ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Разработчики cтратегии развития отрасли завершают первый этап и ждут профессионалов
29.06.2019

Разработчики cтратегии развития отрасли завершают первый этап и ждут профессионалов

Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года начинает обретать первые контуры, тем более, что времени для ее завершения остается все меньше и меньше.

Национальное объединение строителей — один из соорганизаторов этой работы. О том, как работают проектные команды и какова в этой работе доля профсообщества, мы беседуем с директором Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александром Мешаловым:

 

- Александр Валентинович, к 1 августа 2019 года проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года должен быть сформирован и поступить в Минстрой России. В каком состоянии сейчас документ и каким образом построена работа над ним в целом?

- На самом деле проект Стратегии поступает в Минстрой России не всем текстом, а поэтапно. В начале июля будет представлена первая часть Стратегии, которая описывает текущее состояние строительной отрасли и ставит основополагающие цели по каждому направлению. В этом документе уже будут учтены замечания Аналитического центра при Правительстве России, который сводит воедино всю информацию, и самого же Минстроя, потому что рабочие материалы большинства проектных команд ушли в Минстрой уже 10 июня. А к концу июля Минстрой России получит уже вторую часть Стратегии, которая будет содержать конкретные задачи и порядок ее реализации - то есть, дорожные карты с конкретными мероприятиями.

Кроме того, весь процесс разработки Стратегии насыщен чередой мероприятий — круглые столы, стратегические сессии, в которых принимают участие все проектные команды, включая Минстрой России. Причем, говоря о Минстрое, мы имеем в виду не только министра, замминистра и членов межведомственной рабочей группы (МРГ), а по сути дела, все департаменты, которые так или иначе присутствуют по своему профилю в каждой проектной команде.

- Как построена работа проектных команд?

- Каждая проектная команда работает по своему направлению, но в рамках общего плана. В итоге они формируют цели и описание проблем, потом будут формировать порядок реализации Стратегии - каждая по своему направлению. На круглых столах и стратегических сессиях эти команды соприкасаются, обмениваются мнениями, ищут и решают проблемные моменты. Так, две стратегические сессии направлены на выработку верхнеуровневых целей — это глобальные задачи, которые будет решать стратегия, например, цифровизация отрасли, развитие кадрового потенциала, обеспечение конкуренции. В рамках третьей и четвертой сессии планируется проработать качественно предложенные решения, сформировать дорожные карты, карты-матрицы эффективности предложенных решений. По итогам этой работы и будет создан окончательный документ. Затем планируется согласование этих наработок с иными федеральными органами власти.  

- Как в этой работе задействовано профессиональное сообщество? Не получится ли очередной документ, который создадут чиновники, а отрасли он будет просто не нужен? На моей памяти это пятая или шестая стратегия, и все предыдущие канули в Лету…

- Вопрос очень хороший, тем более, что одна из основных задач, которые были поставлены Минстроем России - это привлечь к написанию стратегии не чиновников, а всех заинтересованных лиц. Это, конечно, и различные госорганы, потому что они тоже заинтересованы в создании Стратегии и так или иначе будут участвовать в межведомственном согласовании документа. Кроме Минстроя России это Минпромторг, МЭР, Минфин, ФАС, Ростехнадзор и т.д. С другой стороны, это представители профессионального сообщества. Причем мы сейчас говорим и о НОСТРОе, и о НОПРИЗе, об ОПОРЕ России, «Деловой России» и  других общественных организациях, которые представляют профессиональное сообщество. Причем говоря о Национальных объединениях, мы говорим не о сотрудниках аппарата, а представителях СРО и строительных компаниях, которые по собственному желанию принимают участие в проектных командах.

Хочу отметить, что мы на каждом мероприятии, будь то заседание Совета НОСТРОЙ, семинар, круглый стол или окружная конференция, всегда затрагиваем вопрос разработки стратегии и всегда приглашаем коллег принять участие в проектных командах. Сейчас создан специальный сайт http://stroystrategy.ru/, на нем есть форма обратной связи, куда можно написать свои предложения, войти в любую проектную команду. Кроме того, любой желающий может прийти на совещания этих проектных команд, и я ни разу не слышал, чтобы человек, который хотел работать в такой команде, в нее не смог попасть.

Другое дело, что на такие совещания приходит очень немного представителей от профсообщества. Многие говорят, что это важная работа, в ней нужно принимать участие, но времени нет, много работы и так далее… Но тем не менее, мы разместили все материалы первого этапа работы всех проектных команд на этом сайте, и с ними можно ознакомиться. Конечно, это рабочие материалы, в течение всего периода работы над стратегией они будут дорабатываться всеми проектными командами, но уже сейчас их можно смотреть, дать по ним замечания, а если возникнет желание, прийти и присоединиться к работе.

- Сколько проектных команд работает на базе НОСТРОЯ?

- На базе НОСТРОя работает одна проектная команда «Функционирование рынка строительных услуг», но с четырьмя подгруппами. Мы ведем четыре направления — Система допуска на рынок строительства (Система допуска на рынок строительных работ и услуг, Административные процедуры и барьеры в строительстве, Контрольно-надзорная деятельность), Информационное обеспечение (система сбора, хранения, обработки и представления градостроительной информации, включая статистические данные), Контрактная система и Потребности в кадрах и квалификациях (кадровое обеспечение, развитие системы квалификаций, востребованность в кадрах). При этом тема информационных систем и информатизация в строительстве частично перешла к НОПРИЗу, который ведет проектную команду «Цифровизация строительной отрасли», в рамках которой прорабатывается вопрос технологий информационного моделирования. Там же обсуждается и смежный вопрос перевода административных процедур в электронный вид.

- Поскольку работает 11 проектных команд, возникает опасение, что разработанные части стратегии просто не будут стыковаться. Что делается для того, чтобы избежать такой опасности?

- Большое количество проектных команд — это сложно, но хорошо. Сложно, потому что из-за этого возникает потребность большей работы по согласованию проблемных участков. Для этого мы в свое время привлекали и Аналитический центр при правительстве России - его основная задача, кроме того, что он занимается одним из разделов стратегии («Комплексное развитие»), он по сути осуществляет свод всего текста Стратегии и решает все возникающие проблемные вопросы. Хорошо — потому что такой подход позволяет привлечь большое количество заинтересованных лиц к разработке Стратегии.

А с другой стороны, те четыре стратегические сессии, которые мы организуем вместе с РАНХиГС, как раз направлены на то, чтобы противоречия, которые возникают у проектных команд, снимать в процессе дискуссии. В дискуссиях принимают участие представители всех проектных команд, всех ключевых игроков рынка и эксперты. Причем в первых двух сессиях приняли участие по 50 человек, а в  следующих примут участие уже  по 100.

- 100 человек — это уже толпа с огромным количеством мнений. Каким образом можно управлять такой дискуссией, когда все говорят о своем и не слышат друг друга?

- Для того, чтобы эту работу организовать, и привлекли РАНХиГС, которая  обладает соответствующей методологией. Кроме того, мы изначально понимали, что может возникнуть ситуация, когда разделы Стратегии не будут сходиться между собой, поэтому для координации работ над документом Минстроем России была создана межведомственная рабочая группа. Первое заседание МРГ состоялось перед стратегическими сессиями. Второе заседание МРГ мы ожидаем после них для того, чтобы определить и окончательно урегулировать спорные моменты, которые к тому времени могут еще остаться.

- Я так понимаю, что потом документ, созданный 11 группами и сведенный воедино, будет представлен в Минстрой России. Как к нему будут собираться замечания и предложения, а главное, как они будут учитываться? Потому что известны ситуации, когда к документу поступили десятки поправок и замечаний, но ни одна не учтена…

- Во-первых, на стадии разработки все поступившие по обратной связи предложения направляются в проектные команды, где и  отрабатываются. В итоге получается документ, который поступает в Минстрой России а потом направляется на межведомственное согласование.  Замечания, полученные на этом этапе, будут поступать и в Аналитический центр, и проектные команды. И если потребуется дальнейшая доработка разделов Стратегии, она будет проведена.

Вопрос еще и в том, как авторы замечаний будут видеть, учтены они  или нет, и если нет, то почему? Как правило, в подобной работе все поправки учитываются путем составления свода отклоненных и принятых замечаний, и мы постараемся сохранить такой подход.

- Предполагается ли публичное чтение первого варианта готового документа?

- У нас в графике разработки стратегии такого публичного обсуждения  изначально не стояло, но еще есть время его организовать — это можно решить на заседании МРГ. Обсуждение может идти параллельно с согласованием в министерствах и ведомствах. При этом, повторюсь, рабочие материалы мы будем выкладывать на сайте, посвященном разработке Стратегии.

Конечно, никакой документ не может быть идеальным для всех, наверняка и эта Стратегия кого-то не будет устраивать, но здесь очень важно отделить субъективные мнения и оценочные суждения от объективных замечаний. В любом случае этот документ в итоговом виде будет вынесен на обсуждение.

 

 

- Когда должен появиться готовый документ?

- 1 октября с.г. Минстрой России в соответствии с планом должен внести этот документ на рассмотрение Правительства России. Однако мы считаем, что лучше сдвинуть сроки и разработать правильный документ, чем плохой, но быстро. Я думаю, что если в сентябре станет очевидной необходимость дополнительной проработки Стратегии, МРГ примет правильное решение.

- Будем надеяться, что именно так и будет, потому что в прошлые годы было разработано несколько подобных стратегий, они были внесены в правительство и где-то там и канули  без дальнейшего рассмотрения…

- На самом деле, память о прошлых неудачных Стратегиях накладывает негативный отпечаток на организацию работы, потому что большинство людей просто не верят в то, что будет разработан и принят хороший документ. Мне кажется, самое главное, чтобы документ соответствовал ожиданиям бизнеса, потому что именно он будет решать, строить или не строить объекты, принимать или не принимать участие в заказах и по каким правилам. Сейчас профессиональное сообщество привлекается на этапе написания документа, и это хорошо. Но будет еще более правильно, если потом оно будет привлечено к контролю за реализацией и к участию в реализации этой Стратегии. Потому что если этого не случится, несвоевременность принимаемых мер приведет к бесполезности самой Стратегии.

 

Лариса ПОРШНЕВА

 

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо