ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Новые методы госзакупок, 20% экономии, умные города  — это BIM в Великобритании
16.06.2019
Цифровое строительство

Новые методы госзакупок, 20% экономии, умные города — это BIM в Великобритании

За пять лет строительная отрасль Великобритании массово перешла на BIM

5-6 июня в Москве с успехом прошел BIM-форум 2019 – III ежегодный международный форум, посвященный цифровым технологиям в проектировании и строительстве. За два дня в Форуме приняли участие более 1500 человек и десятки экспертов и спикеров.

 Одним из самых ярких выступлений на Форуме стала презентация глобального директора по BIM консалтингу компании AECOM, руководителя блока реализации рабочей группы по BIM правительства Великобритании Дэвида Филпа. Он очень подробно рассказал обо всех возможностях технологий информационного моделирования применительно к компании AECOM, Великобритании и мира в целом. BIM – не игрушка, не «веселые картинки» и не «волшебная кнопка» — это современный высокотехнологичный инструмент, которым нужно уметь пользоваться. Создание 3D-проектов – это 10% от того, что реально умеет делать BIM, хотя в России пока очень многие уверены в обратном. BIM – это инструмент нового, открытого мира, который способен поднять производительность труда на стройке, сделать все объекты реально надежными, безопасными и экономичными как при строительстве, так и в процессе эксплуатации.

В ходе Форума Дэвид Филп дал эксклюзивное интервью Отраслевому журналу «Строительство», в котором подробно рассказал, как внедрялся BIM в Великобритании.  На самом деле, это практически пошаговая инструкция нашим чиновникам, которые пытаются директивно насадить информационные технологии, принимая при этом кучу ненужных документов. А сделать надо всего несколько очевидных шагов…

 

 — Господин Филп, что для вас как признанного мирового эксперта означают  технологии BIM: интересная игрушка, дань моде или, может быть, просто рабочий инструмент?

 

- Это очень интересный вопрос! На самом деле, в течение моей карьеры BIM для меня означал разные вещи: вначале я рассматривал BIM как инструмент, который помогал лучше скоординировать коллективную работу в проекте. А сейчас я рассматриваю это как структурированный способ ведения работы, который включает в себя процесс более эффективного управления информацией, надежный и безопасный способ обмена данными и, что самое важное, это процесс, который дает более весомые и качественные результаты. И, кроме того, это становится частью более широкой цифровой трансформации.

- В России до сих пор идут споры, нужен ли BIM на стройке и в каком объеме,  и не проще ли строить так, как строили все эти годы. Каков ваш аргумент, зачем России BIM?

- Я думаю, что, как и во всех странах, в России мы сталкиваемся с глобальными проблемами и задачами, в том числе с низкой производительностью труда. Заказчики хотят, чтобы их объекты сооружались быстрее, дешевле, с хорошим качеством, и BIM как раз все это и обеспечивает. Тем не менее BIM не может жить сам по себе. Для информационного моделирования объектов необходимо подключать и другие темы, такие как продвинутые технологии промышленного производства, методы управления проектами, новые виды закупок. Делать это можно по-разному. Например, у нас в Великобритании не было BIM-стратегии, но была государственная стратегия строительства, и это заставило людей внедрять BIM на практике. Правительство сказало, что у нас есть пять лет на то, чтобы помочь отрасли модернизироваться и мобилизоваться. И самое приятное было то, что эта государственная программа оказалась настоящим партнерством и связала людей, которые работают в проектировании и строительстве с представителями образовательных учреждений и государственными органами.

То есть мы пошли по этому пути вместе для того, чтобы вывести всех участников строительства на новый уровень. И первыми, кого нужно было выводить, — это заказчики, которым пришлось развить свои навыки по покупке BIM и научиться грамотно использовать модели и данные. Потому что не имеет смысла покупать что-то, если у тебя нет навыков для использования купленного. Поэтому получился настоящий образовательный процесс – процесс изучения новых технологий и последующих выводов. Иногда всплывали неожиданные проблемы — например, мы никогда даже не подозревали, что существует потребность в стандартах безопасности BIM.

Кроме того, в Великобритании мы создали процесс, который  назвали «мягкая стыковка». Что имеется  виду? Мы поняли, что проектировщики и строители обязательно должны встречаться с теми людьми, кто будет эксплуатировать здания. В этом процессе можно использовать BIM-модели для того, чтобы протестировать готовность объекта к техническому обслуживанию, а также для того, чтобы можно было обучить тех людей, которые будут эксплуатировать здание и осуществлять его техобслуживание и ремонт.

- Вы сказали, что на внедрение  BIM в Великобритании ушло всего пять лет. Как удалось так быстро все сделать? Уговаривали, заставляли или как-то стимулировали строителей?

- Причина, по которой в Великобритании вообще возникла политика BIM, состоит в том, что правительство должно было добиться существенной экономии средств, вкладываемых в строительство, — на 20% к концу парламентского срока в 2016 году. 20% — это очень большая цифра. Если бы это было 3%, то можно было бы просто пойти к поставщикам и договориться о небольшом снижении цены. Но 20% означают, что нужно начинать фундаментально иначе работать. И мы рассматривали BIM именно как мощное средство для трансформации отрасли и перехода на новые формы закупочной деятельности.

В чем это выразилось? Появилась концепция раннего привлечения  поставщиков в проект, чтобы еще на стадии разработки проекта оценить его стоимость, и в этом нам очень помог BIM. На ранних этапах проектирования подрядчики использовали моделирование для того, чтобы изучить, насколько реально возвести данный объект на стройплощадке. Кроме того, используя BIM-модель, заказчики изучали способы уменьшения рисков на проекте и смотрели, как можно получить более основательную информацию для формирования тендерных пакетов, например, по металлоконструкциям, по электрическим системам и так далее. То есть уже на самых  ранних стадиях проекта мы лучше понимали, что и как предстоит сделать. Очевидно, что это позволило всем участникам строительства оптимизировать затраты, а также помогало привлекать инновационные идеи от наших подрядчиков и поставщиков. Потому что BIM-модель можно использовать для того, чтобы протестировать инновации и проверить их на работоспособность. В целом это был очень важный шаг на пути внедрения BIM в Великобритании.

А вот в Шотландии  — а я шотландец!- наша национальная шотландская программа BIM заняла всего 18 месяцев, потому что мы начали это работу позже, а срок внедрения оставался тот же самый: все проекты с государственным финансированием должны были начать использовать BIM второго уровня к апрелю 2016 года. Но нам в Шотландии  было проще, потому что мы шли следом за Великобританией, и к тому моменту все стандарты  и шаблоны уже были созданы, и  мы их могли просто использовать.

При этом в самом начале программы мы провели исследование для того, чтобы попытаться понять возможности отрасли, насколько она готова и способна принять и применять BIM. Некоторые подотрасли уже этим занимались, однако некоторые даже никогда о BIM не слышали, и стало очевидно, что они не могут освоить BIM второго уровня за 18 месяцев. Поэтому мы создали онлайн-инструмент ранжирования компаний по степени подготовленности. Так, госзаказчикам Шотландии нужно было ответить на несколько вопросов, чтобы выяснить адекватный уровень BIM. То есть мы не стали всех стричь под одну гребенку, мы хотели вывести отрасль на долгосрочный путь развития, чтобы он был адекватным возможностям компаний. Мы создали очень много инструментов и навигаторов, много обучающих программ для шотландских заказчиков, и мы справились с внедрением BIM за 18 месяцев! Конечно, Шотландия – маленькая страна, нас всего 5 млн человек, но наша работа показала, что внедрить BIM за несколько лет – это возможно и реалистично. Тем более что когда мы приступили к шотландской программе, отрасль уже была хорошо к ней готова. Мы создавали структуры, которые можно было использовать снова и снова.

- Каким образом государство контролировало применение инноваций в строительстве?

- Мы сотрудничали с исследовательскими институтами и с профессиональными ассоциациями для того, чтобы протестировать инновации. Чаще всего инновации заключались в изменении не продуктов и материалов, а процессов выполнения работ, использования робототехники, нового программного обеспечения  или новых методов работы.

- Удалось ли в итоге сэкономить 20% бюджетных средств?

- Да! Для того, чтобы  понимать отправную точку, в 2011 году было проведено бенчмаркинговое исследование, которое определило опорные цифры для того, чтобы понять, с чем мы будем сравнивать измеренную экономию. И диапазон экономии по факту в разных проектах составил от 12 до 20%. Это очень хороший результат.

- Сейчас прошло еще три года — как развиваются процессы экономии  и внедрения BIM?

- Это следующий этап программы, ее называют «Цифровое строительство  Великобритании». Здесь мы уже смотрим, как BIM и другие цифровые процессы можно объединить для того, чтобы обеспечить поддержку всего жизненного цикла объекта. У нас есть несколько направлений развития: BIM, геоинформационные системы, мобильные сервисы, интернет вещей (датчики, когда данные с датчиков получаются и обрабатываются в режиме реального времени и позволяют управлять эксплуатацией), блокчейн и искусственный интеллект. До последнего времени все эти части мозаики развивались сами по себе, однако правительство захотело, чтобы у нас появились такие явления, как умные города, продвинутые технологии производства и так далее. В результате  мы пришли к выводу, что нам нужно сочетание разных технологий и разных источников информации.

Сейчас мы смотрим, каким образом совместное использование данных работает между всеми этими темами. И, пожалуй, одна из наших самых больших целей заключается в том, чтобы создать цифровой двойник всей инфраструктуры Великобритании. Представьте себе, что эта система будет объединять в себе все модели дорог, всех мостов или зданий Великобритании. При этом  не будет никакой одной супермодели, но мы сможем при необходимости подтягивать данные из этих отдельных моделей для того, чтобы принимать решения с учетом всех факторов. А это нужно для того, чтобы привлекать инвестиции, повышать устойчивость инфраструктуры и создавать предпосылки для умных городов.

- Это очень интересно!

- Конечно! И хотя на это уйдет много лет, мы уже начали формировать каркас для того, чтобы можно было обмениваться данными. Мы использует такой термин, как сенсорные технологии, и можем посредством датчиков отслеживать эксплуатационные характеристики  объектов и условия, в которых они работают.

- Что было самым трудным при внедрении BIM?

- Это сырые, необработанные данные. В отрасли было очень мало опыта обмена цифровыми моделями, и это, пожалуй, была самая сложная проблема, с которой мы столкнулись. Но, тем не менее, что у нас получалось хорошо, так это совместная работа. Мы создали очень много сообществ и практических центров развития и внедрения BIM. Мы хотели, чтобы информационное моделирование не стало тем, что делается только в столице. Поэтому мы создали много BIM-регионов. Идея была в том, чтобы направлять информацию из главного центра передовым центрам в регионах, которые, в свою очередь, будут распространять эти знания дальше, а потом возвращать свои наработки, свой опыт в главный центр.

- Но для этого нужно было выстроить очень хорошую систему коммуникации…

- Совершенно верно, и у нас все получилось! На это были выделены бюджетные средства, но потом нам пришлось перейти на самообеспечение, потому что государство сказало: мы не можем тратить на это деньги бесконечно! Так что сейчас, по завершении программы, отраслевой бизнес стал владельцем этой информационной сети.

Я бы сказал, что одним из факторов успеха было то, что государство создавало целевые рабочие группы, но они не замыкались сами в себе, а передавали наработки на практический уровень, в отрасль. Было особенно важно, чтобы после 2016 года люди в строительной отрасли  видели ценность BIM, и уже не приходилось полагаться на государство.

Правительство дало строительной отрасли ощущение  уверенности,  ощущение того, что мы идем правильным путем, что у нас есть инструменты и процессы, и осталось их просто применять. Одновременно с этим государство начало выводить нас на новую траекторию, то есть BIM продолжает развиваться все дальше и дальше. Таким образом, мы выросли, BIM был нашим фундаментом, а сейчас мы начинаем добавлять новые элементы – умные контракты, умную телеметрию, и все это будет продолжать  надстраиваться.

- Каков сейчас уровень применения BIM-технологий в Великобритании?

- Каждый год мы проводим государственные исследования для того, чтобы выяснить, где мы находимся. Я думаю, что сейчас уровень применения BIM составляет более 60, ближе к 70%. Но когда ваш самый крупный заказчик – государство говорит, что это нужно делать, спорить не с чем, нужно работать. Вместе с тем очень важно, что заказчики из частного сектора тоже очень хорошо научились делать закупки и извлекать прибыль. В Великобритании есть группа, которая называется «BIM для заказчиков», где заказчики из частного сектора встречаются с заказчиками из госсектора и обмениваются своим опытом применения BIM. Это помогает всем объединять усилия и двигаться в правильном направлении.

- Вы рассказали о совершенно другой логике внедрения BIM, о совершенно новом подходе в выстраивании приоритетов, нежели сейчас происходит в России.

- Да, тем более что в Великобритании нам повезло, потому что в 2011 году создавались новые правила работы и вводилась новая должность в правительстве: главный советник по строительству. Им стал человек, который имел практическое знание отрасли и понимание, как она работает, и он консультировал правительство по дальнейшему развитию стройки. Этот советник видел реальную ценность BIM и цифровых технологий. И тот факт, что появился человек, который мог консультировать правительство, оказал большое влияние на развитие BIM.

- Вам нравится то, чем вы занимаетесь?

- Я это обожаю! Знаете, что самое лучшее во всем этом? Можно ездить по всему миру, видеть, как люди строят в самых разных странах и городах,   осознавать то влияние, которое мы оказываем своей работой, насколько улучшаем жизнь людей, насколько люди вдохновляются, насыщаются новыми строительными проектами – и это очень здорово! Куда бы ты ни поехал, люди с радостью нас встречают, потому что они заинтересованы в том, чтобы продвигать строительство на новые высоты.

Знаете,  когда мы будем заканчивать свою карьеру, хотелось бы задуматься о двух вещах: какое влияние я оказал в сфере, где я работаю, и вдохновлял ли я молодых людей входить в эту отрасль и присоединяться к ней. Я думаю, что это один из самых ярких моментов, потому что цифровые технологии сломали очень много барьеров, и сейчас мы видим, что очень много молодых людей, которые никогда даже не задумывались о карьере в строительстве, сейчас заинтересованы BIM, современными методами работы с данными в строительстве. То есть мы вернули в строительство фактор крутизны!

 

Лариса Поршнева

 

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
16-18 апреля 2024, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ
ИнтерСтройЭкспо 2024 – 30-я юбилейная международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования.
• • •
15-19 апреля. Сочи.
Сочинский Всероссийский жилищный конгресс
• • •
23 апреля. Москва. LOTTE HOTEL
Национальный форум инфраструктурных компаний
• • •
23-25 апреля. Екатеринбург. МВЦ «Екатеринбург-Экспо»
Выставка Build Ural 2024
• • •
13-16 мая. Москва. Крокус Экспо.
Международная строительно-интерьерная выставка MosBuild
• • •
28-31 мая, Москва, ВДНХ павильон 46
Всероссийский форум «Градостроительная неделя: инновации и развитие»
• • •
28-31 мая. Москва. Крокус Экспо
Международная выставка Logistika Expo
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
COMvex 2024 - международная выставка коммерческого транспорта и технологий
• • •
28-31 мая. Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
CTT Expo 2024 - международная выставка строительной техники и технологий
• • •
4 июня. Москва, Краснопролетарская ул. 36
BIM-ФОРУМ
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо