ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Стратегия развития строительства <br />
годится только <br />
для корзины
16.02.2015
Власть

Стратегия развития строительства
годится только
для корзины

Экспертный совет при Правительстве России отказался принять проект Стратегии даже за основу

22 января на заседании Рабочей группы по строительству Экспертного совета при Правительстве России была жестоко раскритикована и отправлена на переделку Стратегия инновационного развития строительной отрасли  Российской Федерации на период до 2020 года, подготовленная Минстроем России. Документ не получил ни одного положительного отзыва.

Кстати, участники заседания отметили, что ни от Минстроя России, ни от разработчиков стратегии на заседание никто не пришел, зато членов рабочей группы и заинтересованных специалистов собралось около 80 человек.

В ходе обсуждения эксперты обратили внимание, что авторы Стратегии даже не пытались дать определение, что же такое – инновации и инновационное развитие. Текст документа содержал слишком много общих фраз, стилистических и фактологических ошибок, а местами чуть ли не дословно совпадал с аналогичным документом 6-летней давности.

Итогом работы экспертов стало Экспертное заключение, которое мы приводим практически без купюр и комментариев – формулировки говорят сами за себя.

 

Экспертное заключение

Эксперты отметили, что Стратегия затрагивает темы, являющиеся чрезвычайно важными и актуальными для развития строительной отрасли, такие как нормативно-техническое регулирование и саморегулирование строительной отрасли, внедрение 3D и Интернет-технологий, сметное нормирование, кадровый вопрос и другие аспекты.

Вместе с этим, оценивая документ в целом, эксперты сделали вывод о необходимости его существенной доработки в части содержания отдельных глав и разделов и полной переработки в части общей структуры документа.

В части структуры Стратегии эксперты рекомендуют существенно сократить основной текст за счет исключения (или перемещения в приложения) излишней статистической информации как в описания современного состояния отрасли, так и в последующих содержательных разделах. Кроме того, в части общего содержания эксперты рекомендуют придерживаться следующего формата:

  1.  Мотивационная часть: Описание необходимых условий, без которых инновационное развитие отрасли не может быть эффективно реализовано, а именно, доступное финансирование, отсутствие административных барьеров, наличие нормативно-технической основы (необходимых стандартов) для безбарьерного использования инновационных решений, элементы налоговой реформы и т.д. В данном разделе могут быть затронуты, в том числе, и вопросы, не имеющие прямого отношения к строительной отрасли, но являющиеся условием инновационного развития в стране в целом.
  2.  Планы и рекомендации: Описание мер, которые планируется принимать по каждому из смысловых разделов (саморегулирование, техническое регулирование и т.д.) в целях эффективного и ускоренного выхода на путь инновационного развития.
  3.  Целевые ориентиры инновационного развития: Эксперты отмечают, что индикаторы реализации текущей версии Стратегии не отражают задачи инновационного развития. Так, например, количество вводимого жилья никак не свидетельствует о применении инноваций в ходе строительства этого жилья. Индикаторами инновационного развития могут стать такие показатели как рост производительности труда, снижение себестоимости квадратного метра возводимого строения, автоматизация и роботизация, степень внедрения 3D моделирования и Интернет-технологий. В целях адекватного наполнения раздела, эксперты рекомендуют более глубоко изучить международный передовой опыт.

Дополнительно эксперты отмечают, что 2020 год является с учетом текущей кризисной ситуации слишком коротким сроком, за который невозможно достичь значимых показателей инновационного развития в строительной отрасли. С учетом того, что 1-2 года уйдет на выход из кризиса, и, кроме того, надо вначале создать условия для устойчивого инновационного развития, предлагается в инициативном порядке проработать основные направления инновационного развития и отметить целевые ориентиры до 2015-2030 гг.

 

По смысловым разделам основные замечания экспертов сводятся к следующему:

1) В октябре 2014 года состоялось заседание секции жилищного хозяйства и землепользования Европейской Экономической Комиссии ООН. В заседании во Дворце Наций в Женеве приняли участие 160 делегатов из 49 стран-членов ЕЭК и представители международных организаций. На сессии была принята и рекомендована к исполнению во всех странах-участниках Женевская Хартия ООН по устойчивому жилищному развитию, которая будет определять на далекую перспективу деятельность европейских государств по устойчивому инновационному жилищному строительству. Необходимо, чтобы проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли соответствовал основным положениям Женевской Хартии ООН по устойчивому жилищному развитию. Это относится к использованию энергоэффективных и экологически чистых технологий, энергомоделированию при проектировании домов, использованию стоимости жизненного цикла зданий, строительству умных домов и поселений.

 

2) В Стратегии основной упор делается на применение сборных железобетонных конструкций. По итогам прошлого года 54% вводимого жилья относится к малоэтажному строительству. В нем сборный железобетон почти не используется, а применяются иные инновационные технологии, панели СИП, панельно-каркасные технологии, ЛСТК, блоки из газо- и пенобетона, полистирол бетона, несъемной опалубки, клееного бруса и т. д. Но об этих технологиях как о приоритете малоэтажного строительства почти ничего не сказано, не говоря о 3D-принтерах, которые позволяют печатать дом за один день и все шире используются в мире. С другой стороны, в части железобетонных конструкций также необходима доработка стратегии с учетов целевого ориентира – выхода на уровень производительности труда развитых стран.

 

3) Строительная отрасль не может самостоятельно в короткий срок стать инновационной, и необходимы как стимулирующие, так и ограничительные меры, направленные на широкомасштабное внедрение инноваций. Эксперты обращают внимание, что в Стратегии нет акцента на внедрении стандартов зеленого строительства и принципов энергомоделирования. Отмечается, что в настоящее время отсутствует нормативная база по классам энергоэффективности, хотя законодательное закрепление обязанности осуществлять строительство в соответствии с такими классами могло бы стать действенным стимулирующим методом для внедрения инноваций в отрасли.

Необходимо отметить, что нормативно-техническая база по стандартам энергоэффективности уже разработана НОСТРОЙ. Кроме того, в 2014 г. году в НОП была разработана и утверждена первая отечественная «Методика расчета жизненного цикла здания с учетом стоимости совокупных затрат», которую также целесообразно утвердить и рекомендовать к применению на государственном уровне.

 

4) В представленном проекте Стратегии достаточно поверхностно рассмотрены образовательные процессы и практически не представлены мероприятия инновационного характера на этапе подготовки специалистов отрасли. Вместе с тем, очевидным фактом является потребность в создании инновационного климата в стране. Одним из первых этапов, с которого фактически начинается работа по формированию инновационной среды, является учебная подготовка специалистов строительной отрасли. Речь должна идти о создании вертикально направленных, производственно-интегрированных инновационных учебных программ, начиная с обучения рабочим профессиям, и заканчивая дополнительным профессиональным образованием.

Для этого в ближайшие годы необходимо:

  • обеспечить учебный процесс в образовательных организациях различного уровня  оборудованием и материалами, позволяющими производить обучение новейшим инновационным технологиям;
  • ввести в учебные программы бакалавров и магистров инновационных разделы;
  • ввести обязательные инновационные учебные программы для магистров и аспирантов;
  • подготовить перечень инновационных тем, обязательных к реализации в процессе подготовки магистерских и аспирантских диссертационных работ;
  • обеспечить возможность обязательных профессиональных практик учащихся на предприятиях, использующих инновационные технологии, материалы и оборудование;
  • создать инновационные программы для обязательного использования при осуществлении дополнительного профессионального образования.

 

  1. В части саморегулирования эксперты поддерживают заявленную в Стратегии задачу развития саморегулирования. Вместе с тем, необходимо дополнительно сделать акцент на повышение ответственности и качество продукции членов СРО. Необходимо развивать надзор СРО над своими членами, который сегодня осуществляется только по части нормативной базы, притом что эффективный надзор может быть осуществлен только в «полевых» условиях. Сегодня СРО дано право осуществлять контроль работ  на строительной площадке, однако обязанности такой нет. Также сегодня только часть СРО отвечает за качество работ. Ужесточение надзора за деятельностью СРО  должно преследовать задачу стимулировать СРО, в свою очередь, организовывать эффективный надзор за своими членами.

 

6) В части нормативно-технической базы необходимо определиться с планом действий в части применямых стандартов для инновационных строительным материалов и конструкций. Без современной нормативно-технической базы по материалам и конструкциям инновации не станут массово применяемыми. Необходимо четко определить, планируется ли вкладывать значительные средства и прилагать усилия для обновления отечественной нормативно-технической базы в соответствии с лучшими мировыми практиками, либо ориентироваться на замену отечественной системы СНиПов и стандартов на международную (например, Еврокоды), в которой уже содержатся все инновационные нормы.

В любом случае, эксперты считают неправильным сосредоточение разработки нормативной базы в рамках одного ведомства. Технические комитеты в большом количестве нужны для более широкого вовлечение экспертов и ускорения процедуры внедрения стандартов. В 2014 году Экспертный совет неоднократно предоставлял свою позицию по данному вопросу и настаивает на учете этой позиции и в рассматриваемом проекте Стратегии.

 

Елена ШИНКОРЕНКО

 

Этот материал опубликован в февральском номере журнала «Строительство». Прочитать или скачать весь журнал можно здесь.

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо