ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Пока на образование не хватает времени, проблемы стройотрасли будут нарастать
23.10.2019

Пока на образование не хватает времени, проблемы стройотрасли будут нарастать

На октябрьское заседание Президиума Общественного совета Минстроя России было вынесено три вопроса – работа с обращениями граждан, развитие системы профессиональной подготовки кадров и бесхозное похоронное дело. Однако в ходе обсуждения кадровой проблемы стало ясно, что выделенного времени явно мало, и для серьезного разговора смешивать кадры и граждан явно ни к чему. Иначе все, действительно, закончится похоронами.

О том, что ситуация с уровнем квалификации кадров в целом по стране и в строительстве в частности близка к катастрофической, говорит хотя бы тот факт, что 85% трудящихся – это средне- и низкоквалифицированные работники, а 35% заняты низкооплачиваемым трудом. «Благодаря» этому Россия находится на 89 месте в мире по доступности к высококвалифицированным кадрам.

В ближайшие годы ситуация в строительстве должна резко измениться  - после реализации Стратегии развития строительной отрасли около 30% всех строительных профессий или радикально поменяются, или вообще исчезнут со стройплощадки. Национальная программа развития профессиональных квалификаций, а затем и независимая оценка квалификации, по идее, должны подтолкнуть строительный комплекс к обновлению кадрового состава. Для этого постоянно создаются и актуализируются профстандарты, ведется мониторинг рынка труда и, что самое главное, начинают меняться программы обучения в вузах и колледжах.

О том, что выпускники приходят на стройки исключительно с теоретическими знаниями, и далеко не всегда свежими, работодатели говорят постоянно. И это подтверждается тестовыми экзаменами по независимой оценке квалификации, которые в порядке эксперимента сдавали выпускники нескольких колледжей и вузов. Только 40% с могли сдать профессиональный экзамен, а остальных 60%, по идее, нужно было отправлять опять учиться.

Нужно сказать, что и работодатели, жалуясь на низкую квалификацию работников,  не особенно интересуются тем, как ее проверить и повысить: только 17% работодателей в строительстве готовы направить своих работников на независимую оценку квалификации, а еще  30% о ней не слышали никогда. Возможно, ситуация изменится, если независимая оценка квалификации в строительстве станет обязательной, но пока это еще только предложения, которые прозвучали со стороны Национального объединения строителей.

Молодым - дорога не на стройку
Развернутую картину с подготовкой инженеров-строителей представил ректор МГСУ Андрей Волков. Предваряя его выступление, председатель Общественного совета Сергей Степашин попросил высказаться коротко, на что Андрей Волков заметил: «Проблемы, которые вы сейчас рассматриваете, возникли потому, что на образование никогда не хватает времени!». И в этом он был абсолютно прав, потому что все кадровые проблемы отрасли закладываются на самом первом этапе обучения будущих инженеров и рабочих. 

Систему высшего образования за последние 15 лет сильно и часто перетряхивали, но логичней и рациональней она от этого не стала. Бюджетные места в вузах, в том числе, в строительных, распределяются случайно, без учета потребности регионов. При этом вся система преподавания в строительных вузах должна измениться, нужно погружать учебный процесс в «цифру», нужно учить студентов тому, что в центре всех современных изменений в городах стоят именно специалисты. Сейчас все наши строительные вузы чрезвычайно далеки от этого.

При этом обеспеченность отрасли специалистами постоянно снижается, в последние годы усилился отток профессионалов, стройке не хватает более 100 тысяч молодых специалистов. Молодежь на стройку по-прежнему не идет! При этом строительные компании, жалуясь на нехватку кадолв, не принимают никакого участия в формировании заказа на молодых специалистов. «Разрыв между образованием и практическими потребностями существует, прежде всего, по вине работодателей», - жестко заявил А.Волков, добавив, что работодателям нужно почаще появляться в вузах, чтобы потом не разочаровываться в студентах. Сейчас же целевого обучения в строительных вузах практически нет, как нет и адекватной системы дополнительного профессионального образования.

Еще одна проблема – это полная неготовность строительной отрасли к массовому приходу на стройки выпускников-бакалавров. Никто так и не понимает до конца их места в строительном процессе и, соответственно, их обязанностей. И это при том, что 75% всех студентов сегодня – это бакалавры, которые через год-два массово будут выпускаться 187 вузами, в которых есть строительные специальности.

По мнению Андрея Волкова, нужна перенастройка всей системы отраслевого образования. Она должна быть интегрирована в реальный сектор экономики, строительных специалистов нужно насыщать цифровыми компетенциями, а престиж строительных профессий нужно поднимать.

При этом доступность высшего образования для будущих строителей падает с каждым годом: сейчас только 51% мест в строительных вузах оплачиваются из бюджета, а в магистратуре по специальности «архитектура» бюджетных мест практически не осталось.

«Кто будет всем этим заниматься?» - недовольно спросил Сергей Степашин ректора МГСУ, добавив, что двадцать лет говорим об одном и том же, и ничего не меняется. Но, возможно, нужно начать с того, чтобы уделить проблеме кадров столько внимания, сколько она требует, и не пытаться соблюдать регламент в ущерб смысловой нагрузке заседаний. А если нужно «пообсуждать» для протокола и в рамках отведенного времени, современных высококвалифицированных кадров на стройке не будет никогда.

Елена Шинкоренко

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо