Зачем нужны операторы BIM – модели и почему нельзя называть «Автодеск»?
Открывая заседание, Дмитрий Волков напомнил, что в последние месяцы произошло два важных события, способных повлиять на скорость внедрения технологий информационного моделирования в России. Во-первых, в Градостроительном кодексе появилось понятие BIM-моделирования как одного из способов формирования системы управления объектами капитального строительства на всем жизненном цикле зданий. Во-вторых, произошло слияние проектно-технического комитета ПТК 705 по информационному моделированию в строительстве и одноименного подкомитета ПК в составе ТК 465.
Напомним, что в апреле прошлого года Росстандарт создал ПТК 705 во главе с вице-президентом BIM-Ассоциации Сергеем Пугачевым и тихо, без согласования с Минстроем России, ликвидировал подкомитет ПК5 в составе главного технического комитета по строительству ТК 465. Ни к чему хорошему за год это не привело, отношения руководителей комитета с Минстроем были безнадежно испорчены, стандарты, разработанные ПТК 705, подверглись резкой критике профессионалов, и 12 июля комитет был ликвидирован, а все вопросы по BIM переданы в восстановленный ПК5. Туда же перешли все желающие эксперты из ПТК 705 (около 50%) О том, что это были не только технические, но и политические договоренности, говорит тот факт, что обновленный ПК5 возглавила президент BIM-Ассоциации Александра Никульцева.
Все заседание экспертной группы было, фактически, посвящено одну вопросу – проекту Концепции внедрения системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологии информационного моделирования в Российской Федерации "Цифровое строительство". Собственно, это уже второй вариант документа, первый несколько месяцев назад был представлен на рассмотрение профсообщества и органов власти, получил большое количество замечаний и предложений и был отправлен на доработку. Во второй версии проект, по мнению всех экспертов, стал гораздо лучше и информативнее, хотя некоторые разделы еще требуют доработки.
Подробно с докладом о проекте Концепции выступил директор ФАУ «ФЦС» Андрей Басов. «Концепция доработана с учетом замечаний и предложений, полученных на первом заседании рабочей группы по BIM-технологиям при профильной группе общественного совета Минстроя в конце января 2019 года. В первую очередь уточнены сроки перевода нормативно-технической документации в электронный вид – 2023-2024 годы. При этом работа будет осуществляться с учетом опыта реализации пилотных проектов, функционирующих с применением BIM. Доработана цифровая архитектура Концепции, перечень нормативно-технической документации, план мероприятий, в рамках которых уже заказаны 16 научно-исследовательских работ по формированию методических и организационного-технических основ управления жизненным циклом объекта капстроительства и строительного классификатора. В настоящее время структура Концепция переработана и включает 12 разделов и приложения», – рассказал Андрей Басов.
Отдельный акцент директор ФЦС сделал на сложности и важности научно-исследовательских работ по строительному классификатору.
«Классификатор должен быть общий, и для линейных, и для нелинейных объектов. При этом важно «не зарегулировать» стройотрасль, сохранить маневренность и оперативность при принятии тех или иных бизнес-решений на свободном рынке. Именно поэтому обсуждение строительного классификатора будет также вынесено в публичное пространство», – подчеркнул Андрей Басов.
Затем состоялось конструктивное обсуждение документа. По просьбе Дмитрия Волкова, эксперты, предлагавшие внести дополнительные изменения в проект концепции, до 6 августа должны сформулировать и представить свои предложения в Экспертную группу. «Помогите нам, пожалуйста!» - обратился к профсообществу замминистра. И очень многие с удовлетворением восприняли этот посыл Минстроя как реальное желание опираться на мнение профессионалов.
Оператором по BIMу
Однако два момента обсуждались весьма бурно, и первый из них - появление в проекте Концепции неких «операторов BIM – модели», которые появились по инициативе BIM-Ассоциации и защищались лично ее президентом Александрой Никульцевой. Сразу оговоримся, что нигде в мире, по словам А.Никульцевой, такой нормативно закрепленной институции нет, и поэтому они решили быть первыми. Как объясняли авторы идеи, оператор BIM – модели – это, по сути, один из игроков данного сектора рынка, который на рыночных же условиях предлагает свои услуги тем компаниям, которые сами не могут или не хотят, аккумулировать на своих мощностях и саму BIM – модель, начиная от проектирования, и все изменения в ней при передаче ее в Главгосэкспертизу, строителям, эксплуатирующей организации и т.д. И главный аргумент «за» - государственная экспертиза будет предъявлять к BIM – модели свои требования, а BIM – оператор способен эти требования изучить и выполнить. Конечно, все это будет делаться небесплатно, но абсолютно добровольно для всех участников рынка, всё ради того, чтобы облегчить им жизнь и работу.
Однако такое благородство явно не оценили те, кому оно предназначено, и прежде всего, проектировщики. Наиболее жестко отрицательное мнение высказал руководитель института «ГИПРОГОР» Андрей Шишкин: все то, что вменяется в проекте Концепции оператору BIM – модели, институт благополучно делает сейчас сам и не понимает, зачем на рынке создается посредник между ним и органами госэкспертизы. Более того, сейчас институт в рамках договора отвечает за качество и параметры BIM – модели перед заказчиком, а оператор никакой ответственности нести не будет, даже если при передаче модели на экспертизу произойдут сбои. «Никогда, ни за какие деньги мы с нашим проектом не пойдем на чужую платформу», - жестко заявил А.Шишкин. И никакие оговорки авторов идеи оператора BIM – модели о том, что многие проектные компании могут и сами получить такой статус, проектировщиков не убедили. По мнению А.Шишкина, сначала в Концепции появляется новый игрок рынка, потом его нужно будет сертифицировать, потом сертификация станет обязательной, а потом к проектировщикам придут проверяющие на предмет статуса и сертификации. А там и до СРО недалеко. В общем, «ГИПРОГОР» будет готовить свое отрицательное заключение на эту «новацию».
Эту же позицию разделяет и Александр Лапыгин, замдиректора по проектированию компании «РОСЭКО – Стройпроект» из Санкт-Петербурга. По его мнению, искусственно выдуманный оператор BIM – модели может встать между пользователем и информацией, а это недопустимо в среде общих данных. Примерно в этом же ключе высказались и еще некоторые члены экспертной группы.
Нужно сказать, что Дмитрий Волков очень внимательно выслушал все замечания, не пытался давить или влиять на мнение профессионалов, поручил А.Никульцевой более тщательно проработать данный вопрос с учетом мнения сообщества и совместно решить, нужно ли прописывать в Концепции эту непонятную структуру.
В целом можно сказать, что предложение BIM – Ассоциации вызвало недоумение у большинства присутствующих, и аргумент про госэкспертизу явно никого не напугал: сейчас проектная документация сдается туда в электронном виде, надо – будет сдаваться в виде BIM – модели, в чем проблема-то? Что такого не смогут понять проектировщики, для чего им нужно будет нанимать стороннюю организацию? И сколько BIM – моделей может вести один оператор? А как быть с коммерческой тайной, специфической информацией, строительными и проектными новациями, авторскими правами и т.д.? В общем, ради чего городить еще один огород? Ответ на этот вопрос получен не был. Возможно, за неделю А.Никульцева с коллегами сможет дать этот ответ.
Те, кого нельзя называть
Конечно же, обсуждение Концепции не могло не коснуться программного обеспечения BIM – моделирования. Минстрой России активно продвигает идею импортозамещения и перехода на российский программный продукт. По словам Д.Волкова, в министерство были приглашены разработчики российского софта, которые клятвенно заверили, что можно создать и развивать BIM – модель исключительно на базе отечественного ПО, и обещали это доказать. После чего ушли и пока не вернулись. Однако мысль о том, что все бюджетные объекты должны моделироваться на базе отечественного софта или, по крайней мере, в нем храниться, похоже, прочно засела в головах чиновников.
Конечно, эксперты пытались возражать, потому что реально отечественного ПО на уровне и в масштабах Автодеска не производит ни одна российская компания. Более того, в России нет отечественного BIM – продукта, который можно было бы использовать на всем жизненном цикле здания. Есть отдельные очень успешные разработки – но насколько хорошо они состыкуются в одной модели, сказать невозможно. И дыры будут все равно. Интересный момент: обсуждая вендеров, Дмитрий Волков изо всех сил старался «не поминать всуе» их названия, поэтому ни Автодеск, ни «Ренга», ни АСКОН ни разу названы не были. Однако вера в отечественных программистов не может не радовать. Осталось дождаться их возвращения с BIM – моделью.
Завершилось обсуждение проекта Концепции очередным засылом ее на доработку, что правильно и объективно. А заседания открытой Экспертной группы по BIM теперь решено проводить ежемесячно.
Лариса Поршнева