ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Александра Белоус: «СРО – это наши члены, и мы работаем для них»
06.08.2019
Саморегулирование

Александра Белоус: «СРО – это наши члены, и мы работаем для них»

Реформа саморегулирования в строительстве за два года поставила перед СРО новые задачи, вся полнота и сложность которых стала понятна далеко не сразу. Как максимально эффективно наладить контроль исполнения обязательств компаний по госконтрактам? Нужно ли заставлять строителей работать по стандартам СТО НОСТРОЙ? Как помочь компаниям найти партнеров и контракты? Об это мы беседуем с президентом Ассоциации «Синергия» Александрой Белоус:

- Александра Сергеевна, какие изменения в работе СРО, входящих в состав ассоциации «Синергия», произошли за последнее время?

- Все изменения, наверно, можно охарактеризовать одной фразой: мы расширяемся! В прямом смысле – у нас увеличился офис и количество сотрудников, и в переносном – мы стараемся предложить нашим членам новые удобные опции и продукты. Расширение офиса связано с тем, что у нас увеличилось количество штатных экспертов для выездов на проверки и ответов на письма по предписаниям Ростехнадзора и Мосгосстрйонадзора, которые теперь автоматически ставятся на контроль. Мы решили, что эксперты выезжают на все проверки наших членов вместе с Ростехнадзором – это важно.

К тому же выездные проверки проводятся не только по письмам Ростехнадзора и Мосгосстройнадзора, есть еще и проверки по соблюдению нашими членами договорных обязательств в рамках компенсационного фонда ОДО. И если мы видим, что компания начинает серьезно срывать сроки выполнения работ по госконтракту, мы тут же организуем выездную проверку. При этом у нас нет цели наказать нашего члена. По моему мнению, СРО должны выполнять роль «старшего товарища», который в трудной ситуации готов поддержать свою компанию и дать совет. А карать и наказывать – это категорически неправильно.

- Как у вас выстроился контроль за исполнением вашими членами договорных обязательств?

- Он именно выстроился, и сейчас один человек способен контролировать 500 компаний, работающих с госконтрактами. И в этом нет ничего сверхъестественного, это просто ежедневная, систематическая работа. Наш сотрудник знает, что на каждый этап работы у компании должен быть акт и не должно быть претензий заказчика. Если мы получаем претензию, а актов нет, сразу же организуется выездная проверка, и уже эксперты занимаются конкретной проблемой.

- Сколько таких выездных проверок проведено за год? Ведь были опасения, что у СРО появится огромное количество новой работы, что строители будут постоянно срывать сроки договоров…

- Если мы будем говорить о строительных СРО Ассоциации «Синергия» в Москве и Московской области, то с начала этого года мы получили две претензии со стороны заказчика, причем одна из них – не к срокам, а к качеству выполненных работ. В целом все оказалось не так страшно, строители в массе своей сроки контрактов соблюдают, потому что за все время было проведено около 10 выездных проверок по ОДО – это на 917 компаний.

С нашей стороны компания, которая имеет компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (ОДО), проверяется один раз в три месяца, если у них есть заключенные договоры. Как только компания получает свой уровень ОДО, ее ИНН вводят как маркер на все наши электронные площадки, и за компанией все время присматривают наши эксперты. К 1 марта компания должна сама предоставить нам сведения о заключенных госконтрактах, и как только мы их получаем, сверяем с теми данными, которые есть у нас. Это важно, потому что по их маркеру мы можем отследить любой договор, и сама система нам формирует досье компании.

При этом мы считаем только незакрытую часть договора, за которую несем ответственность, и один раз в три месяца мониторим все договоры наших членов. Это очень удобно, поскольку мы видим всю группу договоров, а их иногда бывает по 15-20, и всю картинку по ним. Самое главное, что ни одна жалоба от заказчика для нас не бывает неожиданной – мы видим, что она может поступить, еще до ее прихода.

Однако наш опыт работы показывает, что большинство претензий заказчика поступает все-таки на некачественное строительство. И эти жалобы вполне обоснованные. Мы в составе нескольких комиссий осматривали объекты, где были претензии по качеству, и могу сказать: строить надо лучше! Но заставить повышать качество может только рынок и честная конкуренция.

- А СРО может повлиять на качество строительства?

- В принципе может, но для этого она должна понимать, чем конкретно занимается каждая компания. На сегодняшний день одним из недостатков прошедшей реформы СРО является отсутствие видов работ, по которым компания получает допуск от СРО. Приказ Минрегиона России № 624 был прекрасен, потому что он четко определял, какая компания чем занимается, а сейчас у нас полный хаос. Поэтому мы решили в рамках СРО вернуть компаниям виды работ и сейчас начали этим заниматься. Это будет такой внутренний классификатор, чтобы мы сами понимали структуру своих членов.

Кроме того, если мы вернем виды работ и грамотно разделим компании на группы, мы сможем им предложить и оплатить обучающие семинары, помочь внедрить конкретные стандарты на виды работ, организовать независимую оценку квалификации сотрудников в конкретных Центрах независимой оценки квалификации. Мы хотим помогать нашим членам активно работать и развиваться.

- То есть мысль о том, что нужно возвращаться к видам работ, родилась не на пустом месте?

- Конечно! Виды работ – это было удобно и хорошо. Сейчас мы не можем помочь заказчику подобрать конкретные компании с конкретным опытом, и по тем документам, которые они представляют, оценить реальный опыт компании по каждому виду работ. Мы можем только сказать, платят они взносы или нет, и есть ли у них 2 специалиста в Национальном реестре специалистов. Но по факту об опыте работы компании это ничего не говорит.

Чтобы разобраться в ситуации, мы решили поднять информацию о компаниях, где прошли проверки Мосгосстройнадзора, чтобы выяснить, выдавались ли предписания в адрес инженеров, которые состоят в Национальном реестре специалистов (НРС), и сколько было таких предписаний. Сейчас в этом списке около 50 наших компаний, в которых, по идее, должно быть около 100 инженеров из НРС. Напомню, что за два и более предписания НОСТРОЙ обещает специалистов из Нацреестра исключать, однако перед этим не мешает убедиться, что Мосгосстройнадзор выносил предписание конкретно по данной организации и данному специалисту.

- Но несколько месяцев назад НОСТРОЙ создал программу, которая позволяет СРО сверить списки «своих» специалистов в НРС и найти двойников…

- Эта проверка имеет смысл только тогда, когда в ней участвуют все СРО. Иначе это напрасный труд, и он не даст 100% гарантии, что это конкретные живые сотрудники конкретной организации. Да, мы проверяем предоставленные компанией документы, но мы не можем требовать от нее больше, чем предписано по закону. Поэтому гарантии, что конкретный специалист не числится в нескольких компаниях, нет. Документы юристы научились делать идеально.

- С 1 июня этого года вступили в действие стандарты НОСТРОЙ на производство работ, однако до сих пор не до конца понятно, насколько они обязательны для компаний-членов СРО. Как к этому вопросу подходите вы?

- При плановой проверке компании мы делаем запрос на предоставление приказа и перечня утвержденных СТО НОСТРОЙ для применения их на объектах организации. Сами стандарты – идея благая, но это должен быть документ, разработанный профессиональным сообществом, которое затем актуализирует этот стандарт и добровольно применяет на своих объектах. Кроме того, СТО НОСТРОЙ внедрены очень однобоко: их обязательное применение для строителей-членов СРО прописано в Градостроительном кодексе, но есть заказчики, проектировщики, экспертиза, не являющиеся членами СРО, которым эти стандарты не нужны. Если бы эти стандарты прописали как обязательные на всем процессе работ, картина была бы абсолютно другой.

- В принципе, ни одному заказчику и не нужно знать, по какому именно стандарту каменщик кладет кирпич. Смысл-то в том, что строительная компания должна отследить, какие есть стандарты, и по ним работать.

- Но строительная компания будет применять только то, что обязательно к применению, что прописано в рабочей документации! И в предписаниях Мосгосстройнадзора нет указаний на несоответствие работ СТО НОСТРОЙ.
Мы решили начать отслеживать в предписаниях стройнадзора указания, где имеет место нарушение стандартов и каких стандартов. Это будет очень интересно. На сегодняшний день я точно могу сказать, что каждая компания, которая у нас с начала года прошла плановую проверку, представила приказ и перечень применяемых стандартов. Это около 200 компаний. При этом реально применяют стандарты не более половины. А из 1800 наших членов реально применяют СТО НОСТРОЙ около 300 компаний. И это при том, что мы с сентября 2018 года проводили для членов СРО семинары по СТО НОСТРОЙ сначала два, а потом четыре раза в месяц.

То есть мы активно работали на этом направлении, но в любом случае повторю еще раз: не нужно заставлять членов СРО обязательно применять СТО НОСТРОЙ. Если они для компании нужны и удобны – пусть используют, если нет – никто за это наказывать не собирается. Тем более, зачем нам дублировать строительный надзор? А обратная связь от строительных компаний нам подскажет, какие из стандартов нужно актуализировать. Ведь первым СТО НОСТРОЙ уже 7-8 лет, за эти годы строительный рынок очень сильно изменился, появились новые технологии и материалы. Зачем нам строить так, как это делали в 2011 году, когда мы можем строить по современным требованиям и технологиям? Это же очень важно. Учтено ли это сейчас в СТО НОСТРОЙ? Если НОСТРОЙ хочет, чтобы его стандарты применяли, их нужно поддерживать в актуальном состоянии – это обязанность правообладателя. И на это нужно выделять деньги, иначе документы будут никому не нужны.

- СТО НОСТРОЙ, Нацреестр – это текущая работа. А что вы планируете сделать для своих членов в будущем?

- Мы очень хотим запустить в полном объеме нашу партнерскую программу. У нас уже есть положительный опыт – все, кто к нам обратился, заказчиков себе нашли. Например, наши проектировщики за счет наших строителей сформировали себе большую клиентскую базу, и мы даже по общим собраниям понимаем, что наши члены взаимодействуют друг с другом. Кроме того, поставщики стройматериалов предлагают нашим строителям интересные инновационные материалы. А в целом мы хотим свести все это на единую электронную площадку – красивую и удобную. Мы понимаем, что это будет непросто и дорого, но, если от этого будет польза для наших членов, мы на это пойдем.

Кроме того, у нас заработали личные кабинеты члена СРО, через которые можно получить выписку о членстве в СРО. И работает это удобно, просто и быстро. Следующий этап – это развитие электронного документооборота. Мы начнем с базовых документов – счетов, заявлений на уровень ОДО и т.д., понемногу свяжем карточки наших членов СРО с личными кабинетами и дадим членам СРО весь доступ к информации, чтобы они видели, какие документы на него у нас есть. Мы сегодня постепенно переводим весь бумажный архив СРО в электронный и сдаем по 200 кг макулатуры в месяц. Пока освободили 8 шкафа, осталось 20. В дальнейшем все вновь вступающие в наши СРО компании будут сразу заполнять заявку на формирование личного кабинета и получать туда доступ. А к концу года все наши члены СРО получат удобные личные кабинеты. И насколько мы знаем, пока эта работа у нас получается много лучше, чем у других СРО.

- Вы упомянули, что вступают новые компании – то есть СРО продолжают расти?

- В последнее время у нас было уменьшение членов, потому что мы изменили устав и дали право правлению СРО исключать компанию за неуплату членского взноса. Раньше это можно было сделать только на общем собрании, и получалось, что в течение года у СРО образуется огромный балласт «мертвых» компаний - задолженность по членским взносам доходила до 15% всего бюджета СРО. Кроме того, мы за эти компании должны были платить взнос в НОСТРОЙ, работать с ними, включать в планы проверки, звонить, писать отчеты – огромная работа впустую. С начала года мы только в СРО АСО ПОСО исключили 240 организаций, которые не платили взносы более полугода. Поэтому уменьшение членов было, а новых приходит не так много – 15-20 компаний в месяц.

- Вы наметили для себя большие хорошие планы...

- Да, нам хочется стать современной эффективной СРО, уйти от бумаг, перейти на электронный документооборот, сделать все удобным для строительных компаний, минимизировать для них походы в офис и звонки. Наши СРО знают, уважают, и это очень ценно.

Лариса Поршнева
 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо