Строительство
или
интерьер?
Самая посещаемая выставка
Международная строительно-интерьерная выставка BATIMAT Russia всегда проходила одновременно с другой родственной выставкой — MosBuild. Многие потенциальные участники высказывали недовольство: им приходилось выбирать что-то одно, а могли бы показать себя на двух площадках.
Начиная с этого года BATIMAT Russia проходит отдельно. Можно было ожидать, что сюда устремятся строительные компании. Но получилось наоборот: строительная тематика в ее классическом понимании с БАТИМАТа исчезла. Что, выставка окончательно стала интерьерной?
Мы бы не утверждали это столь категорично. Да, строительных технологий не было. Тем не менее здесь были представлены инновационные проекты в строительстве. На стендах присутствовали отделочные материалы.
На выставке прочно обосновалась национальная сборная Wordskills (молодые профессионалы). Профессии — маляр, кладка кирпича, облицовка плиткой и др. Молодежь тренируется и проводит конкурсы, собирая вокруг себя болельщиков. Лучшую популяризацию строительных профессий представить трудно.
Деловая программа была также составлена в интересах строителей. Она включала широкий спектр актуальных тем — ценообразование, строительный контроль, охрана труда и другие. Любители поработать руками могли попробовать класть кирпич, керамическую плитку, нанести декоративную штукатурку — специальные площадки «для уроков мастерства» были оборудованы во всех залах.
В последнее время неизменно подчеркивается снижение интереса к выставкам вследствие строительного кризиса. Повсеместно сокращается число посетителей. Не миновала эта участь и БАТИМАТ. Выставку посетили 88 236 человек (в прошлом году свыше 100 тыс.). Но это заметно больше, чем спустя три недели в том же Крокус-Экспо пришло на MosBuild. Значит, людей устраивает именно такой формат БАТИМАТа. Среди посетителей много молодежи — столько не приходилось наблюдать ни на одной строительной выставке.
Экспозиция Сколкова: зеленый дом…
БАТИМАТ изначально задумывался как площадка для демонстрации инновационных проектов. И неудивительно, что одной из центральных экспозиций выставки из года в год остается Фонд «Сколково». Вот и в этом году здесь присутствовали 20 резидентов (в прошлом году 28) и была организована зона для презентаций. Один из представленных проектов — Центр интеграции зеленых технологий — здание, которое будет построено полностью в соответствие с экологическими стандартами и в котором будут испытываться «зеленые» технологии.
На фотографии — макет симпатичного двухэтажного дома, похоже, деревянного. «Нет, стены сделаны из фибролитовых панелей, — рассказывает руководитель проекта Ильгиз Минсауров. — Фибра — длинные древесные волокна — смешана с цементом , получается композитный строительный материал. Кроме экологичности, фибролитовые панели также обладают отличной теплоизоляцией. Панель толщиной 40 см сохраняет тепло эффективнее, чем распространенные сегодня стеновые конструкции, при этом поддерживает здоровый микроклимат в доме».
Фибролит применялся в качестве строительного материала еще с начала прошлого века, но с 90-х годов его производство сошло на нет (в отличие от Европы). Сейчас о фибролите знают даже не все строители.
— Главное в нашем проекте даже не конструкция дома, а создание среды, наиболее благоприятной для жизни, — объясняет инициатор и автор идеи, председатель правления Ассоциации «GreenСтрой» Дмитрий Березуцкий.
— В центре будут показаны различные решения возобновляемой энергетики, например, «солнечная кровля», зеленая эксплуатируемая крыша. Для круглогодичного выращивания продуктов в доме предусмотрена вертикальная ферма.
Такие дома предназначены для обычных семей с детьми, бабушками-дедушками. Место для строительства первых уже определено — коттеджный поселок «Экодолье» по Дмитровскому шоссе в 15 км от МКАД. Опытное производство панелей из дерево-бетона запущено в феврале этого года в Калуге.
Работа над проектом экологически чистого дома идет больше двух лет. На БАТИМАТе его показывают уже третий раз. Не слишком ли все долго?
— Наша Ассоциация десять лет работает над этими задачами, а я сам ещё больше, — говорит Дмитрий Березуцкий. — Цель экологического строительства — переход отрасли на здания с нулевыми выбросами, отходами, с положительным энергетическим балансом. Дом — это только демонстрационная часть проекта создания новых норм и правил строительства.
В этой работе участвует также НИУ МГСУ, региональные университеты, ряд производственных и инновационных компаний. Генпроектировщиком здания центра выступает ГК «ПИК», генподрядчиком — ГК РИМ.
Кстати, основное здание центра носит имя «ЛеговДом». Дмитрий Березуцкий назвал его так в память своего деда, известного в Ростове на Дону и на Северном Кавказе энергетика и строителя.
… и навесные фасады
На стенде Сколково были показаны также навесные фасады. Их производит компания «ГЕНЕЗИС». Каркас фасада — алюминиевый, поверхность может быть сделана из любого материала по желанию заказчика. Изготавливаются фасады на заводе в Тульской области. И могут быть использоваться для здания любой высоты, даже небоскреба. «Большое преимущество индустриального способа — скорость, — сказал Тигран Афян, руководитель проектов «Генезиса». — В том случае, если на облицовку фасада уходит год, навесная система будет установлена за год».
В залах выставки были представлены тротуарная плитка из Одинцова, пенополистирол из Москвы, белая глина из Украины, древесина из Белоруссии и еще ряд строительных материалов. Но все это были единичные случаи.
Селфи с керамикой
Один из самых красивых залов БАТИМАТа — экспозиция керамической плитки. Наряду с людьми, пришедшими по долгу службы, здесь всегда бывает много посетителей, которые гуляют, рассматривают экспонаты. И проводят в зале не один час.
Хозяева стендов охотно разрешают гостям ходить по своим площадкам, делать селфи, фотографироваться семьями. Они не скупятся на оформление экспозиций. Стенд — такой же элемент конкуренции, как и сама плитка. В компаниях продумывают тему оформления задолго до выставки и тщательно держат свои замыслы в секрете. Стенды на выставке четко отделяют одних производителей от других — посетители должны понимать, где проходит граница с соседней компанией.
В самом начале зала расположилась экспозиция Kerama Marazzi, предприятия которой есть в Московской и Орловской областях. Эта компания уже несколько лет выступает генеральным партнером выставки. Обычно она привозит коллекции по мотивам какой-нибудь европейской страны. В этот раз коллекция называлась «Испанская фиеста». Посетителей на стенде все дни было огромнейшее количество. Причем было заметно, что большинству просто приятно тут находиться.
Производители плитки полностью зависят от вкуса покупателей. А он весьма изменчив. Хочется снять шляпу перед заводами — настолько им часто приходится перестраиваться. Сейчас стабильно растет спрос на плитку крупных размеров, более метра; встречается даже трёхметровая и больше. Для того, чтобы наладить ее производство, заводы закупают совершенно новое технологическое оборудование, зачастую подвергая реконструкции все производство целиком. И быстро сделать это не получается.
К счастью, для запуска плитки с новыми декорами, масштабных реконструкций не требуется. Каждый завод ежегодно обновляет свои коллекции. Иногда встречаются необычные рисунки, которые запоминаются надолго. Волгоградский керамический завод демонстрировал в прошлом году белую плитку с видом итальянской кофейни — картина в миниатюре! Никто не оставался равнодушным! А в продажу не пошла — массовому покупателю такой сложный рисунок не нужен, сказали менеджеры завода. Так и пришлось снять ее с производства.
Волгоградская плитка своим насыщенным цветом и затейливым рисунком заметно выделяется на общем фоне. У завода среди покупателей много жителей Кавказа, предпочитающих все поярче. По их просьбе даже вместо матовой напольной плитки стали изготавливать глянцевую.
Практически все современные предприятия осваивают технологию производства так называемого керамогранита -— керамической плитки с высокой прочностью и низким водопоглощением. Это отличает ее от традиционных изделий. Керамогранит можно использовать и внутри помещения, и на улице. Его охотнее покупают за рубежом. Поэтому все больше предприятий его производят. В частности, одними из первых выпуск этого материала освоили компании Урала: «Уральский гранит» и «Уралкерамика». «Ласселсбергер» из Поволжья и «Керамика будущего» из Калужской области также представили интересные коллекции керамогранита.
В прошлом году керамическая плитка занимала экспозицию гораздо масштабнее. Сейчас — только половину прежней, часть компаний уехала на «Мосбилд».
Наши материалы ждут в Финляндии
Деловую программу выставки посетили свыше двух тысяч человек. Это только те семинары и конференции, участники которых регистрировались. Но были мероприятия, где регистрация не требовалось, и эти площадки были также полны людей.
Одним из самых ярких событий, по мнению там присутствующих, стал круглый стол, организованный торгпредством России в Финляндии и Финско-Российской торговой палатой. Тема заседания — «Финский опыт использования материалов для создания городской инфраструктуры и комфортной среды. Участие российских компаний в глобальных цепочках».
Среди выступавших были эксперты ведущих финских строительных компаний — YIT, Tikkanen, Kreate. О своей работе рассказали и российские компании Knauf Insulation, IndexBox.
И что особенно важно — компетентные специалисты объясняли отечественным производителям, как выйти на финский рынок со своей продукцией. Оказывается, российские товары весьма востребованы в Финляндии: изоляционные и кровельные материалы, бетонные и металлические конструкции, опалубка. По прогнозам Торгпредства, данная тенденция сохранится на ближайшую перспективу.
— Конечно, к такому сотрудничеству надо очень серьезно готовиться, — говорит Наталья Кузнецова, начальник экономического отдела Торгпредства. — Изучить доступную в Интернете информацию о потенциальных партнерах и состоянии интересующей вас отрасли. Ознакомиться с требованиями к сертификации и происхождению товаров и материалов, из которых они изготовлены
Важно создать англоязычную версию сайта, а также перевести печатные и электронные презентации на английский язык. Финскую сторону интересует опыт работы компании в России, ее сотрудничество с европейскими партнерами, наличие сертификатов. Разумеется, финским партнерам захочется увидеть и образцы российской продукции. Торгпредство обещает оказывать содействие российским компаниям в налаживании контактов с потенциальными партнерами в Финляндии.
Дизайнерская часть станет шире
Как сказала директор выставки Тамара Лукьяненко, на будущий год деловая часть будет расширена. Планируется расширить и дизайнерскую часть.
Дизайнерская часть — ноу-хау выставки. Называется «Комплексные решения» и существует уже третий год. Суть его — креативные концепции оформления интерьеров. Именно эта часть привлекает наибольшее количество молодежи. Выставка совместно с Британской Высшей Школой Дизайна проводит конкурсы молодых дизайнеров. Победители получают право оформить свои стенды наряду с известными коллегами.
К участию в БАТИМАТе постепенно подтягиваются архитекторы. Видимо, в будущем нас ожидает архитектурно-интерьерный формат выставки.
Следующая выставка БАТИМАТ состоится 17 — 20 марта 2020 года в Крокус-Экспо.
Елена БАБАК.
Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.