ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Пожарная безопасность: <br />
догмы, бюрократия <br />
и суровая действительность
30.06.2019
Безопасность зданий

Пожарная безопасность:
догмы, бюрократия
и суровая действительность

На конференции «Пожарная безопасность уникальных и сложных объектов: особенности проектирования противопожарной защиты, строительство, эксплуатация. Техническое регулирование», которая прошла в Москве, поднимался целый ряд очень актуальных проблем.

Одна из них —  запрет на использование лифтов для эвакуации при пожаре.

Поднявший этот вопрос начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин, высказал недоумение: не понятно по каким соображениям этот устаревший в свете современных технологий запрет до сих пор сохраняется.

 

Техника меняется, а догмы остаются…

Те причины, которые более четверти века назад препятствовали использованию лифтов для эвакуации в случае пожара, очевидны, пояснил докладчик. Они состояли в задымлении шахты и кабин лифтов, прекращении подачи электроэнергии из-за пожара, остановке лифта на этаже, охваченном огнем, деформации и заклинивании дверей лифтов на этаже пожара, попадании воды от тушения пожара в шахту лифтов, а также в возможном переполнении кабин лифтов. Однако сегодня эти факторы практически устранены.

Так, в соответствии с действующими требованиями предусмотрена противодымная защита лифтовых шахт, электроснабжение пожарных лифтов обеспечивается по особой группе первой категории надежности от трех независимых источников электроснабжения, а ограждающие конструкции лифтовых шахт предусматриваются с максимальным пределом огнестойкости, как для несущих конструкций зданий.

Кроме того, предусматривается установка противопожарных дверей с пределом огнестойкости 60 минут, обеспечивается формирование специального алгоритма работы лифтов в зависимости от места возникновения пожара, при входе в лифт проводится поэтажное устройство лифтовых холлов, огражденных огнестойкими противопожарными перегородками и обеспеченных противодымной защитой, что позволяет их использовать в качестве пожаробезопасных зон.

Таким образом, требования к противопожарной защите и лестничных клеток, и лифтовых шахт идентичны. Предусматриваемые в проектах решения по обеспечению выполнения этих требований тоже одинаковы. Однако, тем не менее, в соответствии с российскими нормами по лестницам эвакуироваться можно, а при помощи лифтов — нельзя. И это при том, что именно отечественные ученые еще в конце шестидесятых годов ХХ века предложили концепцию использования лифтов для эвакуации людей на начальной стадии пожара. Советский и российский выдающийся ученый профессор В. Холщевников значительную часть своей жизни посвятил исследованию данного вопроса.

 

На лифте — вчетверо быстрее!

В России и за рубежом для решения этих проблем были проведены многочисленные научные исследования и испытания, подтвердившие необходимость внедрения комбинированного способа эвакуации людей с использованием, как лестниц, так и лифтов. Время выхода людей из здания при таком способе эвакуации сокращается в три-четыре раза, что было подтверждено как расчетными методами, так и в ходе испытаний. Не удивительно, что сегодня в зарубежных странах использование лифта для эвакуации при пожаре стало нормой. В международных стандартах уже более десяти лет назад введено понятие «эвакуационный лифт», а также регламентированы требования к его конструктивным решениям и организации использования. Проведенные специалистами результаты анкетного опроса показали, что за рубежом действительно значительная часть людей в случае пожара в многоэтажных зданиях использует для эвакуации именно лифты.

 

У «них» — можно, а у «нас» — нельзя!

У нас же вместо прогресса по этому вопросу произошло движение в обратном направлении. Дело в том, что требования, содержащиеся в ранее действовавших МГСН, допускали возможность эвакуации людей при помощи лифтов.

Кроме того, с 2012 года в России действует стандарт Национального объединения строителей СТО НОСТРОЙ, целый раздел которого посвящен вопросам эвакуации людей с использованием лифтов. В 2014 году Росстандартом был принят ГОСТ, устанавливающий требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов. Но для кого эти нормативы, если пользоваться лифтами при пожаре по-прежнему нельзя?

В результате в скоплениях людей в довольно узких лестничных маршах кто-то пострадает от удушья в несущейся вниз толпе, кого-то и вовсе могут затоптать, если человек упал… И это мы говорим о здоровых людях, оказавшихся на переполненных лестничных клетках, а как быть пожилым, инвалидам, детям?

Государство же, сохраняя верность полувековым традициям, исключает возможность использования лифтов для эвакуации людей и тратит огромные средства на повсеместное устройство «пожаробезопасных зон» для маломобильных групп населения. При этом не очевидно, что данные решения, с точки зрения обеспечения безопасности людей с ограниченными физическими возможностями, более эффективны.

Этот вопрос стоит очень остро и требует скорейшего разрешения, — резюмировал Александр Красавин.

 

Под зорким оком государевым

Другой, весьма «горящий» вопрос, который обсуждался на конференции, касался проектирования объектов с массовым пребыванием людей.

Тот же спикер — Александр Красавин — сделал утверждение, что многофункциональные комплексы, состоящие из десятков тысяч квадратных метров и рассчитанные на единовременное пребывание тысяч людей, должны проектироваться под контролем государства. Речь, разумеется, шла о вопросах обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей. На стадии проектирования нужно подходить к ним комплексно, обеспечив участие государства на протяжении всего жизненного цикла объектов. Для этого, считает Александр Красавин, необходимо внести изменения в статью 48.1 Градостроительного кодекса, определяющую перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе на федеральном уровне.

В настоящее же время в перечне отсутствуют здания и сооружения гражданского назначения, которые нередко могут быть самыми опасными для человека с точки зрения их пожарной безопасности. Еще более актуальной проблема становится, когда в проекте содержатся отступления от требований пожарной безопасности сводов правил, включенных в добровольные перечни к техническим регламентам. Тем не менее, государство такие объекты на стадии проектирования не контролирует. Вопросы обеспечения пожарной безопасности в данном случае полностью отданы негосударственным экспертным организациям.

Аналогичная ситуация возникает и с уникальными объектами, — кодекс не относит к ним гигантские многофункциональные комплексы, состоящие из десятков тысяч квадратных метров и рассчитанные на единовременное пребывание многих тысяч людей. Для получения разрешения на строительство объектов, по масштабам зачастую сопоставимых с целым городом, также достаточно получения заключения негосударственной экспертизы.

— Я ни в коей мере не хочу ставить под сомнение профессионализм негосударственных экспертных организаций, но, тем не менее, контроль со стороны государства за правильностью и обоснованностью принятых решений на стадии проектирования подобных объектов необходим, наверное, ничуть не меньше чем в отношении многих других категорий объектов, подлежащих исключительно государственной экспертизе, — уверен Александр Красавин.

С целью обеспечения пожарной безопасности на всем протяжении жизненного цикла объектов с массовым пребыванием людей Александр Красавин предлагает рассмотреть возможность корректировки Перечня особо опасных и уникальных объектов, включив в него дополнительные категории, такие, как «объекты с массовым пребыванием людей» и «объекты, запроектированные по индивидуальным нормативам в соответствии с требованиями СТУ». В этом случае сложнейшие вопросы обеспечения их пожарной безопасности будут находиться под государственным контролем на стадии проектирования.

 

«Непожарная» актуализация «пожарных» нормативов

Также в ходе своего доклада представитель Главгосэкспертизы России обратил внимание слушателей на низкую эффективность актуализации нормативных актов, проводимой в целях устранения существующих сложностей по вопросам пожарной безопасности. Ежегодно разрабатывается и обновляется большое количество сводов правил, но актуализированным нормативам не придается полноценный статус. Своды правил обновлены, но в приоритете остаются их старые редакции, включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий. Так как данный Перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации в 2014 году, то есть почти пять лет назад, на правоприменительную практику актуализация влияет мало.

— Кроме того, как показывает практика, актуализация зачастую не решает проблему тех требований, на которых как раз и спотыкаются проектировщики, и из-за которых регулярно вынуждены разрабатывать специальные технические условия. Хотя, конечно, на решение подобных проблемных требований и должна быть, в первую очередь, направлена актуализация, — констатировал Александр Красавин.

С внедрением риск-ориентированного подхода на стадии проектирования также нередко возникают сложности. Используемые сегодня методики не учитывают материальные риски и не позволяют обосновывать отступления от многих требований нормативных документов, включенных в добровольные перечни к техническим регламентам.

В проекте опасного производственного объекта, руководствуясь требованиями нормативных документов, специалисты часто вынуждены трижды выполнять комплексы сложнейших расчетов по схожим методикам, определяя значения риска в декларации промышленной безопасности, в противопожарных мероприятиях и в разделе ГОЧС. Результатом этого становятся многотомные собрания расчетов промышленного риска, пожарного риска и риска чрезвычайных ситуаций. 

Правительством Российской Федерации в январе 2019 года был утвержден план мероприятий по «Трансформации делового климата». Учитывая, что в рамках его реализации одна из задач — оптимизация требований к проектной документации, то сложившееся положение дел по данному вопросу также нуждается в пересмотре.

 

(По материалам пресс-службы Главгосэкспертизы России)

 

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо