ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Отечественный рынок падает несмотря на «помощь» утилизационного сбора
23.06.2019
Строительная техника

Отечественный рынок падает несмотря на «помощь» утилизационного сбора

На выставке BAUMA-CTT в рамках деловой программы состоялась конференция «Будущее рынка строительной техники в России: ставка на инновации».

С  обзором трендов и тенденций рынка строительной техники в России выступил председатель Комитета строительной и специальной техники Ассоциации европейского бизнеса, генеральный директор ВОЛЬВО Строительная техника Андрей Комов.

Прежде всего Андрей Комов напомнил, что комитет строительной и специальной техники, председателем которого он является, — это представительство глобальных производителей, которые присутствуют на российском рынке, в тои числе и с производственными площадками.

— В совокупности мы представляем до 80% рынка дорожно-строительной техники, — подчеркнул спикер. — Поэтому мы являемся центром экспертизы этого рынка.

 

Поддержка нам не помогла

Переходя непосредственно к анализу рынка, он сказал:

— Казалось бы, что 2018 год уже история, но с другой стороны, у нас полные данные только по первому кварталу нынешнего года и он не очень репрезентативен. С другой стороны, все тренды текущего года мы сравниваем с базой прошлого года, поэтому есть смысл более подробно и под разными углами посмотреть не базу: что в 2018 году происходило с рынком.

Рост рынка, к сожалению, замедлился с 50% до 31%. Не буду во всем винить утилизационный сбор. Но то, что он сделал технику менее доступной — это факт.

Казалось бы, все правильно: идет поддержка локальных — российских — производителей за счет взимания утилизационного сбора с других — зарубежных. Поэтому было бы логично полагать, что у российских производителей должен идти рост — при такой поддержке процентов 50 было бы справедливо.

Но факты немного другие. К сожалению, рост локальных производителей замедлился еще больше — с 36% до 12%.

При этом стоит отметить, что при таких цифрах роста — 50%, 31% — рынок 2018 года составил всего лишь 75—76% от того уровня, с которого мы падали. То есть мы к тому уровню еще не вернулись. А для локальных производителей эта цифра вообще составляет 67%.

 

А Европа «растет» 13 кварталов подряд…

Что касается федеральных округов, то здесь расклад практически не изменился. Москва с ЦФО — это треть российского рынка. За ними следуют приблизительно равновеликие Сибирский, Приволжский и Северо-Западный округ с Санкт-Петербургом.

Первый квартал текущего года показал еще более скромные результаты, рост составил всего 13%.

И хотя, как уже было сказано, первый квартал не показательный, тем не менее такой слабый темп настораживает.  Особенно если учесть тот факт, что вокруг во всех ведущих экономиках по рынкам достигнуты пиковые значения. Например, как сказал предыдущий выступающий Риккардо Виаджи, в странах Европы рост уже идет 13 кварталов подряд.

Андрей Комов пояснил, что приведенные в докладе цифры Ассоциация берет не из данных Росстата или Росгортехнадзора, они — результат собственной программы статистического обмена. В Росгостехнадзоре  этих данных не найдете, вернее, найдете, но они будут очень локальными. В каждом конкретном офисе будут конкретные данные — только на этот регион. Агрегированных данных там нет.

— Эти данные есть только у нас, — подчеркнул Комов, — их собирает наш комитет. И мы пошли еще дальше: с первого квартала этого года мы можем предоставлять данные по областям. До этого мы работали по федеральным округам. То есть теперь в каждом федеральном округе можно отследить динамику — какая из областей как в этом отношении развивается.

 

Нам нужно удвоение рынка

Мы еще не вернулись к тому уровню, с которого падали, и 13-процентный рост нас никак не устраивает. Нам нужно как минимум удвоение рынка. Чтобы этот тезис обосновать, я покажу некоторые факты.

Для начала просто хочу напомнить, что наша страна —  один из немногих лидеров по добыче нефти, природного газа, других ископаемых. В том числе у нас огромные запасы угля и мы в сегодня являемся одним из самых крупных в мире его поставщиков. Было бы логичным, если бы рынок тяжелых машин в России в 2, а то и 3—4 раза превышал, к примеру, рынок Германии, где нет такой большой индустрии по добыче полезных ископаемых. На самом деле российский рынок тяжелых машин даже чуть ниже рынка Великобритании.

 В глобальном масштабе в нашей индустрии наблюдается проблема. На примере анализа статистики 41 страны, которые составляют 96% мирового ВВП, наблюдается тревожная тенденция: в строительстве или в тех индустриях, где работают строительные машины, за последние 20 лет практически не происходило увеличения производительности труда. Это — глобальная проблема, но для России она стоит намного острее.

Почему?

Величина и удельный вес рынка компактной техники показывает, насколько хорошо или плохо в стране обстоят дела с производительностью труда или даже насколько цивилизованным является рынок.

Наш рынок по компактной технике является, к сожалению, пока еще маленьким, но мы верим, что у него огромные перспективы. И эти перспективы нужно срочно приближать к реалиям.

Пока же сегодня вместо того, чтобы на одном компактном экскаваторе вырыть траншею, используют ручной труд тридцати человек с лопатами. В какой-то мере этих людей, которые нанимают отряд землекопов вместо машин, можно понять, потому что утилизационный сбор на мини-экскаватор просто огромный. Если сам он стоит 3 млн рублей, то утилизационный сбор составляет 1,5 млн рублей!

 

Дороги — это наше всё! В перспективе…

Еще один огромный потенциал, который есть в России, это плотность автомобильных дорог. С этим у нас отнюдь не все хорошо. На 100 кв. км территории у нас приходится всего 6 км дорог с твердым покрытием. Это очень мало! Если даже смотреть по нашему самому продвинутому — Центральному — федеральному округу, то там на 100 кв. километров территории приходится 36 км дорог, тогда как в Швеции, к примеру, — 136 км! А ведь ЦФО в полтора раза больше Швеции! Поэтому нам есть куда расти!

Германия уже построила все свои автобаны, мы же еще строим и еще очень много нужно построить, поэтому рынок дорожных катков должен, наверно, превышать германский минимум в два раза. Но и здесь, как мы знаем, этого пока нет. Так что и тут для нас есть огромный потенциал.

 

Правильная стимуляция поможет…

— В целом, если сложить все составляющие рынка, то нам есть куда расти, — подвел итог своего выступления Андрей Комов. — Мы верим в российский рынок и в его огромные перспективы, вопрос только в том, когда эти перспективы станут реальностью. Я уверен, что правильная стимуляция рынка и правильная модель экономического роста помогут приблизить эти перспективы. А недостаточно обдуманные действия — напротив, отложить их наступление на еще долгие десятилетия.

 

Выступление слушал Михаил ЗИБОРОВ

 

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Анонсы
10-12 сентября 2019. Крокус Экспо. Павильон 2. Залы 6, 7
Международная специализированная выставка «Импортозамещение»
• • •
11 сентября 2019 года. Москва.
Международная конференция Vision Zero «Нулевой травматизм в сфере строительства»
• • •
25 сентября 2019 года, Санкт-Петербург.
Х Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство»
• • •
21–23 октября 2019. Москва, Экспоцентр
Третья Международная выставка BUILD SCHOOL 2019
• • •
21 - 24 октября 2019. Москва. Экспоцентр,
Международная специализированная выставка ТЕХНОФОРУМ
• • •
24 - 27 октября 2019. Крокус Экспо, павильон 2, зал 7
Специализированная выставка «Деревянный дом. Осень – 2019»
• • •
29 - 31 октября 2019 ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» , Москва
Национальная китайская выставка машиностроения и инноваций China Machinery Fair 2019
• • •
29 октября - 1 ноября 2019.
VI Международный форум и выставка высотного и уникального строительства «100+ Forum Russia»
• • •
21 ноября 2019 года. Москва. Гостиница «Park Inn Прибалтийская»
XVII Международный конгресс «Энергоэффективность. XXI век. Инженерные методы снижения энергопотребления».
Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо