ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Russian Elevator Week 2019:<br />
высота, комфорт, <br />
безопасность
18.08.2019
Вертикальный транспорт

Russian Elevator Week 2019:
высота, комфорт,
безопасность

На IX Международной выставке лифтов и подъемного оборудования Russian Elevator Week — 2019 было представлено немало великолепных лифтов. Увидим ли мы их в своих домах?

Подъемник — 100 дет назад и сейчас

Международная лифтовая выставка Russian Elevator Week (или, сокращенно, REW) всегда оставляет ощущение делового праздника. Делового, потому что здесь проходят конференции и семинары, обсуждаются перспективы развития отрасли. И праздника, потому что все мероприятия сопровождаются приподнятой и дружелюбной обстановкой.

По сравнению с выставкой 2017 года (напомним, REW проходит раз в два года) общая площадь нынешней экспозиции увеличилась на 15%. Приехали 174 компании из 19 стран мира.

Выставку посетили более 6000 специалистов — больше, чем в прошлый или позапрошлый раз. Участники заключили десятки партнерских соглашений и контрактов, один из которых превышает сумму 150 млн рублей!

Просторные стенды занимали четыре «кита» евразийского рынка — Щербинский, Карачаровский и Могилевский лифтостроительные заводы, «Мослифт». Все желающие могли прокатиться на их лифтах (до второго этажа — выше не позволяла высота павильона). Но и на большинстве других стендов постоянно толпился народ. «Европейские подъемные машины», «Евролифтмаш», «Нейрон» «ОТИС» — все они ни на минуту не оставались без внимания.

Некоторые компании не только показали свою продукцию, но и постарались приготовить для посетителей какую-то изюминку. Скажем, «Мослифт» воссоздал одну из первых отечественных кабин и выставил ее на всеобщее обозрение. Что говорить, просторными были лифты 100 лет назад — даже диван уместился! — и, судя по их виду — тяжеленные.

А компания ОТИС — напротив, показала лифтовую кабину, можно смело сказать, завтрашнего дня (который начинается уже сегодня). Компания ОТИС в первый день работы выставки, еще до ее официального открытия, представила инновационный проект в области кастомизированного дизайна лифтовых кабин. Новый дизайн, получивший название Ambiance, был представлен журналистам ведущих специализированных СМИ на пресс-завтраке, организованном компанией. А на стенде OTIS все участники и посетители выставки могли увидеть образцы кабин нового дизайна, зайти внутрь, что называется, потрогать великолепную отделку своими руками и увидеть замечательную систему освещения кабины собственными глазами. Подробнее о новом дизайне можно прочитать в этом же номере журнала («Новые горизонты компании ОТИС В России»).

Кроме лифтов были представлены разнообразные комплектующие, микропроцессорные системы, приспособления для инвалидов и многое другое. В том числе металлические многоуровневые парковки для автомобилей.

 

Конкурс все популярнее

Главные требования к лифтам во всем мире, независимо от страны-прозводителя — их безопасность и комфортность. Эти качества своей продукции и старались продемонстрировать все участники выставки.

Традиционно на Russian Elevator Week состоялся конкурс на лучший экспонат.

По словам председателя конкурсной комиссии Михаила Степанова, российскими участниками в этом году, как никогда прежде, было предложено много интересных технических решений в разных сегментах лифтостроения. Лебедки были представлены в основном самые современные, безредукторные, и они стали легче. Легче стали и сами кабины. Усовершенствуются станции управления. Более надежными становятся системы безопасности.

Конкурс весьма популярен среди участников. Нынче лаже добавили две номинации. И все равно не все желающие сумели вписаться в рамки мероприятия. К примеру, растет спрос на малые лифты (для малоэтажных зданий и коттеджей). Соответственно, появляются компании, которые их изготавливают, и они уже соперничают между собой. А номинация для них не предусмотрена. Изготовители малых лифтов остались недовольны тем, что оказались вне конкурса.

Михаил Степанов не исключает, что в следующий раз номинации будут изменены.

 

«Гран-при» помогла получить наука

«Гран-при» выставки завоевал пассажирский лифт Могилевлифтмаша. (Кстати, завод — лауреат всех выставок Russian Elevator Week.) Модель-победитель разработали Юрий Балабанов, Максим Соболев, Сергей Дольдик, Вячеслав Соленков. Ее особенностью является наличие устройств безопасности, которые позволяют устанавливать оборудование лифта в шахты с уменьшенными размерами верхнего этажа (2600 см) и глубины приямка (400 см). У лифта отмечено множество других достоинств. Что неудивительно — он создан совместно с учеными Академии наук Республики Беларусь. Невольно приходит мысль: в России наука к лифтам безразлична. Существовавшее когда-то центральное бюро лифтостроения распалось, а вместо него ничего не появилось.

В номинации «Лучший лифт отечественного производителя для программ капитального ремонта многоквартирных домов» победителем был признан лифт «СИРИУС» Карачаровского механического завода. Это первый лифт в России, сертифицированный в соответствие с новым стандартом. «СИРИУС» имеет два ловителя: один снизу кабины а другой — сверху. Это повышает безопасность подъемника.

В той же номинации лауреатом стал лифт эконом-класса производства «Руско Лифт» (Стерлитамак). Завод — дебютант выставки. Создан три года назад как совместное производство с Южной Кореей. «В конструкции использована южнокорейская бесшумная лебедка, — рассказывает Тимур Сабитов, руководитель отдела завода. — Она также позволяет снизить энергопотребление на 40 %».

Специалисты «Руско Лифта» проходили стажировку в Южной Корее.

Заменить на российское сложно, но можно

Не только в башкирском лифте широко использованы импортные комплектующие — без них не могут пока обходиться все наши производители. Но, судя по последним тенденциям, зарубежное постепенно вытесняется отечественным. По мнению Михаила Степанова, уже сейчас объем российских комплектующих в лифтах может доходить до 70 %.

Правительство России поставило задачу к 2021 году увеличить этот показатель до 90%. Директор Карачаровского механического завода Сергей Заика не уверен, что заявленный рубеж достижим. Слишком мало выпускается комплектующих в абсолютных объемах. Самые скромные подсчеты показывают — для всех лифтов российских лебедок не хватит. Скорее всего, зарубежные компании будут открывать у нас свои филиалы.

Надо отдать должное производителям: они стараются максимально обеспечить пассажирам безопасность и комфорт поездки.

И на выставке было немало тому примеров. «Мослифт» представил модель «Стриж». Названа она так потому, что кабина при остановке очень точно примыкает к полу. Инфракрасная система контроля дверного проема не дает дверям закрыться, если в проеме оказался человек или предмет.

Во многих кабинах сейчас предусматриваются поручни — для удобства инвалидов и пожилых; в дверях кабины окошки —чтобы не было ощущения замкнутого пространства. Если лифт застревает между этажами, вы, как всегда, разговариваете с диспетчером, но на дисплее к тому же появляется его изображение. Психологи говорят, тогда человеку становится спокойнее.

 

Эксклюзив для коттеджей

Наряду с серийными лифтами были показаны эксклюзивные модели. Их отличает дорогая отделка, иногда она делается по желанию заказчика.

Все большей популярностью пользуются панорамные лифты. Раньше их устанавливали только в больших зданиях, теперь и в коттеджах. Один из новых панорамных лифтов можно было видеть на стенде Щербинского лифтостроительного завода. Стеклянная кабина, гранитные полы. Представители завода сказали, что панорамные лифты имеют одинаковый спрос как у торгово-развлекательных центров, так и у частных лиц, особенно с Северного Кавказа.

Компания «Constanta» (Москва) привезла вакуумный пневматический лифт. Он напоминает прозрачную капсулу в виде вертикально установленного цилиндра.

Турбины сверху шахты выкачивая воздух, создают вакуум, внизу шахты имеются отверстия, из-за разницы давления над и под кабиной происходит подъем. Иначе говоря, лифт перемещается в шахте как поршень в цилиндре.

Как заверяет сотрудник компании Юрий Баландин, застрять между этажами в таком лифте невозможно, кабина обязательно опустится на предыдущий этаж. Но для больших домов он явно не подходит. Поднимает максимум пять человек и не выше пятого этажа.

В пятиэтажных домах советской постройки лифты не предусматривались. Теперь многие их обитатели не прочь обзавестись подъемниками. Конструкция некоторых зданий это позволяет, только лифт должен быть миниатюрным. По мнению специалистов «Constanta», их изделие подходит для этой цели.

 

Вандал, вас снимают на видео!

«Замечательные лифты, но я вижу их только на выставках, — признался один из членов конкурсной комиссии. — Установили в нашем доме новый лифт — внешне он ничем не отличается от прежнего. И также тарахтит при движении».

Я сама, пока не побывала на выставке, не представляла, какой шикарный дизайн может быть у лифтов! Но в обыденной жизни, он, по-моему, напрочь отсутствует. За исключением, может быть, богатых компаний или отелей международного класса.

При закупке лифтов владельцы домов следуют принципу: как можно дешевле, лишь бы ездил надежно. Да опять же хулиганы… Все равно всю красоту испортят.

Кажется, против вандализма действенных средств не существует. Но вот в Могилеве в кабинах стали устанавливать видеокамеры. Они фиксируют личности хулиганов. Но что стоит негодяям камеры разбить? А они все равно успевают заснять вандалов, объяснили специалисты Могилевлифтмаша. Благодаря видеокамерам внутри лифта в Белоруссии случаи вандализма сократились на 80 %. В России тоже уже начали заказывать такие лифты. Видеокамера увеличивает стоимость подъемника в среднем на 35 тыс. рублей. Видимо, не такая уж большая плата за сохранное имущество.

По наблюдениям сотрудников «Мослифта» вандалов останавливает … зеркало. В кабинах с зеркалами повреждений бывает меньше (если только не разобьют или не украдут само зеркало). И компания предлагает устанавливать зеркала в серийные лифты.

 

Конструкторы, подумайте о ремонте

Качество работы лифта зависит не только и не столько от изготовителей, сколько от монтажников и от тех, кто этот лифт будет обслуживать после монтажа. Давно известно — лучший вариант, если в этих трех ипостасях выступает одна компания. Как это делают ведущие мировые изготовители, которые имеют представительства по всему миру. В России тоже есть несколько таких организаций. На прошлой выставке приходилось слышать от специалистов наших крупнейших заводов, что они намерены создать свои сервисные службы в России. Увы, ни у кого не получилось: не хватает финансов. Так что нашим производителям, монтажникам и ремонтникам надо бережно относиться друг к другу.

Сейчас все большее распространение приобретает конструкция лифтов, устанавливаемых без машинного отделения. В итоге строительство домов обходится дешевле. Но ни застройщики, ни конструкторы не задумываются над тем, как теперь лифты будут обслуживаться.

— В строящемся здании монтажники устанавливают лифты, находясь на лесах, но у нас-то лесов нет,— говорит Александр Борисов, зам. генерального директора ООО «Лифтек» (Одинцово). — Представьте, шахта глубиной 75 м. Работать там не только трудно, но и опасно. Лебедка находится на расстоянии 40 см от потолка, и к ней надо как-то подобраться. Словом, затраты на обслуживание таких лифтов возрастают, так как требуется дополнительное дорогостоящее оборудование для обеспечения безопасности персонала.

Но, кажется, ситуация начинает меняться. Признанный лучшим на выставке лифт Могилевского лифтостроительного завода не имеет машинного отделения. При этом могилевские конструкторы предусмотрели устройства, которые обеспечивают безопасность ремонтному персоналу, чем очень гордятся. По словам Александра Борисова, на его памяти это первый такой пример. А Галина Пугачева, зам. начальника управления «Мослифта» (эта организация производит, монтирует и обслуживает лифты) говорит, что экономическая выгода эксплуатация лифтов без машинного помещения не так уж и очевидна.

Несколько лет назад один из заказчиков «Мослифта» выбирал между проектами с машинным отделением и без него. По расчетам заказчика, первый вариант получался на 10-15% дороже. Некритично, зато обслуживать лифтовое хозяйство значительно удобнее. В итоге остановились на машинном отделении. Было бы у нас принято рассчитывать совокупную стоимость строительства и эксплуатации дома, возможно, собственники к выбору лифтов подходили иначе.

Однако справедливости ради нужно заметить: в определенных ситуациях установить лифт с машинным помещением просто невозможно. Например, в зданиях старинной исторической застройки, когда менять облик дома ради сооружения машинного отделения категорически запрещено. Тут и выручают лифты без машинного отделения.

 

 

Елена БАБАК

Этот материал опубликован в августовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо