ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
В системе <br />
саморегулирования – <br />
системный сбой
30.06.2019
Саморегулирование

В системе
саморегулирования –
системный сбой

Государство от развития системы саморегулирования самоустранилось

Торгово-промышленная палата РФ собрала 5 июня представителей разных областей профессиональной деятельности для участия в работе VI международной конференции «Практическое саморегулирование», чтобы выработать общую позицию накануне решающего этапа обсуждения законопроекта № 584062-7 о внесении изменений в базовый федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и выслушать позицию отраслевых министерств.

Определенная консолидация на самом деле произошла. Но при этом, однако, выяснилось, что государственные регуляторы на данном этапе от диалога предпочли уклониться.   

Системный сбой и как с ним бороться 

 Немного двусмысленная ситуация вокруг законопроекта по саморегулированию продолжается уже много лет.  На высоком государственном уровне развитие системы саморегулирования рассматривается как важнейший элемент развития гражданского общества и часть административной реформы. Саморегулируемые организации рассматриваются как вполне реальные элементы системы в ходе разработки планов реформирования контрольно-надзорной деятельности.

С другой стороны, сам этот институт неоднократно становился объектом серьезной критики за свою чрезмерную дороговизну для бизнеса, бюрократизацию и слишком большое разнообразие организационных форм.

В 2014 году президент России Владимир Путин дал поручение разработать общегосударственную модель саморегулирования. В декабре 2015 года Правительством при активном участии профессионального сообщества была разработана и утверждена «Концепция совершенствования механизмов саморегулирования». В качестве основной цели было заявлено формирование единой общегосударственной модели, которая должна состоять из трех звеньев: субъект регулирования – СРО – национальное объединение.

Концепцию долгое время не хотели принимать, утвердили благодаря настойчивости профессионального сообщества, а теперь, утвердив, не реализуют. Вместо этого отдельными министерствами стали вноситься изменения в отраслевое законодательство, противоречащие концептуальному документу, полагают в руководстве Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности. В частности, во многих отраслях государственный регулятор стремиться реализовать модель вмененного саморегулирования с одной СРО в каждой сфере деятельности.

Руководитель одной из рабочих групп Совета Ирина Швецова полагает, что произошел системный сбой. Изначально в качестве заказчика института саморегулирования выступило государство. Причем институт вводится в порядке эксперимента. На данном этапе в силу объективных причин главные идеологи этого эксперимента его модерацией больше не занимаются, а новый идеологический центр так и не появился. Вместе с тем, отказываться от саморегулирования было бы неразумно.  Это оказало бы негативное влияние на весь деловой климат в стране. 

И всё же законопроект о внесении изменений в 315-ФЗ был разработан и в настоящее время находится на согласовании в Правительстве РФ. В сложившейся ситуации, по мнению председателя Совета по саморегулированию Константина Апрелева, необходимо ввести мораторий на внесение любых поправок в отраслевое законодательство, связанное с регламентацией саморегулирования, провести парламентские слушания, учесть конструктивные предложения всех заинтересованных сторон, внести поправки в базовый закон и затем на основе единой модели саморегулирования вносить поправки в отраслевое законодательство.

В игру вступает НОСТРОЙ

Принятие новой редакции 315-ФЗ на самом деле имеет принципиальное значение. В конечном итоге это позволило бы уже окончательно рассматривать саморегулирование в качестве реально состоявшегося института в масштабах всей экономики. Поэтому ставки сегодня на самом деле высоки. В этой ситуации строительная отрасль, несмотря на общую неудовлетворенность развитием саморегулирования, как ни странно, занимает сейчас достаточно сильную позицию. Принятие в 2016 году федерального закона 372-ФЗ как раз и позволило реализовать многие положения, содержащиеся в концепции – это и ускорение развития стандартизации, и введение добровольного членства для субподрядных организаций, и внедрение риск-ориентированных подходов и многое другое.  Кроме того, в отрасли изначально существует достаточно развитая трехзвенная модель.

Ещё один важный момент, который был продемонстрирован в ходе конференции, это наличие у строительных саморегуляторов хорошей обратной связи с организациями по всей стране. Вице-президент НОСТРОЙ Александр Ишин озвучил небольшую часть предложений по развитию системы, которые поступили в ходе окружных конференций и недавнего съезда. Среди них -  передача в систему саморегулирования функций государственного строительного надзора, передача СРО функций государственного и муниципального заказчика в строительстве, включение субподрядчиков в систему обязательного саморегулирования,  возложение на СРО имущественной ответственности по  негосударственным договорам подряда,  возвращение специализации членов СРО по видам работ, включение СРО в государственные системы межведомственного взаимодействия, введение принципа «один субъект федерации – одна СРО».  Как видим, заявлена достаточно консервативная позиция, которая удобна для того, чтобы вести диалог. Её основной смысл состоит в экстенсивном расширении полномочий системы строительного саморегулирования.  

При этом и в докладе Александра Ишина в ходе конференции, и в выступлениях остальных представителей НОСТРОЙ основное внимание все же было уделено поиску возможностей повышения эффективности работы системы саморегулирования с точки зрения решения поставленных перед ней задач. По мнению участников конференции, на данном этапе актуально было бы усовершенствовать систему кадрового обеспечение, модернизировать контрольную деятельность, повысить гарантии качества и безопасности для потребителей и провести цифровизацию документооборота. 

Возможности повышения эффективности системы 

В ходе конференции было рассмотрено четыре направления развития системы саморегулирования в строительной сфере, которые могли бы способствовать повышению эффективности выполнения СРО и национальным объединением возложенных на них функций, повысить качество конечной продукции и уровень защищенности потребителей.

Генеральный директор Российской арматурной корпорации (АРКОР) Александр Герасимов говорил о необходимости развивать систему профессиональной подготовки, профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации. Экономика сталкивается сегодня с межпрофессиональной и межгосударственной миграцией. Только 30-35% молодых людей, закончивших профильные вузы, остаются работать в отрасли, система среднего профессионально-технического образования ликвидирована практически полностью. Руководители предприятий не имеют возможность содержать постоянный штат специалистов, поэтому риски, связанные с дефицитом квалифицированных кадров, существенно возрастают. Единственный выход из сложившейся ситуации – развитие Национальной системы квалификаций, чем, собственно говоря, и занимается СПК.

Директор департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири Наталья Разумова рассказала о передовой практике организации контрольных мероприятий в этой организации. Они ввели у себя практику развертывания систем видеонаблюдения на строительных площадках, которая выводит информацию на компьютеры специалистов Технического совета СРО. Далее эта информация анализируется и с применением риск-ориентированного подхода принимается решение об участии представителей СРО в инспекциях органов государственного строительного надзора.

Исполнительный директор Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди подняла вопрос о совершенствовании системы ответственности строительных компаний перед потребителями через дальнейшее развитие системы страхования. Если здание повредилось или разрушилось из-за наличия скрытых дефектов уже после сдачи в эксплуатацию, конкретную техническую причину и виновника найти трудно, особенно по прошествии ряда лет.  Поэтому в законодательстве многих стран предусмотрен механизм возмещения вреда собственнику объекта до установления виновного лица в течение гарантийного периода. Используется схема обязательного вмененного страхования, когда все участники строительства должны иметь полисы страхования на свой объем годовой деятельности, а затем застройщик, который вводит объект в эксплуатацию, обязан приобрести имущественный полис, которые страхует здание целиком. В случае наступления страхового случая, вторая страховая компания сразу возмещает ущерб потребителям и затем пытается возместить свои расходы за счет страховых компаний, которые страхуют лиц, принимающих участие в строительстве.

Еще одним важным и перспективным направлением повышения эффективности работы системы саморегулирования может стать объединение всех участников рынка в рамках единой цифровой платформы. Как сообщил заместитель исполнительного директора НОСТРОЙ Валерий Карпов, работа в этом направлении в Национальном объединении ведется. Создание Единого информационного пространства НОСТРОЙ (ЕИП), которое позволит перейти на электронный документооборот и выстроить эффективное взаимодействие между всеми участниками процесса, обеспечит прозрачность, минимизирует риски.

То обстоятельство, что государство потеряло интерес к диалогу с профессиональными сообществами, в конечном итоге может быть даже хорошо. Государство дало возможность профессионалам собраться вместе и предложить какую-то внятную модель, которая выстроена снизу, а не навязана сверху, считает Ирина Швецова. Важнейшей задачей сегодня является выработка общей позиции всех профессиональных сообществ и успешное консолидированное выступление на предстоящих парламентских слушаниях, которое федеральные министерства едва ли смогут проигнорировать.

Юрий Васильев

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо