ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Нацпроектам мешает система госзакупок  - после 20 лет критики ее могут поменять
02.06.2019
Власть

Нацпроектам мешает система госзакупок - после 20 лет критики ее могут поменять

Национальные проекты ‒ это шанс и возможность для отечественной промышленности, и другого такого случая может уже не представиться

8 мая под председательством Владимира Путина состоялось заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. В его рамках была проведена «инвентаризация» нацпроектов, обсуждались продвижения вперед и очевидные сбои.

 

Владимир Путин особо отметил, что важно обеспечить равные возможности и справедливые условия участия в реализации нацпроектов – в этом основа их эффективности, а одна из системных задач – сформировать в России мощный дополнительный спрос на отечественную промышленную и высокотехнологичную продукцию, дать российским предприятиям уникальную возможность закрепиться на внутреннем рынке, нарастить объем и качество выпускаемой техники и начать в конечном итоге экспорт.

А для этого необходимо действовать в конкурентной среде. Однако, как фиксируют различные контролирующие органы, на практике появляются искусственные барьеры.

К примеру, технические задания по некоторым видам машин и оборудования искусственно «рисуются» под конкретного производителя, зачастую зарубежного. При этом другие компании «задвигаются» на периферию, не имея шансов выиграть конкурсы в таких условиях, а подчас из-за прописанных условий конкурсов даже не могут в них участвовать. Естественно, побеждают в этом случае не лучшие, а «свои», с далеко неоптимальными предложениями и с высоким риском срыва заказов.

Президент подчеркнул, что все поручения по локализации и диверсификации закупок машин и оборудования в рамках нацпроектов уже есть. При этом он попросил Федеральную антимонопольную службу России усилить контроль за такими закупками и регулярно предоставлять информацию по этой теме.

 

О продвижении продукции отечественного производства в своем докладе рассказал заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов.

В рамках реализации национальных проектов в 2019‒2024 гг. из предусмотренных 25,7 трлн руб. на закупку техники и оборудования отведено 6,2 трлн руб., причем в текущем году планируется законтрактовать 1,7 трлн руб. И уже сейчас ведется предметная отработка перечней российской техники, технологий и оборудования, необходимых для каждого из национальных проектов.

Кроме того, применительно к продукции ОПК в рамках 44‑ФЗ уже сформированы отраслевые перечни продукции с указанием их кодов, по которым устанавливаются ограничения на закупки импортных аналогов либо предоставляются преференции. Минпромторгом подготовлены и в конце апреля внесены соответствующие нормативные акты Правительства, которые в настоящее время готовятся к выпуску. До 20 мая аналогичная работа должна быть завершена по всем позициям, производимым отечественной промышленностью.

Однако, учитывая, что средства на реализацию нацпроектов в 2019 г. уже в основном доведены до субъектов, и некоторые торги уже объявлены, даже в случае выпуска вышеупомянутых актов не все потенциальные позиции достанутся отечественным производителям.

Причем, как отметил Юрий Борисов, само администрирование преференций через перечни под соответствующие нормы 44‑ФЗ ‒ процесс весьма трудоемкий, и все нацпроекты могут быть уже раскассированы на торгах в регионах, а отечественная промышленность останется в стороне.

Кроме того, есть опасения, что используемые инструменты могут не сработать. Как показывает практика, многие организаторы торгов ищут любые лазейки для того, чтобы конкурс прошел в пользу нужного поставщика, а в результате потенциал отечественной промышленности остается нереализованным.

Поэтому предлагается ввести изменения в 44‑ФЗ, устанавливающие дополнительные ограничения на закупку иностранной продукции в случае, если есть отечественные аналоги. И этот вопрос находится в стадии проработки. Параллельно предлагается в рамках действующих механизмов ввести в типовую конкурсную документацию и контракты по расторговке нацпроектов нормы, позволяющие исключить закупку импорта при наличии отечественного аналога.

По мнению заместителя Председателя Правительства, мониторинг, анализ и оценку расторговки техники и оборудования для нацпроектов необходимо осуществлять в системе госзакупок путем маркирования каждой отдельной закупки специальным признаком «продукция отечественного производства», и такая статистика должна быть доступна всем заинтересованным пользователям.

Также предлагается задействовать правительственную комиссию по импортозамещению и ее подкомиссии для арбитража в решении спорных вопросов, связанных с закупками оборудования для национальных проектов, с правом отмены результата торгов.

Причем под понятием «отечественный аналог продукции» должно подразумеваться, что производимая российскими предприятиями продукция как минимум не хуже по своим функциональным характеристикам, чем импортная. И в случае, если на этапе вхождения в рынок ее цена будет выше, то государство в ряде случаев компенсирует ценовую разницу без ущерба конечному потребителю.

Юрий Борисов подчеркнул, что все страны поддерживают своих производителей, поэтому опасения, что рынок наводнится некачественной и дорогой продукцией, беспочвенны. Национальные проекты ‒ это шанс и возможность для отечественной промышленности, и другого такого случая может уже не представиться.

 

В свою очередь министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к системе государственных закупок расширяется. В перечень крупнейших заказчиков, обязанных осуществлять закупки у субъектов МСП, включены более 1500 заказчиков. А объемы закупок у субъектов МСП установлены в качестве ключевых показателей эффективности для организаций с госучастием.

Кроме того, для поддержки начинающих и действующих предпринимателей развивается информационный ресурс «Бизнес‑навигатор МСП». Он позволяет выбрать вид бизнеса, подобрать помещение, рассчитать примерный бизнес‑план и получить информацию одоступных мерах поддержки.

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Михаил Евраев:

«ФАС поддерживает развитие мер, направленных на стимулирование и поддержку отечественного производства, в том числе при проведении государственных закупок.

В настоящее время Законом о контрактной системе предусмотрено три механизма, позволяющих в приоритетном порядке закупать отечественную продукцию: запрет и ограничения на допуск иностранных товаров, а также преференции для товаров из стран Евразийского экономического союза.

При этом один из этих механизмов устанавливается в зависимости от того, насколько развит рынок отечественного производства различных видов товаров. Таким образом, говорить о запрете на закупку иностранной продукции можно только с учетом данных анализа по конкретному товарному рынку, который включает в себя информацию о количестве участников рынка, объемах производства отечественной продукции, оценку способности российских производителей покрыть потребности заказчиков, а также ценовой анализ отечественной продукции и ее зарубежных аналогов».

 

Иоланта Вольф

 

Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо