деньги жильцов, которые они теперь платят за капитальный ремонт, деньги фонда «Содействие» и, соответственно, местные бюджеты. И теперь там происходит массовая замена лифтов.

 

Кто будет надзирать?

Нам удалось разобраться все-таки с важным вопросом — относятся ли лифты к категории промбезопасности, констатировал глава лифтового союза. В законе 22-ФЗ о промбезопасности все лифты из закона были выведены, а статус с опасного производственного объекта изменился на статус просто опасного объекта, который до сих пор остается в 225-м федеральном законе о страховании.

В апреле в 290-м постановлении Правительства появился минимальный перечень услуг и работ, без которого обслуживание многоквартирного дома невозможно. И нам, соответственно, удалось туда записать техническое обслуживание лифтов, систем диспетчерского контроля и техническое освидетельствование.

В мае прошлого года удалось определиться с государственным надзором за лифтами (407-е постановление). И теперь за эксплуатацией надзирает Ростехнадзор, а за продукцией, а также монтажом при строительстве и реконструкции объектов — Росстандарт. Кроме того, за монтажом также надзирает Государственный строительный надзор.

Конечно, это весьма сложная схема, сегодня ее активно обсуждают и есть поручение Правительства разобраться с тем, возможно ли ее упростить и как.

В июне прошлого года вышло постановление Правительства «О государственном жилищном надзоре», где конкретизировался порядок осуществления этого надзора и появился дополнительный механизм по защите потребителей от недобросовестных поставщиков услуг. В ряде регионов жилинспекции нам помогает в этом лифтовикам. Яркий пример —Санкт-Петербург.

В июне нынешнего года вступил в силу административный регламент по надзору. Ростехнадзором утвержден порядок осуществления государственного надзора за техническим регламентом Таможенного союза. Соответственно, декларация 407-го приказа «О надзоре» стала реальной. Теперь Ростехнадзор уже знает, что надзирать и как надзирать. Соответственно, мы очень надеемся, подчеркнул Виктор Тишин, что именно технический надзор, с которым мы постоянно работали, поможет нам обеспечивать безопасность и наводить порядок в том хаосе, который в этой области временно возник.

 

Кто будет управлять?

Очень важно также, что удалось в 416-е постановление Правительства «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» включить аварийное диспетчерское обслуживание лифтов в составе многоквартирного дома. То есть те профессиональные организации, которые такой аварийной службой обладают, могут на рынке иметь дополнительные конкурентные преимущества и противостоять в этом плане непрофессиональным организациям.

Федеральный закон 417, который вступил в действие с 1 января 2014 года, определил, что нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен перечень услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта. Это очень важно, отметил докладчик, поскольку у нас в ряде регионов, включая Москву, выпал такой важный параметр, как оценка соответствия. Таким образом, этот федеральный закон теперь позволяет нам получать прямое финансирование этих работ.

В этом году в лифтовой отрасли удалось принять ряд стандартов: стандарт по диспетчерскому контролю, требования к организации эксплуатации лифтов, стандарт «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации…» а также «Лифты. Ввод в эксплуатацию».

Совсем недавно — в начале осени — вышел еще один важный документ —  848-е постановление Правительства от 23 августа 2014 года. Утверждены правила проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах, лифтах и подъемных платформах для инвалидов. До этого постановления при авариях на лифтах представителей лифтовых организаций, а также Ростехнадзор не допускали к расследованию. Обычно  приезжал следователь прокуратуры, и брал ли он с собой в том или ином случае эксперта, никто не знал. Теперь в комиссии по расследованию будут участвовать представители технического надзора.

 

Как сдавать лифты?

Каковы планы Национального Лифтового Союза на перспективу?

К большому сожалению, подчеркнул президент лифтового союза, уже третий год не установлен порядок ввода лифтов. То есть выполнить просьбу монтажников сделать две вещи — все-таки наладить учет лифтов и сделать комиссионный ввод — пока не получается. Более того, нам пришел документ, что Правительство не уполномочено этого делать.

Было совещание у Хлопонина, на сегодня есть поручение Правительства разобраться с этим. Мы ждем сейчас, чем это закончится, работаем с Ростехнадзором и Росстандартом. Будем надеяться, что вопрос будет все-таки решен.

Впервые в прошлом году лифтовики продекларировали, что появилось понятие специализированной лифтовой организации. Однако теперь необходимо установить критерии данной специализированной лифтовой организации, это очень актуальная задача.

Сделан первый шаг по профессиональным стандартам. И далее нужно  ввести институт обязательного повышения квалификации и аттестации.

Михаил ЗИБОРОВ

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо