«То, что вы еще на свободе — это не ваша заслуга, а наша недоработка»
Представители ФАС России рассказали о расследовании цифровых картелей, взаимодействии с общественными организациями и правоохранительными органами, усилении противодействия картелям на региональном уровне, а также озвучили планы на 2019 год.
В частности, статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский сообщил, что в прошлом году по статье 11 Закона о защите конкуренции было возбуждено 384 дела против 423 дел в 2017 г. В части картелей — 332 дела в 2018 г., из них сговоров на торгах — 283, а в 2017 г. — 360 и 310 уголовных дел, соответственно. И хотя прослеживается положительная динамика, картелизация российской экономики по-прежнему достаточно велика. При этом большинство картелей переходит в новую для себя сферу — в виртуальное пространство и картели на торгах. Кроме того, все больше дел возбуждается по 16-й статье — сговор с органами власти. Если в 2017 г. таковых было 204, то в прошлом году — уже 300. Работа по этой статье ведется в комплексе с другими правоохранительными органами, т.к. по последствиям она соседствует с гораздо более серьезными статьями уголовного кодекса.
Также увеличилось количество нарушений по статье 17, когда участники сговариваются с государственными заказчиками — в 2017 г. было возбуждено 48 дел, в 2018 г. — 82.
В конце 2017 г. Президент России поручил правоохранителям организовать взаимодействие с целью выявления картелей и обеспечения неотвратимости сурового наказания за любого рода сговоры. Подобная практика показала, что все больше выявляется сговоров с государственными заказчиками и чиновниками, и они в первую очередь подлежат уголовному преследованию. Здесь участники торгов договариваются между собой, а потом и с государственным заказчиком, нарушая Закон о конкуренции и совершая коррупционное преступление. Примером служит дело о картеле, сговоре с органами власти Астраханской области с участием министра дорожного строительства, где были произведены аресты и задержания.
Традиционно самыми картелизированными рынками остались фармацевтика и стройка, которые относительно 2017 г. поменялись местами. Теперь «лидерство» принадлежит строительной сфере, включающей в себя строительство, ремонт и обслуживание дорог — 29% рассмотренных дел в 2018 г. против 17,9% в 2017 г.
Картели захватывают полностью всю страну. И если в каком-то субъекте они еще не обнаружены, это не означает, что их там нет. Строительство — область с огромным государственным заказом и хорошим финансированием, и картели здесь не заставляют себя ждать.
Прошлый год стал переломным в работе ФАС — классические картели перешли в электронную сферу вслед за деньгами и хозяйственной сферой. Из-за этого изменились стандарты доказывания, окончательно ушли в прошлое «бумажки» и «разговоры в бане», а существующая сегодня облачная переписка уничтожается гораздо быстрее, чем классическая «электронка». Формально картель может заключаться даже без участия человека, и такие дела уже рассматривались, несмотря на сложность классификации. В этом случае технологическую часть — непосредственно взаимодействие осуществляла программа, что вызывало главный вопрос — кого судить?
На первый взгляд кажется, что теперь договориться на торгах стало проще, однако электронизация с относительной анонимностью это гораздо усложняет. Для ФАС, как контролеров — это полностью открытый процесс, и закрытый для самих участников. Благодаря чему стало легче выявлять сговоры, поэтому их количество и возросло.
Сегодня ФАС наряду с некоторыми странами сделали большой «скачок» в развитии — в России используются современные методы и программные средства, а алгоритмы доказывания — одни из самых сильных. Меняется все — способ работы, технические средства и взаимодействие с другими ведомствами. На первое место вышло не изъятие доказательств, а изъятие информации, работа с большими данными. Многие страны Европы только приступают к аналогичным делам с отставанием в 1,5-2 года.
Как известно, при цифровизации общества за все удобства приходится расплачиваться потерей анонимности, даже просмотр фильма или поход в магазин теперь не проходят бесследно, благодаря чему можно легко построить профиль личности, чем иногда и занимается ФАС. Любое действие субъекта попадает в базу данных, анализируя которые, можно восстановить череду событий. И если раньше стандартные проверки были основанием, то теперь подтверждением.
В свою очередь начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев уточнил, что электронные закупки — это цифровизация экономики, через которые распределяется почти треть внутреннего валового продукта, а это и электронные «следы», которые оставляют участники и компьютерные программы, и базы больших данных, которые нужно обрабатывать.
Но зачастую в адрес сотрудников ФАС звучат физические угрозы, особенно на региональном уровне: местные власти подключаются не только с «черным пиаром», но и с силовыми структурами, из-за чего подобные дела переводятся в центральный аппарат.
Такая «болезненная» точка — это Республика Дагестан, а также Челябинская область, против губернатора которой, а также министерства дорожного строительства и одной из организаций, ремонтирующей дороги, и фактически монополистом, было возбуждено уголовное дело. Проводя операцию, правоохранители изъяли подробный план с различными мероприятиями по дискредитации руководителя ФАС в Челябинской области, который уже начал реализовываться — от заказных публикаций до попытки изъять антимонопольное дело. Сейчас по сговору на торгах с органами власти рассматривается дело в отношении губернатора Иркутской области, органов власти Карачаево-Черкесской Республики.
Сегодня готовится большое количество изменений в отстающее антимонопольное и экономическое законодательство, причем вносимые правки зачастую не успевают за совершенствованием технологий.
По поручению Президента России разработан и внесен на согласование законопроект об ужесточении уголовной и административной ответственности за картели. И здесь много нюансов. К примеру, за сговор на торгах двух или более хозяйствующих субъектов уголовная ответственность существует, а при сговоре с заказчиком — нет, и наказывается только штрафами. Также синхронизируется понятие «картели» в уголовном кодексе и Законе о защите конкуренции — пока это разные определения. Прописывается право ФАС получать доступ к оперативно-розыскным мероприятиям.
Кроме того, в связи с цифровизацией необходимо менять подход к тайне связи, закон о которой принимался во времена аналоговых телефонных аппаратов. Если общается человек — это, несомненно, тайна связи, но, когда общаются компьютеры и программы через каналы связи — это уже совсем другое понятие.
Также планируется внести изменение в 44 Закон — ведение реестра участников картелей, при попадании в который они на 2-3 года лишатся права участвовать в торгах.
Но в целом для борьбы с картелями используется программа смягчения, благодаря чему в последнее время дел по картелям много, а судебных процессов мало. В соответствии с ней при чистосердечном признании первый пришедший участник освобождается от штрафов, но не от ответственности. Это своеобразный «пряник» ухода от картелей. В прошлом году 118 компаний воспользовались программой смягчения, и практически в 2 раза уменьшилось обжалований в суд. При том, что в 2012 г. около 90% компаний, признанных виновными в картеле, обжаловали в суде решение ФАС, то в 2018 г. таких обжалований было всего 46%.
Иоланта Вольф
Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.