ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Ленинградская область активно строит жилье и «подтягивает» сооружение инфраструктуры
10.03.2019
Развитие регионов

Ленинградская область активно строит жилье и «подтягивает» сооружение инфраструктуры

О том, как в Ленинградской области идет жилищное строительство, как решают проблему обманутых дольщиков и каковы планы развития области на перспективу нашему журналисту рассказывает губернатор Александр Дрозденко.

— Александр Юрьевич, какое место занимает строительная отрасль в бюджете Ленинградской области?

—  На протяжении нескольких последних лет Ленинградская область входит в пятерку лидеров жилищного строительства страны. С одной стороны, это заслуга региона, активно работающего с компаниями-застройщиками, а с другой — есть серьезный «драйвер» для массовой жилой застройки: это наш сосед Санкт-Петербург. Его жители, устав от коммуналок, общежитий, пробок и других атрибутов мегаполиса, стремятся переехать в собственное недорогое жилье, расположенное максимально близко к кольцевой автомобильной дороге, а то и в ее пределах.

И мы, конечно, рады, что свои квартиры в таких населенных пунктах как Бугры, Кудрово, Мурино, Новодевяткино, Новоселье и других обрели десятки тысяч человек, но при этом испытываем определенные сложности из-за того, что социальная, дорожная и транспортная инфраструктура традиционно отстает от возведения жилья. В силу того, что на этапе проектирования подавляющего большинства новых жилых комплексов полномочия по выдаче разрешений на строительство принадлежали муниципалитетам, областному правительству сегодня в полном смысле слова приходится «догонять» потребности населения в детских садах, школах, поликлиниках и дорогах.

Я с прошлого года веду аккаунт в инстаграме и именно из быстрорастущих уже не микрорайонов, а городов приходит значительная часть инфраструктурных вопросов. Для власти они носят непростой характер, но, главное, у нас есть четкое понимание, что и когда будет  построено.

Что же касается роли строительной отрасли для бюджета, то, по подсчетам экономистов, один рубль, вкладываемый в строительство, дает от 6 до 10 руб. вложений в смежных отраслях — транспорте, производстве стройматериалов и добыче полезных ископаемых. В структуре ВРП строительство занимает такое же место, как транспорт, связь, оптовая и розничная торговля. Комитеты по дорожному хозяйству и строительству расходуют приблизительно по 9 млрд руб. ежегодно на программы капитального строительства — это почти 15% расходов. Вместе с тем, и налоговые поступления от строительных компаний выросли в десятки раз: если в 2012 г. они составляли не более 200 млн руб., то сейчас сумма находится на уровне свыше 10 млрд руб.

 

— Как распределяется строительство нового жилья и объектов инфраструктуры в регионе? И как решаются жилищные проблемы граждан в районных центрах и на селе?

— Я уже сказал о том, что строительство нового жилья идет более высокими темпами, нежели возведение социальных объектов. Ради справедливости подчеркну: жители тех же относительно новых районов Санкт-Петербурга — Озерков, Гражданки, Купчино — подтвердят, что в свое время дома появлялись несколько быстрее, нежели поликлиники, детсады и станции метро.

Впрочем, это я говорю не ради оправдания, а для того, чтобы подчеркнуть: квартиры всегда сдавались раньше объектов инфраструктуры. Но это вопрос скорее к строителям, поскольку им важнее выполнить своим обязательства перед дольщиками, нежели по местам в школах, садиках и поликлиниках.

Впрочем, правительство Ленинградской области еще несколько лет назад нашло механизм взаимодействия с застройщиками, предложив им программу «Соцобъекты в обмен на налоги», и сейчас мы выправляем ситуацию, оставленную нам в наследство главами муниципалитетов.

Что же касается цифр, то на протяжении нескольких лет мы стабильно вводим по 2,5 млн кв. м жилой недвижимости в год, в стройке находится около 8—10 млн кв. м жилья, а количество договоров долевого участия составляет порядка 80 тыс. При этом ежегодно в Ленинградской области открывается не менее 15 детских садов и трех-четырех школ. Кстати, по соглашениям с застройщиками у нас предусмотрено строительство более сотни детских образовательных учреждений, а своими силами нами запроектированы поликлиники в Буграх, Мурино и Кудрово.

И, чтобы ваши читатели не думали, что мы забыли об отдаленных районах, скажу, что у нас и на отдалении от КАДа до 2022 г. запланировано  строительство десятков объектов: это и амбулатории, и спорткомплексы, и больницы, и ветеринарные станции, и дома культуры и так далее.

 

 — А какие планы по строительству жилья и объектов инфраструктуры ставит перед собой регион в рамках исполнения Национального проекта «Жилье и городская среда»? Насколько реальны показатели Нацпроекта и возможность их достижения в регионе?

— Исходя из ныне существующей структуры правительства Ленинградской области,  этот проект реализуют совместно два блока — по строительству и по ЖКХ. Областные  муниципалитеты завершили формирование заявок для участия в программе «Комфортная среда», и весной мы ожидаем начало финансирования.

Также регион благодарен федеральному правительству за выделение средств по программе «Стимул» и «Развитие современного образования», по которым мы уже построили несколько объектов.

Вместе с тем, администрация региона готова поспорить с федеральным центром по поводу планируемых объемов ввода жилой недвижимости, которые предусмотрены для Ленинградской области. Мы чувствуем себя очень комфортно в рамках текущего ввода — до 2,5 млн кв. м, и если он сильно возрастет, то увеличится и отставание между вводом жилья и социальной, инженерной инфраструктурой. Допустить этого мы не хотим.

 

— Как решается проблема обманутых дольщиков и как отразится на строительстве жилья переход на проектное финансирование?

— Ленинградская область, к сожалению, входит в число регионов, где существует проблема обманутых дольщиков, и мы в рамках действующего законодательства стараемся минимизировать последствия работы недобросовестных застройщиков.

Правда, чтобы вы понимали масштаб «областной стройки», то по состоянию на декабрь прошлого года в регионе работали 169 застройщиков, возводивших 603 многоквартирных дома, при этом «проблемными» были только 36 жилых комплексов.

Несмотря на то, что в схеме «дольщик-застройщик» нет представителей власти — наши полномочия по части проверок строительства весьма ограничены, — администрация области активно включилась в процесс достройки «проблемных» домов. Основная мера поддержки пострадавших участников строительства объектов, строящихся на территории Ленинградской области, это оказание организационной, юридической и иной консультационной помощи жилищно-строительным кооперативам, созданным пострадавшими участниками долевого строительства, в завершении строительства «проблемных» домов, в том числе с привлечением нового инвестора.

По моей инициативе по каждому такому объекту созданы штабы, в которые вошли инициативные группы дольщиков, представители застройщика, прокуратуры и полиции, и, начиная с января текущего года, проводятся заседания, на которых принимаются конкретные решения по тому, как люди, вложившиеся в покупку квартир, смогут наконец-то получить ключи.

Так, в случае добровольной передачи застройщиком прав на земельный участок и объект незавершенного строительства мы находим компанию-донора, готовую за счет определенных преференций с нашей стороны достроить проблемный жилой комплекс.

Чем заинтересовываем инвесторов? Возможностью реализации имеющихся в «проблемном» доме свободных от обязательств площадей — жилых и нежилых помещений; изменением проектной документации, например, увеличением этажности дома, площади застройки земельного участка; оказанием содействия в получении разрешительной документации, снижении затрат на подключение к инженерной инфраструктуре.

Проделанная работа уже дает результаты, и у целого ряда жилых комплексов появились реальные сроки сдачи. 

Что же касается изменений в законе о долевом строительстве, то мы поддерживаем переход к проектному финансированию. Да, квартиры станут дороже, но зато права дольщиков будут защищены.

 

— Какие объекты транспортной и инженерной инфраструктуры построены в регионе за последний год, и какие еще необходимо построить для устойчивого развития?

— Ленинградская область — транзитный регион, связывающий Россию со странами Евросоюза, поэтому мы крайне заинтересованы в развитии как автомобильных и железных дорог, так и водного транспорта. И я уверен, что все водители оценили новые современные участки на «Скандинавии» и «Сортавале», открытые в прошлом году, в Выборгском районе запущены в эксплуатацию два путепровода над железнодорожными путями, что значительно облегчило жизнь автомобилистам.

Что же до перспектив, то у нас запланировано строительство как минимум трех важных транспортно-инфраструктурных объектов — путепровода во Всеволожске на Колтушском шоссе, моста через Волхов в Киришах и моста через Свирь в Подпорожье. Эти проекты находятся в разной степени проработки, но по первым двум работы начнутся уже в этом году.

 

— Будет ли регион участвовать в программе реновации жилья и в какой форме эта реновация наиболее приемлема: сноса или реконструкции?

— В правительстве Ленинградской области работают люди, которые умеют считать деньги, и потому мы стараемся исходить из целесообразности каждого конкретного проекта. Если стоимость реновации превышает стоимость возведения нового жилья, то мы всегда выберем вариант сноса.

Программа реновации работает в крупных городах, там, где есть динамичный рынок жилья, так как в ее основе лежит принцип окупаемости строительства нового жилья взамен ветхого. Она заработала бы у нас в двух-трех населенных пунктах.  Мы приняли решение идти по пути расселения аварийного жилья, таким образом мы сможем охватить всю территорию области. Единым оператором новой программы расселения аварийного жилья определено Ленинградское областное агентство ипотечного кредитования. За шесть лет в Ленинградской области будет расселено  195 тыс. кв. м аварийного жилья, где сейчас проживают около 11 тыс. человек. Для этого выделены свыше 11 млрд руб., из которых 7,5 направлены из федерального бюджета, 3,7 — из областного. Расселение будет идти в купленные новые квартиры или построенные новые дома. Всего предполагается построить до 47 домов.

- Спасибо за интересную беседу!

 

Иоланта Вольф

 

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо