ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Михаил Викторов: «Многие идеи, которые мы обсуждали на старте, были реализованы»
25.11.2019

Михаил Викторов: «Многие идеи, которые мы обсуждали на старте, были реализованы»

В преддверии мероприятий по празднованию 10-летия Национального объединения строителей и системы саморегулирования в строительстве в целом агентство новостей «Строительный бизнес» обратилось к тем, кто лично формировал эту систему, с просьбой поделиться и воспоминаниями, и мнениями о то, куда система СРО пришла. Сегодня мы предоставляем слово председателю Совета СРО Союз «МООСС», первому руководителю Аппарата НОСТРОЙ Михаилу Викторову:

- Для меня тема саморегулирования началась в 2005 году – тогда в журнале Росстроя вышла одна из первых моих статей, в которой были обозначены основные принципы формирования системы СРО в строительном комплексе. До принятия поправок в Градостроительный кодекс оставалось еще целых четыре года…

На тот момент к саморегулированию относились как к некой европейской теории: да, в Великобритании есть Королевское общество инженеров-строителей, и ему как минимум 200 лет. Да, есть Германия с ее инженерными традициями, но это же Европа! А у нас все решает государство. Поэтому в систему саморегулирования в России мало кто верил, и перед нами стояла очень трудная задача фактически силой убеждения вовлекать в эту тему все большее и большее количество людей и организаций.

Первой на этот путь встала Ассоциация домостроителей Санкт-Петербурга, которую возглавлял Андрей Молчанов, вице-президентом был Максим Соколов, а я – генеральным директором. Мы увидели в саморегулировании возможность развивать строительную отрасль, влиять на нормативную базу, обеспечивать качество, безопасность, объемы и  темпы строительства, и поставили перед собой стратегическую задачу эту тему всячески продвигать.

Следующей федеральной площадкой, которая была вовлечена в тему саморегулирования, стал Российский Союз строителей, куда коллеги меня делегировали для работы на постоянной основе. Должен отметить огромную роль президента РСС Виктора Забелина, который как государственник и министр советской эпохи оценил идеи саморегулирования и активно их продвигал в строительном сообществе. В 2006-2007 годах мы уже перешли к конкретным шагам, постепенно формируя нормативное поле и готовя и РСС, и региональные союзы строителей к переходу на саморегулирование. Мы очень быстро нашли поддержку у коллег в регионах и создали команду, которая, по сути, и занялась формированием базы для перехода стройкомплекса на саморегулирование. Ефим Басин, Любовь Аристова, Иван Дьяков, Али Шахбанов, Максим Федорченко, Михаил Фокин, Алексей Белоусов  и многие другие – это актив Российского Союза строителей, основоположники СРО.  И я всегда чувствовал за плечами эту команду, которая помогала в нашей работе и административно, и юридически.

Дальнейшая история становления СРО всем известна: в 2008 году были приняты соответствующие поправки в 315-ФЗ – это открыло возможность создавать саморегуируемые организации, и в 2009 году создание СРО в системе строительства было поставлено на реальную основу. Были приняты поправки в Градкодекс, которые писала команда Российского Союза строителей. И даже слово «допуск» вписал в закон именно я, потому что тогда еще были допуски Ростехнадзора, и мы старались придерживаться некой преемственности. Более того, преемственность при переходе от государственного управления к саморегулированию была одним из ключевых принципов. Сюда же я отнесу отраслевой принцип формирования СРО и приказ № 624 о видах работ.

Вспоминая все, что было сделано за эти 10 лет, могу сказать, что многие идеи, которые мы обсуждали на старте, были реализованы – пусть и не сразу. Региональный принцип СРО, реестр специалистов, подготовка кадров, помощь малому и среднему бизнесу – все это было заложено в первые годы и теперь воплощается в жизнь. Создание Совета по профквалификациям – это очень мощный и правильный шаг, который усилил влияние самого НОСТРОя, эта тема будет развиваться, а эта работа  - на долгие годы, а то и десятилетия.

На данный момент НОСТРОЙ – это влиятельная и облеченная очень серьезными полномочиями организация. Можно сказать, что НОСТРОЙ стал частью системы государственного управления отраслью, поскольку он принят Правительством и Минстроем России как сильный представитель интересов строительного бизнеса. Однако жизнь не стоит на месте, и Национальному объединению строителей есть, к чему стремиться. Нужно постоянно переосмысливать систему СРО, понимать, что сработало, а что нет, и иметь волю выбрать лучшее, отказавшись от неправильных решений. Главное – идти вперед!

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо