ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
Умные города: <br />
дорогу осилит <br />
идущий…
27.02.2015
Градостроительство

Умные города:
дорогу осилит
идущий…

В умном городе должны быть умное управление и умная жизнь

В последние годы  в мире модной стала тема «Умный город». Термин, родившийся в середине ХХ века, не случайно овладел умами именно теперь, поскольку одним из главных факторов, позволяющих города делать умными, стало широкое проникновение во все сферы жизни современных информационно-коммуникационных технологий.  

 

Город без очередей     

Недавно исследование, что же такое умный город, провели российские ученые Олег и Игорь Ганины (Пермский государственный национальный исследовательский университет). По их мнению, в умном городе должны  быть умное управление, умная экономика, умная мобильность населения, умная среда обитания и умная жизнь.

Сочетать все эти требования пока что удается немногим городам. В списке самых умных городов мира всего несколько десятков названий поселений. Причем по трафарету мышления сразу же приходит в голову, что самые умные города должны быть в Западной Европе и Северной Америке. Их,  действительно, там больше. Это признанные лидеры  среди умных городов Вена и Барселона, Амстердам и Нью-Йорк и ряд других. Но это  и Дубай (Объединенные Арабские Эмираты), Шанхай и Гонконг (Китай), Сеул (Южная Корея), Сингапур,  Балларат  (Австралия), Таоюань Тайвань) и другие города.

Кстати, победители определяются по итогам многочисленных рейтингов, в которых преобладают разные требования и подходы, единых рецептов, как сделать свой город умным, не существует. У каждого города свой путь.

Ряд исследователей называет самым умным и благоустроенным городом мира Вену. Здесь решены многие проблемы. Например,  в соответствии с генеральным планом, принятым около 10 лет назад, успешно развивается общественный транспорт.  Вена гордится тем, что жилая застройка разумно энергоэффективна, здесь осуществляется программа, в соответствии с которой многие дома, особенно новостройки, будут производить энергии больше, чем тратить. К  2020 году в городе будет установлено около 300 тыс. кв. метров солнечных коллекторов.

Конечно, в  умные преобразуются уже существующие города. А еще проще и удобнее создать умным  либо новый район существующего, либо вообще новый  город. И сегодня во многих странах мира начинают строить   интеллектуальные города-спутники или  новые города.

В той же Вене возводится новый экспериментальный район Асперн, в котором хотят применить все лучшие достижения в области градостроительства – создать идеальную систему коммуникаций, начиная с транспорта и коммунального хозяйства и до информационных технологий, все здания должны стать энергоэффективными. В качестве эталонов умных зданий  здесь выбрали проекты жилого дома, студенческого общежития и школы. Их спроектировали с учетом всех современных достижений человечества.

В таких городах  проблемы можно решать дистанционно, не выходя из дома, это город без очередей, пробок, в то же время он предоставляет возможности для плодотворного отдыха и интеллектуального общения.

Еще дальше идут в своих фантазиях энтузиасты, работающие над проектами городов будущего. По этой тематике постоянно проводятся всевозможные мероприятия, в том числе архитектурные конкурсы. Какие только идеи не предлагаются! Например, одна из них – соединить город и деревню, создав города из грандиозных высоток с вертикальными садами и фермами высотой в несколько сотен метров. Экономия земли налицо, а также повышение эффективности сельского хозяйства. Разрабатываются проекты город-гаджет, город-гора. Есть даже идея строительства городов-биоорганизмов, когда город создает себя сам.

 

А что же Россия?

Пока что в России общественное сознание только дозревает до идеи превращения городов в интеллектуальные поселения. Большинство наших поселений имеет другие стартовые возможности, чем та же Вена. Но интерес к этой теме растет, и свидетельство тому – семинары, конференции по этой тематике. Например, в конце прошлого года в Москве прошел Третий международный форум «Умный город будущего». Как показывает практика, быстрее умнеют богатые города. Так что неудивительно, что наша Москва попала-таки по итогам одного из рейтингов в  умные города мира, как мегаполис, где активно внедряются IT-технологии.

А что делать таким городам как Магнитогорск, Челябинск, Кострома и тысяче других городов страны?

Оказывается, есть что. Нужно для начала понять, какое преимущество есть у города,  и посоветоваться с населением, как это преимущество использовать на общее благо. У каждого города свой путь, чтобы стать умным.

Например, Магнитогорску всего 85 лет, это крупнейший в мире центр черной металлургии. Он считается не совсем экологически благополучным моногородом, хотя, строго говоря, моногородом  не является. Здесь развиваются, кроме металлургии, и другие виды промышленности. В городе с населением больше 400 тыс. человек три вуза, консерватория, большая прослойка интеллигенции.

– Когда мы пришли к выводу, что надо строить городскую жизнь как-то по-новому, решили обратиться к населению с вопросом, какие преимущества они видят в положении Магнитогорска,  – рассказывает представитель администрации  Яна Коваленко. – И пришли к выводу, что нам надо строить политику по воспитанию гордости за свой город, особенно у молодежи, по привлечению туристов на том, что наше поселение находится на рубеже Европы и Азии, здесь сходятся две части света. Решили разработать бренд города. Символом  выбрали пульсирующее сердце. И теперь сувенирную продукцию охотно покупают и свои жители, и туристы.

А вот администрация и жители пермского города Добрянка решили сыграть на названии города и провозгласили его столицей доброты. Здесь один из главных городских праздников Всемирный день доброты, проводится фестиваль доброты, выпускаются вафли с соответствующим названием, открыта Аллея доброты.

 

 

Будущее… без промышленности?

Надо отметить, что в большинстве своем при обсуждениях будущего городов  речь не идет о промышленности. То есть в городах должна быть развита социальная сфера, благоустройство, созданы рабочие места в сфере торговли, медицины, транспортных услуг и т.д. Но где должна работать основная масса населения? Европа уже расплачивается за то, что многие предприятия были выведены в страны Юго-Восточной Азии, Индию и Китай. Там идет бум экономического развития, и центр тяжести мировой экономики постепенно перемещается туда. В Европе же и США падает уровень технической просвещенности общества, вымирают необходимые рабочие и инженерные профессии. Так называемые развитые страны мира стоят перед дилеммой: с одной стороны, вода и воздух стали чище, идет оздоровление экологии. С другой стороны, начинают проявляться негативные последствия избавления от промышленных предприятий на уровне макроэкономики. США, например, уже начали возвращать некоторые выведенные производства обратно.

В России сейчас много говорится о возрождении промышленности. Одним из магистральных путей в соответствии с законом о промышленной политике является создание индустриальных парков. У этой идеи есть сторонники и противники, но сейчас речь не об ИП, а о том, как будут решаться социальные вопросы сотрудников, которые будут работать в парках, главное, где они будут жить. Если парк создается на месте старого промышленного предприятия, то все проблемы решаются автоматически, поскольку здесь уже существует какое-то поселение. Но если парк создается в чистом поле, километров за 30 от существующего города, то людям приходится ездить на работу на приличные расстояния. Это противоречит сегодняшней тенденции превращение поселений в города коротких расстояний. Люди должны иметь возможность работать, отдыхать, решать социальные проблемы своих семей в разумных пределах городской черты.

*  *  *

По мнению некоторых российских урбанистов, в наших городах первые серьезные программы появятся лет через семь – десять. Нашим городам еще предстоит избавиться от ветхих и аварийных зданий, от асфальта на улицах и заменить его на экологически чистые материалы для мощения улиц, осуществить реформы многих сфер жизни, превращать наши города в безопасные поселения и многое другое.

Но, как, говорится, дорогу осилит идущий.

Надежда ЗИМИНА

Этот материал опубликован в февральском номере журнала «Строительство». Прочитать или скачать весь журнал можно здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо