ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Госэкспертиза <br />
переходит <br />
на «цифру»
16.12.2019
Цифровое строительство

Госэкспертиза
переходит
на «цифру»

Государственная экспертиза пробует себя в роли авангарда цифровой трансформации

Прошедшее 28 ноября V всероссийское совещание организаций государственной экспертизы ещё раз показало, что этот важнейший институт строительной отрасли продолжает сохранять за собой роль интеллектуального центра и авангарда цифровой трансформации, демонстрируя всем желающим общее направление движения к созданию цивилизованной информационной среды профессионального взаимодействия между всеми участниками рынка.

Обращает на себя внимание, что положения отправленного на доработку проекта Стратегии-2030, которые касаются экспертизы проектно-сметной документации и результатов инж енерных изысканий, судя по всему, реально уже взяты экспертным сообществом «в работу» и начинают воплощаться в жизнь. Хотя и не так быстро, как хотелось бы.  

Делаются первые шаги в направлении строительного инжиниринга на протяжении всего жизненного цикла объекта капитального строительства – от задания на проектирование до эксплуатации, капитального ремонта и утилизации; нарабатывается опыт проведения экспертизы информационных моделей. Началось движение в сторону создания общей цифровой платформы для всех участников строительного процесса. В Градостроительном кодексе РФ появилось положение о цифровых классификаторах строительных ресурсов,  при активном участии экспертов постепенно продвигается вперёд и реформа системы ценообразования.

Естественно, большое внимание уделяется повышению профессиональной квалификации специалистов в области экспертизы кадров, которые должны быть готовы к работе в новых условиях лучше всех остальных. Да эксперты, в общем-то, и сами не против лишний раз поучиться, узнать мнение авторитетных специалистов о последних изменениях в законодательстве, каким-то образом переосмыслив свою роль в строительных процессах. В ходе совещания начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов провел очень показательный опрос участников.  Ведущие специалисты и руководители региональных экспертиз вошли в свои личные кабинеты через приложения в мобильных электронных устройствах и ответили на вопрос о том, какие из предварительно заявленных тем совещания вызывают у них наибольший интерес. Когда результаты электронного голосования были оперативно выедены на большой экран, оказалось, что изменения в законодательстве занимают первое место. Хотя, казалось бы, кто знает и понимает градостроительное законодательство лучше специалистов экспертизы?!

 

ЦЕНА СОПРОВОЖДЕНИЯ И КВАЛИФИКАЦИЯ ГЛАВНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Принятые за последний год законодательные акты, постановления Правительства и ведомственные приказы на самом деле вводят достаточно большие изменения, которые требуют некоторого дополнительного осмысления. Особенно федеральный закон от 27 июня 2019 г № 151-ФЗ, на котором акцентировали внимание в своих выступлениях Игорь Манылов и заместитель министра строительства и ЖКХ России  Юрий Гордеев.

В результате принятия этого документа в Градкодексе как раз и появилось понятие экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, которое должно стать первым шагом на пути к новому формату экспертизы – строительному инжинирингу.

В целях реализации данного положения разработан проект постановления Правительства РФ, предусматривающий дополнение действующего порядка проведения госэкспертизы проектной документации отдельными правилами осуществления процедур в формате экспертного сопровождения. Устанавливаются сроки такого сопровождения (не более 10 рабочих дней с возможностью продления на 10 рабочих дней в зависимости от объема внесенных изменений).

На данном этапе проектом предлагается годовая плата за экспертное сопровождение в размере 10% от стоимости проведения первичной государственной экспертизы. Однако и Главгосэкспертиза России, и представители профессионального сообщества предлагают  увеличить размер платы до 30% по аналогии со стоимостью проведения повторной государственной экспертизы. Данную тему затронул начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России Вадим Полянский.

Этим же 151-ым законом в Градкодекс внесено важное изменение, которое должно привести к снижению административных барьеров и одновременно повысить персональную ответственность ГИПов и ГАПов. Определены случаи, когда не требуется проведение повторной экспертизы, а заказчик может ограничиться подтверждением соответствия изменений проекта устанавливаемым требованиям от лица, являющегося членом СРО в сфере проектирования. Кроме того, такое подтверждение должно быть утверждено главным инженером проекта, отвечающим за организацию архитектурно-строительного проектирования.  В самое ближайшее время, как было озвучено в ходе совещания, Минстрой России предъявит к этим специалистам дополнительные квалификационные требования, сопоставимые с теми, что предъявляются к специалистам в области экспертизы.

ЧТО ТАКОЕ УМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ

Руководитель Главгосэкспертизы России Игорь Манылов акцентировал внимание на том, что с введением экспертного сопровождения существенно сократятся сроки проведения и объемы работ по экспертизе. В целом, по его оценке, отрасль начинает движение в направлении «умного управления строительством», которое предусматривает создание оптимальных условий в части администрирования, более грамотную состыковку различных строительных процессов , усиление контроля над сроками реализации инвестиционных проектов (что важно в контексте национальных проектов).

 Большое внимание в своем выступлении Игорь Манылов уделил теме создания единой цифровой среды для всех участников строительного процесса. Напомним, что в проекте Стратегии говорится о создании цифровой среды института строительной экспертизы.  Но совершенно очевидно, что задача ставится несколько шире. И государственная экспертиза действительно берет на себя функции лидера цифровизации в строительной отрасли.

 Игорь Манылов сказал, что внутри такой среды должна быть обеспечена работа с информационными моделями, а также с библиотеками, базами данных, классификаторами, реестрами с использованием искусственного интеллекта, цифровых ассистентов эксперта и другими цифровыми инструментами. Планируется, что участниками единой цифровой платформы могут стать такие информационные системы, как ЕГРЗ, ФГИС ЦС, подсистема управления нацпроектами, ИСОГД, ФГИС ЕГРН (Росреестр), ГИСП (Минпромторг), ГИС ТЭК (Минэнерго), ФГИС ТП (Минэкономразвития), КИПС ГБЦГИ (Росгеолфонд), информационные системы Ростехнадзора, Росавтодора, РЖД.

Президент НОПРИЗ Михаил Посохин в своём кратком выступлении отметил расширение технологического арсенала и рост профессиональной квалификации экспертов, а также необходимость активизации совместной работы над вопросами ценообразования и совершенствования документации, которая служит обоснованием инвестиций. В настоящее время рассматриваются возможности оперативного обмена информацией между реестром заключений экспертизы ЕГРЗ и реестрами членов СРО и специалистов по организации работ, которые ведут Национальные объединения, а также с организациями негосударственной экспертизы. Включение этих структур в систему саморегулирования должно этому способствовать, сказал президент НОПРИЗ.   

БИЗНЕС И НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ - ЗА СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ

Большой интерес к возможности создания общей информационной среды, оптимизации процедур и сокращению сроков совершенно естественно проявляет бизнес. Не против и партнёрские организации Главгосэкспертизы – Росприроднадзор и Ростехнадзор.   

Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова отметила, что контролирующие мероприятия в рамках экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также государственной экологической экспертизы пересекаются друг с другом, что создаёт дополнительные трудности для заказчиков строительства. На данном этапе Росприроднадзор действует в направлении  создания прозрачного механизма, который обеспечит благоприятные условия для участников рынка. Также рассматривается возможность объединения информационных систем Главгосэкспертизы и Росприроднадзора. Работа двух органов в одной плоскости на одном информационном продукте в системе практически «одного окна» будет направлена на то, чтобы высокие требования и стандарты экологической безопасности нашли свои отражения в строительных проектах, сказала руководитель ведомства.

Замглавы Ростехнадзора Александр Трембицкий также высказался в пользу развития сотрудничества с Главгосэкспертизой, в том числе и в части развития экспертного сопровождения. Он подчеркнул, что сегодня Главгосэкспертиза России идет впереди большинства других федеральных органов исполнительной власти в части электронного документооборота, а также рассмотрения проектных решений. Впрочем,  никаких тезисов о создании общих информационных систем в его выступлении не было.

Руководитель Мосгосэкспертизы Анна Яковлева рассказала о применяемой в столице практике проведения  предварительной экспертизы в формате оказания консультационных услуг, что позволяет избежать повторных экспертиз и сокращать сроки реализации проектов. Она пояснила, что в рамках предварительной оценки проекта заказчикам предлагаются возможные решения, не только правомерные с точки зрения технических регламентов и норм, но и взвешенные с точки зрения экономики строительства.  Возможность проведения предварительной экспертизы была введена ведомством в 2013 году по просьбам заказчиков и с учетом поручений Правительства Москвы и оказалась на практике одним из самых эффективных и популярных методов коммуникаций заказчика и Мосгосэкспертизы.

Начальник департамента капитального строительства дирекции по закупкам и капитальному строительству ПАО «Газпром нефть» Сергей Гуреев выступил с предложением организовать взаимодействие вертикально-интегрированных нефтяных компаний и госорганов в формате «единого окна».

Схожая позиция содержалась в докладе начальника управления объектов энергетического комплекса и производственного назначения Главгосэкспертизы России Алексея Серебрякова. По его словам, анализ результатов проведенных экспертиз свидетельствует о сохранении тенденции необоснованного разукрупнения больших строек, что приводит к увеличению объемов проектной документации и согласований. В ходе повторных рассмотрений в экспертизе наращивается количество изменений, которые вносятся без учета преемственности принимаемых решений. Что на самом деле оказывает негативное влияние на результат.

Он также отметил масштабы и возрастающую сложность инфраструктурных проектов на территории России, что на самом деле повышает роль технологичного управления потоками информации. Естественно, было бы желательно, чтобы такое управление осуществлялось на отечественном ПО.  «Имеющийся в российских компаниях нефтегазовой отрасли опыт применения систем автоматизированного проектирования, геоинформационных систем, а также систем управления техническим состоянием и целостностью позволяет разработать совместный информационный продукт или платформу, полностью учитывающий жизненный цикл объектов капитального строительства, существенный этап которого - государственная экспертиза», – сказал Алексей Серебряков.

РЕФОРМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В проекте Стратегии развития отрасли обозначено, что к 2030 году будет обеспечена возможность оперативного прогнозирования потребности и стоимости строительных ресурсов, созданы инструменты для принятия эффективных проектных решений с учетом жизненного цикла объекта, внедрена система непрерывного повышения точности определения стоимости строительства на основании массива данных о фактических затратах на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства. При этом в ближайшей перспективе – к 2022 году – планируется обеспечить возможность определения цен ресурсов с применением ресурсной модели в текущем уровне цен, к 2025 году – автоматизировать сбор информации от производителей и торговых домов для определения цен строительных ресурсов, а расчет сметной стоимости выполнять с применением BIM-технологий. Об этом говорил в своём выступлении заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев.

В 2019 году Главгосэкспертизой России сформированы четыре центра компетенции для верификации данных о фактической стоимости строительных ресурсов, представляемых субъектам РФ для перерасчета индексов изменения сметной стоимости строительства. Еще два центра компетенции по мониторингу – в процессе создания. Индексы изменения сметной стоимости, по словам спикера, в настоящее время пересчитаны в 18 субъектах РФ, еще в 14 регионах эта работа будет завершена до конца года.

В качестве первоочередных задач Сергей Лахаев назвал запуск федеральной сметно-нормативной базы (ФСНБ-2020). Обновленная база будет включать более 80% актуализированных норм. Кроме того, будут разработаны и актуализированы 13 методических документов в сфере ценообразования, а также расширена номенклатура индексов изменения сметной стоимости для объектов дорожного строительства, энергетики и нефтяной промышленности.

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И СТАДИЙНОСТЬ

Интересные тенденции в развитии процессов проектирования и экспертной оценки в результате внедрения технологии информационного моделирования (ТИМ) представили директор Санкт-Петербургского Центра государственной экспертизы Ирина Косова и начальник управления информационного обеспечения Санкт-Петербургского Центра государственной экспертизы Алексей Сенин.

По их расчётам, при классическом проектировании стадия разработки проектной документации (стадия «П») занимала 40% времени, стадия рабочей документации («РД») - 60%. Если проектная организация разрабатывает информационную модель здания или сооружения, на проектную стадию следует закладывать около 70% времени. При этом есть возможность увеличить степень проработки модели. Таким образом, по наблюдениям докладчиков, стадия «П» практически становится стадией «РД».

В ходе практики использования технологии информационного моделирования для экспертизы проектных решений на соответствие установленным требованиям оценивается около 300 параметров. При этом оказалось, что в случае обнаружения ошибки хотя бы по одному параметру дальнейшие проверки на соответствие требованиям технических регламентов  невозможны или дают некорректные результаты.

Иными словами, цифровизация в строительной отрасли делает лишь первые шаги. А все рассуждения о том, есть ли пределы у совершенства, можно оставить на будущее. А эксперименты с модернизацией формата взаимодействия между проектировщиками и экспертами в процессе проведения экспертизы, судя по всему, необходимы прежде всего для того, чтобы в начальный период внедрения ТИМ исправлять ошибки поэтапно и на более ранних этапах.

Юрий Васильев

 

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо