ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
От кирпича — <br />
до композитов
24.02.2019
Выставки

От кирпича —
до композитов

Юбилейная 20-я выставка «ОСМ-2019» прошла в непростых для отрасли условиях

Всех стало меньше

Не в пример прошлым годам, юбилейное мероприятие оказалось скромнее. Приехали 180 компаний — в последние годы их бывало 230 — 240. Территория выставки как-то неожиданно закончилась едва ли не на середине зала. Размеры стендов уменьшились. А располагавшаяся все последние годы в центре зала просторная экспозиция ЛСР и вовсе исчезла — компания нынче принимала участие в выставке заочно. Похоже, ОСМ осталась единственной строительной выставкой, которая практикует заочное участие.

Напомним, суть его заключается в том, что компания не оформляет стенд, но ее специалисты имеют возможность представлять свою продукцию, в основном с помощью буклетов и проспектов.

Очевидно, ОСМ-2019 наглядно отразила непростое положение в стройиндустрии и строительстве в целом. Почти все несостоявшиеся участники (и многие из присутствующих) говорили о финансовых затруднениях.

Тем не менее, в выставочном павильоне, как всегда, было нарядно и красиво. Оформлением занималась техническая служба Евроэкспо (организатор выставки) в лице Игоря Вечканова и Алексея Лаушкина.

Приехали представители 12 стран, в том числе лидеры западного рынка стройиндустрии — Германии, Италии Испании. И пусть посетителей было меньше (12 тысяч против прошлогодних 15 тысяч), но они с таким интересом рассматривали экспонаты, так въедливо расспрашивали хозяев экспозиций, как и в прошлые годы!

Спектр экспонатов был достаточно широк и включал стеновые материалы, строительную химию, сухие смеси и многое другое.

Но костяк участников выставки — заводы по производству керамического кирпича — остается неизменным из года в год.

 

Красота борется с конкурентами

Иных специалистов уже и в лицо знаешь. Тем интереснее услышать их мнение.

Пятый раз приезжал на выставку финансовый директор компании «BRAER» Алексей Бабердин.

— Судя по привезенным образцам, тенденции в производстве керамического кирпича остаются практически теми же, что и в прошлом году — говорит Алексей. — На стендах все больше ангобированного кирпича. Расширяется ассортимент, все больше рифленых поверхностей, цветовых решений. Компании стали также предлагать вместо лицевого кирпича керамическую облицовочную плитку. Она тоньше, легче, и покупателю обходится дешевле, чем использование кирпича на той же площади. Ведь важна площадь кладки, а платит он за объем материала. Можно назвать это одним из способов для производителей приспособиться к сегодняшним условиям.

Ангобирование — нанесение красителя на основе жидкой глины на поверхность кирпича с последующим его обжигом — вошло в российскую практику сравнительно недавно, но развивается стремительными темпами. Результат — появление облицовочного кирпича самых разнообразных цветов и оттенков. Помнится, года три назад мы с восхищением рассматривали однотонные кирпичи под названием «спелая пшеница» или «мокко». Казалось это внове, непривычно. Специалисты, в свою очередь, делились, как непросто освоить окраску кирпича, добиться, чтобы она не осыпалась, не выцветала...

Но ангобирование как раз и позволяет сохранить краску в первозданном виде весь жизненный цикл кирпича. Да еще выбрать любой цвет и оттенок. К тому же производители научились наносить на ровную поверхность дополнительный рисунок.

И теперь кажется, что идешь не по строительной выставке, а по художественной галерее. Я и не представляла, насколько широкой может быть палитра красок. Иные образцы кирпича по виду приближаются к произведению искусства.

Компания АК Барс Керамик (Республика Татарстан) даже провела конкурс среди клиентов на лучшее название своего нового пустотелого кирпича. Большинством голосов решили назвать его «млечный путь». Рисунок его и вправду напоминает Млечный путь на ночном небе.

Самый просторный и элегантно оформленный стенд занимала компания «Mattonerus» (Тольятти). Заводу 25 лет. Но три года назад там было установлено немецкое оборудование KELLER и HANDLE.

— Суть новой технологии в том, что декоративный состав на изделие наносится в самом начале процесса пластического формования, — рассказывает главный технолог Сергей Коробов. — Во время обжига декоративные составы cпекаются с изделием при температуре выше 1000 градусов и приобретают его механические свойства (прочность, плотность, морозостойкость). Это гарантия того, что кирпич не тускнеет и не выцветает долгие годы. Что дает нам возможность изготавливать более широкую линейку цветов, чем у других производителей.

Действительно, такого разнообразия цветного кирпича не наблюдалось в зале больше ни у кого. В Тольятти делают строительный, облицовочный и дизайнерский кирпич (к примеру, для оформления барных стоек).

 

За ценой не постоим

Многие заводы разворачиваются к частному сектору, где керамический кирпич часто используется для строительства коттеджей. Их владельцы не скупятся на покупку понравившегося материала. Сегмент дорогостоящего кирпича расширяется.

Все дни посетители толпились возле экспозиции Сафоновского завода № 1 (Смоленская область). Многие интересовались кирпичом ручной формовки. Конечно, он делается не по дореволюционной технологии, но выглядит «с налетом старины». Представители завода уверяют, что формуется он все-таки вручную. Ретро-кирпич один из самых дорогостоящих. Если один экземпляр обычного стоит 8—10 руб., то цена на «старинный» начинается с 40 рублей. Коллеги с соседних стендов взирали на кирпич с не меньшим интересом, чем посетители. Можно не сомневаться, через год-другой и они привезут на выставку ретро-кирпич. Правда, говорят, технологию его производства освоить непросто.

Предприятия, насколько возможно при их специфике, стараются расширить ассортимент изделий. Скажем, «Теллура» (Смоленск) впервые привез крошку для посыпки теннисных кортов, декоративную крошку для садовых дорожек. Энгельсский кирпичный завод освоил выпуск каминов и мангалов, причем пяти типоразмеров. Покупатель получает комплект кирпичей и инструкцию по сборке изделий. Особенно популярны мангалы, говорят представители завода. Их везут из Саратовской области даже на Сахалин.

 

На лидерство претендует газобетон

В ходе деловой программы выставки отмечалось, что прошлый год для отрасли строительных материалов был не самым плохим. Их общий объем производства возрос. Но многие производители не доверяют официальной статистике. Компании заказывают собственные обзоры рынка. Стоит такая работа, по некоторым данным, до 100 тыс. рублей. Результаты исследований компании, конечно, оставляют «для служебного пользования». Но отмечают, что они расходятся с официальными цифрами. Особенно это заметно в отношение кирпича.

Керамический кирпич всегда был самым популярным стройматериалом в нашей стране. Новые предприятия появлялись и в годы экономического кризиса, и в период введения экономических санкций. Но за последние два года не построено ни одного завода. Зато закрываются действующие.

Эксперты говорят, в Западной Европе спрос на керамический кирпич тоже падает. Но там это обусловлено слишком большими объемами производства. А у нас — отсутствием денег у покупателей. Некоторые специалисты полагают, что точные объемы производимого в стране кирпича вообще неизвестны.

На всех стендах отмечали — для строителей на первый план выходит цена материала. Сколько лет спорили производители керамического и силикатного кирпича, чей кирпич лучше! Сейчас споры между ними, как и конкуренция, поутихли. Теперь у них общий соперник — более дешевые материалы.

Все большей популярностью пользуются газобетонные блоки. Они присутствуют на выставке не первый год, и наше издание о них уже писало. Вот и сейчас в Экспоцентр приехали «ЭКО» из Ярославля и ряд других знакомых заводов.

Калужский газобетон» существует всего два года.

— Официальное название материала — газосиликатный бетон автоклавного твердения, — объясняет представитель компании Александр Астрецов. — В процессе производства материал вспучивается с помощью алюминиевой пасты. 85% готовых изделий занимают пузырьки газа, поэтому они получаются легкими.

Газосиликатные блоки дешевые, прочные, энергоэффективные, экологичные, звукоизолирующие — их достоинства можно перечислять долго. И производство организовать несложно. Строители используют их все в больших масштабах, как в много- так и в малоэтажных зданиях. Особенно опасным конкурентом они становятся для силикатного кирпича.

 

Апрельские тезисы Николая Сомова

По павильону Экспоцентра спешил доцент Нижегородского архитектурно-строительного университета Владимир Войтович, обвешанный пакетами проспектов. Он не пропускает ни одной выставки ОСМ. Владимир Антонович большой поклонник силикатного кирпича. По его словам, за последние десять лет качество его значительно возросло. В прежние времена к кирпичу предъявлялись претензии по недостаточной плотности, плавающим размерам, не выдержанной форме. Теперь благодаря новому оборудованию недостатки устранены.

Однако с каждым годом силикатный кирпич востребован все меньше. Уже никого не удивило, что все 22 завода из Ассоциации производителей силикатного кирпича (АПСИ) представляет сама Ассоциация. У заводов денег на поездки нет. В этот раз в Экспоцентре были еще Борский и Липецкий силикатный заводы. Согласитесь, при наличии в стране 60 предприятий представительство более чем скромное.

Только за последний год в Ульяновской и Тюменской областях из двух заводов осталось по одному. Закрылся завод в Пензенской области. Рассказывают, владелец последнего сначала пытался продать бизнес, но покупателей не нашлось. Производство силикатного кирпича посчитали бесперспективным.

Эксперты советуют переключаться с кирпича на газобетонные блоки, где тоже используется известь. Финансовое положение их изготовителей значительно лучше, чем в среднем по отрасли. Газобетонные блоки возить далее, чем на 250 км нерентабельно. Следовательно, работы хватит всем.

Идеального материала нет, считает руководитель технической группы АПСИ Михаил Корнев. Не лишен недостатков и газосиликат. Используется он в сравнение с кирпичом недавно, и не все его свойства очевидны. Для строителей сейчас главным является слово «дешевле». Но, возможно, ситуация изменится, и низкая цена отойдет на второй план. Где-то будут хороши блоки, где-то — кирпич.

— Даже при нынешнем уровне строительства не гарантировано, что газосиликатные блоки будут востребованы в том количестве, которое бы вдруг дружно стали выпускать наши заводы, — говорит Николай Сомов председатель правления АПСИ. — Прежде всего, должно развиваться само строительство.

Год назад Николай Викторович прочитал Прогноз социально-экономического развития РФ до 2020 года и понял, что задача крупномасштабного развития строительной отрасли в этом документе не стоит. А в статистике нашел некоторые нестыковки: к примеру, увеличение строительства жилья подкрепляется уменьшением выпуска кирпича и т.д.

И Николай Викторович составил свои предложения, как стимулировать развитие строительной отрасли и, соответственно, стройиндустрии. Поскольку дело происходило в апреле, Сомов в шутку назвал текст апрельскими тезисами. Он рассматривает проблему в комплексе. И со стороны энергоснабжения, и со стороны транспорта и т.д.

Жаль, тезисы не читали ни в Минпромторге, ни в Минэкономразвития.

 

Современные материалы делают в провинции

Последние годы на выставке появились композиты. Второй раз базальтовую сетку для армирования кирпичной кладки, бетона привезла компания «НЕО Град». Начинали с выпуска 200 кв. м в год, сказал представитель компании Дмитрий Татарников, сейчас выпускают миллион квадратных метров и ставят задачу довести выпуск до двух миллионов. Производство расположено в Тверской области, в Кимрах.

Хочется пожелать компании успеха, но потихоньку в сегменте производства базальтовой плитки назревает конкуренция.

На соседних стендах ее демонстрировали Волжский завод текстильных материалов и АО «СТЕКЛОНиТ (офис в Москве, производство в Уфе).

СТЕКЛОНиТ, кроме того, изготавливает еще три вида строительных материалов из стекловолокна. В прошлом году менеджеры компании говорили, что собирают сведения о востребованности своей продукции среди строителей. Судя по тому, что СТЕКЛОНиТ снова приехал на выставку, она пользуется популярностью.

Изделиями СТЕКЛОНиТа заинтересовался посетитель из Ставропольского края, представившийся Тимуром. Он занимается строительством частных домов и хочет предложить проектировщикам использовать в конструкции зданий композиты. Заодно его земляки смогут убедиться, насколько они хороши. Пока у них есть повод в этом сомневаться.

Известно, наш человек очень находчив. На Ставропольщине появились фирмы, рассказывает Тимур, которые покупают композитное волокно у производителей и делают из него арматуру кустарно — в гараже или сарае. Надо ли уточнять, что с настоящей композитной арматурой она не имеет ничего общего. Но люди-то об этом не знают! Платят приличные деньги и возмущаются, когда арматура быстро приходит в негодность.

 

Нами интересуется Евросоюз

Мы достаточно критично относимся к отечественной продукции и трепетно сравниваем ее с аналогами западных стран, не всегда в свою пользу. Между тем, в Евросоюзе считают, что у нашей стройиндустрии немало хорошего. В этом убедил разговор с Карелом Мензелем, главой Московского представительства Технического и испытательного института Праги. Для того, чтобы российское изделие вышло на рынок Евросоюза, оно должно соответствовать его стандартам, что доказывается соответствующими испытаниями, проведенными в Западной Европе.

Понятно, что не все изделия стоит везти за границу, даже если их изготовители того хотят. Г-н Мензел ищет на выставках изделия, которые потенциально могут заинтересовать западного покупателя, и, следовательно, им есть смысл пройти сертификацию в Евросоюзе. По его словам, российская строительная индустрия имеет большой потенциал. К сожалению, конкретные примеры не привел — коммерческая тайна. (Кстати, он великолепно владеет русским языком; говорит, в школе учил.)

Ежегодно приезжает на выставку компания «СРП» — станки для резки пенополистирола из Новосибирска. Из года в год станки совершенствуются. Теперь сибирские станки работают в Чехии, Литве. А недавно их отправили в Канаду. Везли за океан. А за океаном деньги считать умеют. Значит, российские станки того стоят.

 

Елена БАБАК

 

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо