ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Нацобъединения строителей, изыскателей и проектировщиков всерьез взялись за госзакупки
17.05.2019

Нацобъединения строителей, изыскателей и проектировщиков всерьез взялись за госзакупки

16 мая 2019 года в Санкт-Петербурге по инициативе НОПРИЗ состоялось обсуждение проекта изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В совещании приняли участие директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, вице-президент НОПРИЗ, координатор НОПРИЗ по СЗФО Александр Гримитлин, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, член Общественной палаты России Владислав Гриб, председатель Коллегии по спорам в сфере строительства Арбитражного центра при РСПП Марк Геллер, ведущий эксперт ООО «АКГ «БАЗИС» Кирилл Шамин, а также представители саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Позицию НОСТРОя по основным принципам реформы контрактной системы кратко представил вице-президент Антон Мороз. Так, НОСТРОЙ считает целесообразным исключение необходимости предоставления банковских гарантий организациям с малой стоимостью контрактов. Кроме того, предлагается в основу законов, которые регулируют конкурсные процедуры, положить региональный принцип, чтобы приоритет в конкурсах до определенной суммы финансовых средств отдавался местным строительным компаниям.

 «Сейчас не учитывается роль СРО в системе отбора добросовестных контрагентов при заключении с ними государственных контрактов. Фактически СРО лишь получают уведомление о заключении тем или иным ее членом контракта, не имея возможности влиять на оценку его добросовестности, но неся при этом ответственность. Необходимо постепенное введение саморегулируемых организаций в систему отбора претендентов», – добавил Антон Мороз.

Также А.Мороз напомнил, что НОСТРОЙ уже много лет занимается поправками в контрактную систему, касающимися строительной отрасли. В 2012-2013 годах был даже разработан отдельный законопроект о подрядных торгах в строительстве, но он тогда не встретил понимания в органах власти – ни в Минстрое России, ни тем более в ФАС. Сейчас ситуация начала меняться, и пришло время вплотную заняться госзакупками в строительстве.

Три кита нового закона о госзакупках в строительстве

Представитель разработчика нового законопроекта Кирилл Шамин очень подробно остановился на тех проблемах, которые несет с собой недавно принятый закон 71-ФЗ об изменениях в системе госзакупок. Оказывается, все не так хорошо, как кажется на первый взгляд, и строительной отрасли уже через полгода придется хлебнуть этих проблем полной ложкой. Так, новый закон с 1 июля убирает из конкурсной документации перечень строительных материалов и конструкций, остается только проектно-сметная документация (ПСД). И теперь органы Антимонопольной службы, которые раньше никогда не трогали ПСД, будут активно интересоваться именно ей. А там может оказаться или устаревший ГОСТ, или ссылка на материал, который уже устарел, или оборудование, которое невозможно ввести из-за санкций. И по новому закону придется переделывать ПСД, заново согласовывать ее в госэкспертизе, потому как речь идет о госзакупках, а это и время, и деньги, которых у заказчика нет. Так что закон исполнить будет весьма и весьма непросто.

И в тот момент, когда станет понятно, что 71-ФЗ не работает или работает скверно, будут подготовлены и выверены поправки, которые позволят упорядочить контрактную госакупки в строительной отрасли. Первый вариант законопроекта уже разработан, и в его основу положены три идеи, понятные всем строителям. Вопрос только в том, как их преподнести руководству государства, чтобы им тоже это все понравилось.

Первая идея – это введение новой формы торгов – электронные подрядные торги, смесь конкурса и аукциона. Электронные подрядные торги (ЭПТ) – это аукцион, но сходиться можно только один раз. Они подразумевают оценку предоставляемой участниками информации, но только в определенных случаях. ЭПТ базируются на проектно-сметной документации, нужно предоставлять согласие, но только в том случае, если участник будет выполнять все работы по ПСД и по той цене, которая указана в контракте. Если участник хочет цены поменять или товары в составе ПСД, он может предоставить соответствующее предложение, которое и будет уже оцениваться. Этот вариант выгоден заказчику, потому что позволяет достаточно легко обосновать снижение цены контракта в пределах 10%. Но если участник будет снижать цену на 25-40%, то ему будет очень трудно это обосновать, фактически делать новую проектно-сметную документацию и представить на рассмотрение заказчику. Понятно, что подобные участники  будут выбывать из торгов на первом же этапе и не будут создавать проблем заказчику.

Вторая идея – совершенно неоправданно сейчас в контрактной системе не отражены полномочия Минстроя России как органа власти, регулирующего строительную отрасль. Сейчас разъяснения могут давать Минэкономики, Казначейство, ФАС России, но только не Минстрой. Цель законопроекта – дать Минстрою эти полномочия и позволить строительному сообществу достаточно быстро корректировать возникающие инициативы с учетом интересов строителей. Пример – Минпромторг, который выпускает регулирующие документы в области контрактных отношений как горячие пирожки и защищает интересы производителей. Такие же полномочия нужно дать и Минстрою России.

Еще более остро стоит вопрос задания на проектирование, где у заказчика возникают очень большие сложности, особенно в небольших городах или в сельских школах. Почему не дать полномочия Минстрою с подачи НОПРИЗа утвердить своим приказом типовое техническое задание на проектирование. Сейчас этого нет, хотя очень актуально для заказчиков.

Третья идея скорее тактическая, чем стратегическая – это возможность коллективного участия в закупке. Это позволило бы привлечь к торгам больше компаний, которые вскладчину смогли бы выполнять достаточно большие объемы работ. Это также может способствовать консолидации финансовых ресурсов, таких, как привлечение банковских заемных средств разными компаниями – участниками коллективной закупочной деятельности, а также более быстрому и качественному выполнению работ. Особенно это актуально для небольших компаний в регионах, где зачастую поодиночке они не могут бороться за заказ, а при попытках объединения с коллегами тут же попадают под картельный сговор и уголовное преследование. Эту ситуацию необходимо проанализировать и решить в положительном для бизнеса ключе.

Участники совещания активно обсудили необходимость найма заказчиком специальной организации, которая готовит тендерную документацию. Сейчас такая услуга на рынке есть, но очень часто подготовленная документация выходит весьма низкого качества. Представляется, что такие организации должны не только общаться на одном языке со строителями и проектировщиками, уметь взаимодействовать с антимонопольными органами, но и обладать соответствующим допуском к этим работам. Тогда документация будет готовиться качественно, а торги не будут отменяться.

Главный источник идей – профессиональное сообщество
Член Общественной палаты России Владислав Гриб призвал не заботиться о том, чтобы было удобно работать Минстрою России – профсообщество должно с ним разговаривать с позиции силы, потому что они платят налоги, на которые содержится, в том числе, и Минстрой России. Это Минстрой должен заботиться о том, чтобы строителям было работать хорошо  и комфортно. А Общественная палата имеет право и готова взять на себя общественный контроль за деятельностью министерств, включая Минстроя России.

Председатель Коллегии по спорам в сфере строительства Арбитражного центра при РСПП Марк Геллер выступил с предложениями по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг в части внедрения института третейских судов при рассмотрении споров по контрактам, заключенным для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Он высказался за то, чтобы передать часть небольших дел (хотя бы споры по делам на суммы до 60 млн рублей) в третейские суды и тем самым освободить государственную судебную систему от данной нагрузки.

Позицию Минстроя России по поводу реформирования контрактной системы в строительстве представил директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский. А позиция состоит в том, что само профессиональное сообщество должно написать свои поправки в законодательство, а не ждать милостей от чиновников. Он рекомендовал всем участникам совещания подготовить и направить в Минстрой России через НОСТРОЙ и НОПРИЗ свои предложения по корректировке 44-ФЗ. Если такие предложения в Минстрой не придут, значит, их нет. А пока вопросы контрактной системы остаются одними из самых острых, поэтому и президент Владимир Путин и Палаты Федерального Собрания дают однозначные поручения и рекомендации: реформировать, привести в соответствие с реальной ситуацией на рынке.

Что касается строительной отрасли, то здесь очень часто строители на совещаниях в Минстрое России рассказывают, как все плохо, но при словах – давайте писать поправки, народ начинает из зала исчезать, а бойцы затихают и дальше ничего не делают. «Коллеги, мы хотим от вас – если вам это надо – получить конкретные предложения по поправкам в этот закон, - заявил Олег Сперанский. – Мы готовы поддержать конкретные предложения по изменению закона, и наша задача по итогам совместных мероприятий получить ваше мнение». По словам Сперанского, у Минстроя есть две точки консолидирования общественного мнения – это НОСТРОЙ и НОПРИЗ, и от них министерство ждет конкретных предложений и мнение профессионального сообщества, что конкретно нужно сделать.

Елена Медынцева

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо