ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
10 лет саморегулирования: куда привела и куда идет дальше эта дорога?
02.10.2019

10 лет саморегулирования: куда привела и куда идет дальше эта дорога?

В рамках X Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство», которая состоялась 25 сентября в Санкт-Петербурге, прошел круглый стол, посвященный 10-летию системы саморегулирования в строительной отрасли. Участники пытались найти ответ на вопрос: туда ли мы пришли за эти 10 лет?

Нужно сказать, что если мероприятие задумывалось и начиналось как некое благостное подведение красивых итогов, то замысел организаторов явно не удался. И остроту обсуждению придали не только представители СРО, находящиеся в зале, но и сами выступающие.

Кадры по-прежнему решают все!

Первая дискуссия возникла уже в ходе выступления вице-президента НОСТРОя, председателя совета по профквалификациям в строительстве Александра Ишина. Он напомнил, что с 1 июля этого года единственным подтверждением квалификации сотрудника является независимая оценка квалификации. В строительстве она пока что добровольная, однако НОСТРОЙ активно обсуждает с Минстроем России идею сделать ее обязательной,  - по крайней мере, вначале для тех организаторов строительства, которые включены в Национальный реестр специалистов. Соответствующие поправки в Градостроительный кодекс уже готовы.

Собственно, такие решение – это итог 10-летней деятельности НОСТРОя на ниве всеобщего повышения профессионального уровня строительной отрасли. Напомним, что в первые годы работы НОСТРОя была введена в действие Единая система аттестации (ЕСА), разработаны тысячи тестовых вопросов, программы обучения и т.д. И в 2012-2013 годах эта система начала активно развиваться. Однако со сменой руководства НОСТРОя, возникновением Академии НОСТРОЙ и прочих побочных организаций ЕСА постепенно была задвинута в сторону, а потом и просто уничтожена. Последние годы деятельности НОСТРОя в части повышения профессионального уровня строителей были направлены на поддержку Совета по профессиональным квалификациям в строительстве, на разработку профессиональных стандартов, коих уже более 70, а также формирование Национального реестра специалистов (НРС). Очевидно, что следующий этап развития НРС  - это подтверждение квалификации включенных в него членов.

Все это и сообщил участникам круглого стола Александр Ишин и немедленно получил в ответ «обратную связь». Представитель одной из уральских СРО потребовала объяснить, будет ли обязательная независимая оценка квалификации платной, и если да, то во что это обойдется компаниям – членам СРО? А.Ишин подтвердил, что платить придется, но стоит это не слишком много, и вводиться обязательная оценка квалификации будет постепенно, без резких шагов. Кроме того, от знаний инженера и организатора строительства зависит не только качество и безопасность стройки, но и жизни строителей и будущих обитателей этих зданий.  Да и в чем проблема для действительно профессионального инженера подтвердить свои знания? В конце концов, самообразование и повышение квалификации никто не отменял.

Позицию Александра Ишина активно поддержал член Совета НОПРИЗа, председатель Комитета по инженерным изысканиям Владимир Пасканный. Довольно резко он заявил, что от ошибки одного неквалифицированного изыскателя может произойти такая авария, что ущерб от нее не покроют все компфонды всех 40 изыскательских СРО. Поэтому затраты на оценку квалификации специалистов помогут работодателям избежать очень серьезных затрат в будущем.

Компфонды не работают, даешь страховку!
Пожалуй, самым ярким стало выступление председателя Совета СРО Союз «МООСС», первого руководителя аппарата Национального объединения строителей Михаила Викторова. Фактически, он поставил вопрос ребром: система саморегулирования и СРО должны соизмерить себя с тем, что происходит в строительной отрасли и найти здесь свое место. А хорошего пока, увы, происходит очень мало: деловая активность падает, строительные компании банкротятся сотнями и уходят с рынка, доходы населения падают шестой год подряд. В самой строительной отрасли наблюдается огосударствление бизнеса, прежде всего, самого крупного. Система СРО не должна быть памятником самой себе и застыть в предписанных ей 10 лет назад рамках. Уже сейчас очевидно, что некоторые основополагающие контуры СРО нужно менять.

10 лет работы СРО показали, что компенсационные фонды не являются эффективным механизмом защиты от рисков. За все время выплат из компенсационных фондов были единицы, а вот в результате банкротства банков и неверных управленческих решений руководства СРО оказались утраченными более 40 млрд рублей строителей, проектировщиков и изыскателей. Реформа компфондов, деление их на КФ возмещения вреда и ответственности по договорным обязательствам также не заставила эти средства работать, тем более, что банковская гарантия закрывает все эти риски. При этом из оборотных средств подрядчиков постоянно выкачиваются все новые и новые средства, а система страхования строительных рисков полностью разрушена. По мнению Михаила Викторова, необходимо вернуть систему страхования в строительство и отказаться от дальнейшего формирования компенсационных фондов СРО.

Следующий момент, который горячо поддержали руководители СРО,  - это возврат к специализации компаний и отраслевому принципу формирования СРО. «Хватит играть с подрядчиком вслепую, когда на торги может выйти любая компания, лишь было записано слово «строительство». Нужно вернуться в той или иной форме к приказу №624, который устанавливал виды работ и позволял СРО контролировать наличие у компаний необходимых специалистов. И специалисты обязаны подтверждать свой профессиональный уровень, поэтому необходимо развитие центров оценки квалификации.

По мнению М.Викторова, НОСТРОЙ в ближайшие три года должен стать действительным флагманом строительной отрасли и реализовать весь свой имеющийся потенциал в нормативной, законодательной и регуляторной сфере.

А подать в СРО субподрядчиков и поправки в 44-ФЗ!

И последний момент, который горячо обсудили участники круглого стола,  - это изменение в системе госзакупок. Федеральный закон 44-ФЗ необходимо менять в части строительных подрядов. СРО не могут отвечать по обязательства своих членов, если они не участвуют в процедуре торгов и не влияют на выбор подрядчиков. А сейчас, по словам Владимира Пасканного, СРО может даже и не знать, в каких торгах участвуют ее члены и могут ли они выполнить те работы, которые заявлены в тендерной документации.

Сюда же можно отнести и проблемы с субподрядчиками, которых сейчас отпустили на «вольные хлеба». Генподрядчик – член СРО, и он несет все обременения, но на строительной площадке работают десятки субподрядчиков, которые не  несут ответственности ни перед кем. По мнению главы СРО «Гильдия строителей Северного Кавказа» Али Шахбанова, субподрядчики должны быть возвращены в систему СРО, иначе ни о каком качестве строительства говорить не приходится.

Можно сказать, что круглый стол по саморегулированию подтвердил, что система СРО нуждается в серьезном анализе и продуманной реформе. Ошибки необходимо исправлять, а не замалчивать или делать вид, что ничего страшного не произошло. Хуже, если через несколько лет от СРО отмахнутся как от безнадежно обветшавшего механизма, не способного развиваться вместе с отраслью.

Елена Шинкоренко

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо