ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
И техника <br />
блестела <br />
как бриллиант
17.03.2019
Выставки

И техника
блестела
как бриллиант

15-я выставка «МИР КЛИМАТА» напомнила об импортозамещении

Приблизились к паритету с иностранцами

Сложная финансовая ситуация в экономике отразилась и на выставке. По данным организаторов — ООО «Евроэкспо», количество участников сократилось в сравнении с прошлым годом с 300 до 250 компаний, а посетителей — с 25 до 22,6 тысяч человек.

Ряд крупных иностранных и российских брендов в этом году не приехали (Мицубиси Электрик, Русклимат), объявив о своем участии в выставке раз в два года. Но все равно мероприятие прошло весьма оживленно. Были представлены 24 страны. Место временно отсутствующих компаний заняли другие, не менее известные бренды: Danfoss, БРИЗ — Климатические системы, DANTEX GROUP БРИЗ, DANTE GROUP, Благовест и другие.

Как сказал Павел Каплин, заместитель исполнительного директора Ассоциации предприятий индустрии климата (соорганизатор выставки), среди участников заметно возросло количество холодильных компаний, и— самое отрадное — российских производителей климатического оборудования. Заметно увеличилось число посетителей из регионов.

Правда, среди посетителей нашлись пессимисты, которые утверждали, что в залах преобладали иностранцы, которые старались продать свои товары. Видимо, такое впечатление создалось от того, что отечественные компании почему-то полюбили писать свои названия по-английски. Но в ходе знакомства с их стендами вспомнилось подзабытое в последнее время слово «импортозамещение». Говорить об этом процессе стали меньше. Между тем, в сфере климатического оборудования он не прекращается и приносит свои плоды.

Те, кто 15 лет назад посетил первую выставку «МИР КЛИМАТА», рассказывают: это был фестиваль импортной техники с редкими вкраплениями отечественных образцов. Сейчас зарубежные и российские экспонаты приблизились к паритету.

Конечно, наше оборудование не претендуют на то, чтобы конкурировать с лучшими мировыми брендами. Были изделия, просто собранные из импортных комплектующих. И все-таки это отечественная продукция. Она нормально функционирует, имеет адекватную цену, гарантийное обслуживание. Отсутствуют проблемы с поставкой запчастей.

 

С точностью до градуса

Среди отечественных экспонатов преобладали вентиляционные установки, реже встречались промышленные кондиционеры.

История некоторых участников выставок формируется, можно сказать, у нас на глазах. В позапрошлом году впервые приезжал из Новосибирска завод Nevatom. Занимал кусочек помещения возле стены. В прошлом году площадь его стенда заметно увеличилась. Нынче просторная экспозиция компании Nevatom была расположена в центре зала, ее трудно было не заметить. Компания расширяет линейку продукции. В этот раз привезла новый осевой вентилятор с полиамидными лопатками. Его производство освоено по просьбе клиентов. Таким образом, теперь завод изготавливает полный ассортимент осевых вентиляторов, начиная от бытовых, мощностью 30 Вт, до 1250-миллиметровых промышленных, с расходом воздуха до 160 000 м3/час, рассказал ведущий технический специалист компании Семён Севрюк.

Компания «NED» (г. Дзержинский) показала прецизионный кондиционер, который сконструирован ее же специалистами. Он предназначен для точного поддержания параметров воздуха в ответственных помещениях, оснащенных серверами, информационными центрами и оборудованием. Поддерживает температуру с точностью до 1 градуса и влажность с точностью до 1%, объяснил руководитель проектов компании Сергей Потапов.

Технику «NED» охотно приобретают отечественные компании, которые ведут строительство предприятий за рубежом. Ее также используют иностранцы, строящие свои объекты в России.

Продолжается процесс перехода компаний из разряда продавцов импортных товаров в разряд производителей собственных.

В отчете «МИР КЛИМАТА-2018» мы рассказывали, что ООО «Феникс Контакт РУС», известный в течение 15 лет как импортер немецких изделий, начал строить завод в подмосковном Ступине. Сегодня завод построен и выпускает электротехнические комплектующие, которые могут использоваться во всех отраслях промышленности.

В последнее время наши компании уделяют больше внимания дизайну изделий. Завод «Тепломаш» (Санкт-Петербург) показал тепловую завесу, предназначенную для крупных общественных центров, под названием «Бриллиант». Оборудование действительно сверкает и его можно принять за украшение, а не изделие утилитарного назначения. Представители завода не без гордости рассказали, что их ведущий специалист Юрий Марр разработал общероссийские технические условия для изготовления тепловых завес.

 

Против дыма и огня

По словам Павла Каплина, состав участников выставки продолжает обновляться — примерно 20% были дебютантами.

Один из них — компания «Аэрдин» (Подольск). Она образовалась всего три года назад. В Экспоцентре наряду с вентиляторами и вентиляционными установкам демонстрировала противопожарные клапаны.

Противопожарная тематика всегда широко представляется «МИРОМ КЛИМАТА». А в связи с последними трагическими событиями стала особенно актуальной.

В экспозиции «Аэрдина» — основательной, красиво оформленной — можно было видеть образцы противопожарных клапанов БЛОК нескольких модификаций. Их назначение — предотвратить распространение огня и дыма по воздуховодам, шахтам, вентиляционным каналам. В последние годы требования ГОСТа к этим изделиям существенно ужесточены. В нормально открытых клапанах стали измерять температуру на створке с необогреваемой стороны (раньше такого условия не ставилось). «Створки этих клапанов — своеобразные сэндвичи, сделанные из теплоизоляционных материалов», — рассказал ведущий специалист компании Юрий Яцин. Разные модификации клапанов «Аэрдина» имеют огнестойкость от 60 минут до двух часов.

Вентиляционный завод «Виктория» (Москва) представил широкий спектр пожарных клапанов, в том числе сейсмостойких. Сейсмостойкие клапаны востребованы на атомных станциях, которые должны быть защищены от любых природных катаклизмов. Компания VKT привезла на выставку новые вентиляторы дымоудаления. В случае возгорания вентиляция сама уберет дым из помещения.

После пожара в кемеровской «Зимней вишне» требования к производителям противопожарной техники повысились. Значительно ужесточились правила сертификации.

Мы не знаем, привлекаются ли производители техники к расследованию пожаров. Но у специалистов всех компаний, присутствовавших на выставке, накоплены примеры, когда клапан не туда прикрутили, вентиляцию не там установили и т.д. В итоге в час «икс» защита не срабатывала. А в «Зимней вишне» система дымоудаления и вовсе отсутствовала. Как и 10 лет назад в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», где также в страшном пожаре погибло множество людей. Задохнулись от дыма.

 

Бытовые кондиционеры сделают без нас

А вот где импортозамещение фактически отсутствует полностью — так это в производстве бытовых кондиционеров. Между тем, они очень популярны у наших сограждан. За 10 лет превратились из предметов роскоши в предмет первой необходимости. По данным Георгия Литвинчука, генерального директора агентства «Литвинчук Маркетинг», в 2017 году конечному заказчику было продано 1 млн 700 кондиционеров, в 2018 году около 2 млн. В нынешнем году ожидается дальнейший рост продаж— минимум на 50-70 тыс. А если лето окажется слишком жарким, то и на все 200 тыс.

На выставке дистрибьюторы представили самые разнообразные зарубежные системы кондиционирования. Независимо от торговой марки, изготавливаются они в основном в Китае или других странах Юго-Восточной Азии, к примеру, в Таиланде. Российский рынок на 90% занят китайской продукцией. Все бытовые кондиционеры наделены примерно одинаковыми функциями.

— Сейчас сплит-системы конкурируют между собой по энергоэфективности, — рассказал представитель компании БРИЗ Павел Маколов. — Чем меньше потребляет техника электричества, тем она ценнее для кошелька потребителя. Большое внимание уделяется также дизайну внутренних блоков. Бытовой кондиционер должен удачно вписаться в интерьер помещения, не привлекая к себе лишнего внимания.

И правда, выглядят сплит-системы весьма привлекательно. Некоторым конструкторы даже имена придумали — Глория, Спарта…

Новатором технологий в производстве бытовых кондиционеров остается Япония. Но доля продаж японских сплитов в России падает. Даже японских торговых марок, произведенных в других странах. А изготовленных непосредственно в Японии — хорошо, если 1000 штук за год наберется. Уж очень они дорогие. И на «МИР КЛИМАТА» Япония привозит свою технику не каждый год. В этот раз на стенде у одного из дистрибьюторов обнаружились две модели «sharp». При мне ими заинтересовалась немолодая скромно одетая женщина. Ей назвали цену — в 8 раз больше цены среднего китайского кондиционера. Дама не смутилась: «Может, мы с родственниками соберемся. Была бы вещь хорошая». Так что, может быть, японцы зря не везут свою продукцию?

 

Отдаем заказы в Китай

На рынке вентиляционного оборудования импортозамещение приблизилось к 80%, потенциал его практически исчерпан.

— Но многие наши конструкторы, заказчики, проектировщики (в основном это касается холодильной техники) по-прежнему ориентируются на импорт, и это очень обидно. Видимо, они не знают о возможностях российских производителей, — говорит Сергей Потапов из компании NED.

Немало проектировщиков считают, что все лучшее делается за границей. А еще больше тех, кто по-прежнему ищет самый дешевый вариант, и находит его чаще всего в виде китайских изделий. В итоге заказы получают китайские предприятия.

— Сколько лет твердим, что необходимы заградительные пошлины для ввозимых товаров, но ведь их как не было, так и нет, — говорит Александр Кладов, директор ООО «Кларос» (Орловская область). —Зато у наших предприятий все время появляются то новые налоги, то отчисления в какие-нибудь фонды. Импортные товары, в том числе китайские, даже не сертифицируются.

Разве может какое-нибудь российское предприятие выставить свое изделие на европейский рынок, подтвердив его качество российским ГОСТом? Нет, оно должно пройти сертификацию на соответствие европейским стандартам в национальном испытательном центре страны, в которую осуществляется поставка, заплатив круглую сумму. Вот так Европа защищает свой рынок.

А в России, чтобы получить помощь от государства на работу по линии импортозамещения, надо очень и очень постараться, говорит Александр Кладов. Для этого надо доказать, что предприятие является российским и не имеет отношения к иностранному капиталу. Минпромторгом и ТПП запущена громоздкая и затратная процедура такого подтверждения. Она требует большого времени и денег. И далеко не все ее способны ее одолеть.

Получается, играем на руку импорту, хоть и призываем его замещать.

У нас очень часто приводят в пример Китай, но не делается никаких попыток перенять его опыт. Ведь почему-то производство климатической техники открывать выгодно именно там! Некоторые отечественные компании уже тоже разместили свое производство в Китае. Ничего плохого, конечно, в этом нет. Кроме того, что наши регионы лишаются рабочих мест, так им необходимых, а местные бюджеты недосчитываются доходов, которые могли бы получить от налогов с производимой продукции.

 

Роль цемента в производстве климатической техники

Но не все так печально. Еще недавно проектировщики не особенно баловали выставку своим присутствием. В позапрошлом году у входа в зал стояли представители компаний и с надеждой спрашивавших у посетителей постарше: вы не проектировщик? Почему выбирали кого постарше? Да потому, что эту профессию представляли обычно зрелые люди.

В этом году число проектировщиков среди посетителей заметно возросло.

— К нам приходило большое количество молодых проектировщиков, которые заканчивают ВУЗы или только начали работать в строительных компаниях, — говорит Сергей Потапов. — И самое позитивное — они интересуются именно российскими производителями.

Потребность в климатическом оборудовании зависит от объемов строительства. Строительство переживает не лучшие времена. Что будет дальше?

Георгий Литвинчук предлагает сделать прогноз на примере промышленных кондиционеров. Есть такой показатель — потребление цемента. Он предвосхищает продажи промышленных кондиционеров. Скажем, потребление цемента имело пик в 2007 году, в 2008 оно уже упало. Зато в 2008 году наступил пик продаж промышленной климатики: оборудовали здания, построенные годом раньше.

Если ориентироваться на потребление цемента в 2018 году, то рынок промышленных кондиционеров снизится на 5 —7%, не больше.

Не катастрофа. Жить будем!

 

Елена БАБАК

(При подготовке статьи использованы материалы агентства «Литвинчук Маркетинг»).

 

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо