ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Нужна реновация <br />
не только городов, <br />
а всей страны в целом
28.04.2019
Градостроительство

Нужна реновация
не только городов,
а всей страны в целом

Преобразование общественных пространств — это верхушка айсберга, на самом деле реновировать нужно все!

Тема реновации жилья, активно обсуждавшаяся в связи с московской программой реновации два года назад, на первый взгляд, затихла. Однако законопроект, позволяющий начать реновацию жилых домов по все стране, хоть и медленно, но проходит слушания в Государственной Думе.

Однако многие эксперты уверены, что упор только на реновацию жилья ошибочен, поскольку невозможно оставить без изменений не просто структуру городов, но и всей страны. Этой же точки зрения придерживается и Андрей Асадов, руководитель архитектурного бюро ASADOV, который поделился с журналом «Строительство» своим мнением по данному вопросу:

- Если говорить о реновации страны, я бы хотел сразу договориться о терминологии, потому что выражение «проблема реновации» мне не очень нравится. Я бы говорил, прежде всего, о возможностях, которые реновация может дать. Во-первых, эта задача сейчас стоит перед всей страной, в Москве ситуация как раз-таки относительно благополучная. Мы знаем, что советская инфраструктура довольно сильно поизносилась, все это прекрасно понимают, но радикально браться страшно. Когда понимаешь масштаб стоящей задачи - всю страну обновить - сразу становится некомфортно. Но ничего в этом пугающего нет, можно двигаться поэтапно. И реновация общественных пространств – один из наименее затратных форматов, при этом дающий наглядный результат. Поэтому начинать с нее логично, ну а дальше реализовывать другие программы.

Отдельная и, во многом, любимая тема – реновация транспортной инфраструктуры, которую обычно сводят к перекладке асфальта. На самом деле, задача – организовать нормальную дорожную сеть, которая, подобно кровеносной системе, позволит организму города свободно функционировать, без лишних «тромбов». А если глобально смотреть, то в скором будущем такое количество дорог может уже и не понадобиться, в связи с появлением новых видов транспорта, с приоритетом транспорта общественного, как это уже происходит в Москве.  Качество общественного транспорта заставляет все большее число автомобилистов задумываться, а нужен ли им личный автомобиль? Тот же каршеринг сегодня – это интересный выход из положения, как сократить количество машин и повысить удобство перемещения.

Посмотрим на другие слои организма. Мышечная ткань – это жилые районы. Программа замены ветхого жилья существовала и раньше, только была не столь на слуху, как сейчас реновация. Вместе с этой программой постепенно формируются новые стандарты качества жилой среды. Под руководством Минстроя их создает АИЖК вместе с институтом «Стрелка». Эти стандарты описывают, как лучше ставить дома, как должна выглядеть городская улица, квартал, двор, фасады, общественные пространства. Как их правильно организовать, чтобы в результате получалась среда европейского качества. А не так, чтобы взяли все новое, стали собирать, а получился опять «Запорожец».

При этом строить по стандартам не значит строить дорого, стандарты предназначены для любого класса жилья, они о том, как грамотно и правильно формировать пространство. Например, при одном и том же количестве квадратных метров может получиться и советский 17-этажный микрорайон, и плотная европейская застройка в 6-8 этажей.  17-этажки стоят редко, между ними не возникает уютного пространства, а городские кварталы хоть и плотнее, зато ниже и уютнее. Получаются небольшие приватные дворы, принадлежащие своим жителям, а сама застройка, стоящая по периметру, формирует пространство улицы, разделяя частную и общественную зону.

Очень важно все первые этажи сделать нежилыми, наполнить общественными функциями. В идеале, если бы городские управляющие компании могли стимулировать частных предпринимателей за счет льготной аренды, предоставляя ее всевозможным некоммерческим активностям, да и коммерческим тоже. Тогда сразу возникает живая улица со своей инфраструктурой, которая может давать дополнительные рабочие места самим жителям района.  Получается уже вовсе не спальный район, а место для полноценного времяпровождения. Я уже не говорю про развитие малого бизнеса, офисов, рабочих пространств.

Если представить, что меня бы назначили ответственным за глобальную реновацию страны, то первым делом я бы собрал экспертный совет, чтобы вместе проанализировать, какие возможности и потенциал есть в регионах, что можно в каждом регионе докрутить, добавить, чтобы там возникли точки роста, точки притяжения людей. Ведь не секрет, что привлекательность региона зависит от количества рабочих мест, квалифицированных и интересных самим людям. Понятно, что часть рабочих мест - это обслуживающая инфраструктура. Соответственно, нужно понять, какие возможности роста есть в каждом регионе, что нужно добавить, как стимулировать развитие той или иной отрасли, или специально запустить развитие новых отраслей, связанных с высокими технологиями. Нужно создавать эти точки притяжения, чтобы сокращать разрыв между регионами и Москвой. Этот процесс, конечно, и так идет, но его надо сделать более интенсивным.

В тех регионах, где происходит развитие, меняются в лучшую сторону все элементы городской среды - общественные пространства, дороги, жилье, появляются качественные рабочие места. Все части города, как и все системы организма, должны взаимодействовать друг с другом и постоянно обновляться, также, как старые клетки постоянно меняются на новые. Поскольку процесс обновления со времени развала СССР был приостановлен, то, чем дальше, тем непоправимее становится ситуация. Поэтому то, что уже взялись за реновацию, здорово, главное - не останавливаться на достигнутом!

 

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо