ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Как воспитать <br />
грамотного <br />
госзаказчика?
10.03.2015
Бизнес

Как воспитать
грамотного
госзаказчика?

Одна из основных проблем в госзакупках - некомпетентность и даже безграмотность заказчика

Тема, которую я хочу поднять, становится особо актуальной в последнее время. Возможно, она и раньше была проблемной. Но сейчас на нее стали обращать внимание не только общественность и некоторые профессиональные сообщества — она встала в ранг актуальных проблем для государственных структур и даже правоохранительных органов.

 

Приведу наглядный пример -  письмо  на имя прокурора города Уфы от УМВД РФ по городу Уфе о катастрофическом состоянии дороги Уфа-Дема и о том, как эта дорога ремонтируется. В письме совершенно серьезно и правомерно ставится вопрос не просто о ремонте, а  о безопасности жизни и здоровья людей. При этом, если внимательно прочитать письмо, сразу натыкаешься на источник проблемы — на госзакупку услуг по содержанию этой дороги, а вернее, на проблемы при организации процедуры госзакупки. А корень проблем — и я считаю это одной из основных причин всех проблем в госзакупках - это некомпетентность и даже безграмотность заказчика и, в частности, той службы, которая занимается подготовкой и проведением закупки. Если вернуться к истории ремонта уфимской дороги, можно сказать, что любой профильный специалист, найдя эту закупку и проведя анализ, может легко обнаружить ряд несоответствий закупки строительному законодательству.

Очень сложно будет добиться качественного и добросовестного выполнения работ подрядчиком и требовать от него исполнения строительного законодательства в рамках государственных и муниципальных закупок, пока сам заказчик не будет грамотно подходить к любой закупке в строительстве.

И неважно, какого уровня этот заказчик: федеральный, областной, республиканский, муниципальный или же он принадлежит к группе отдельных заказчиков. Но в строительстве существует свое профильное законодательство, при нарушении которого любой поставщик услуг (строительство, ремонт или реконструкция) рискует быть отстраненным от работы в данной отрасли. Это в лучшем случае. В худшем могут быть задействованы другие законы, вплоть до уголовно-процессуальных. Но от чего так происходит? Почему с постоянной периодичностью мы наблюдаем негативные результаты в закупках? Начиная от банкротства строительных предприятий и заканчивая разрушительными последствиями некоторых строительных работ.

В связи с этим хочу поделиться своим наблюдением: мне почему-то при анализе тендерных документов всегда представлялось, что в контрактных службах или отделах по закупке сидят молоденькие девчушки, которые целыми днями пьют чай с печенюшками, из всего закона (№44-ФЗ) запомнили только 5, ну максиму 7 статей, касающихся котировок и электронных аукционов, за изменениями в законе, да и вообще за законами не следят. И каково же было мое удивление, когда я, заходя в некоторые такие кабинеты, обнаруживал, что так оно и есть. С закупками работает очень мало профессионалов.

Но вернемся к нашим кирпичам. На сегодняшний день в строительстве существует множество нормативно-правовых актов, в том числе и в области закупок. Статья 2 Закона №44-ФЗ «О контрактной системе» нам говорит, что сей закон состоит и из других законов, которые как раз и регламентируют основные этапы закупки по ч.1 ст.1 №44-ФЗ, начиная от планирования и включения в инвестиционную программу и заканчивая сдачей объекта. Все эти этапы как раз и регламентирует строительное законодательство, потому как в самом №44-ФЗ таких подробностей нет. При этом существует практика вплоть до судебной и арбитражной, показывающая необходимость применения строительного законодательства в закупках. И что из этого вытекает? А вытекает то, что довольно часто заказчик даже и знать не знает, что существуют регламентирующие документы, которые необходимо знать и использовать при формировании закупки.

Каким же образом донести это знание до заказчика? Ответов много. Уважаемый Президент нашего славного государства прямо сказал о необходимости создания единого технического заказчика. Минстрой России эту идею поддержал и готовит соответствующие документы. Идея хорошая и актуальная. Один только вопрос — время. Единый технический заказчик будет создаваться, как минимум, несколько месяцев, а как работать сейчас? Самый реальный и доступный вариант — это непосредственная и постоянная работа с заказчиком, фактически - воспитание заказчика. Формат разнообразный: индивидуальный контакт, организация консультаций, проведение круглых столов, конференций. Или же решение спорных вопросов через контролирующие органы и арбитражный суд. Это выбирает как сам заказчик, так и поставщики работ.

В декабре 2013 в Уфе состоялась первая в России профессиональная конференция по закупкам в строительстве, организованная под эгидой комитета по конкурентной политике и закупкам в строительстве Национального объединения строителей и одной из СРО Башкирии. Конференция практически взорвала мозг строителям и некоторым заказчикам - подробности можно найти на просторах интернета.

Результатом сего мероприятия было создания при УФАС по Республике Башкортостан экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Совет объединил профильных и профессиональных специалистов как со стороны поставщиков, так и со стороны заказчиков и контролирующих органов. И дело пошло. Не сказать что со стопроцентным результатом, но уже кое-что. Приятно ощущать, что и УФАС по РБ, и Министерство финансов РБ как контролирующие органы уже обращают внимание на то, чтобы профильные закупки шли с соблюдением строительного законодательства, за что им большая благодарность от трезвомыслящих строительных организаций Республики Башкортостан. Радует то, что сей пример заразителен. Вот уже и прокуратура города Уфы так же проявляет активный интерес в данной сфере. Тяжело, но продвигается правое строительное дело.

Народ, в лице строительного сообщества, начал понимать всю актуальность этой темы. Конечно, были большие планы и надежды по организации в 2014 году второй республиканской (а может быть и шире) конференции по закупкам в строительстве, но, к сожалению, сработали субъективные факторы: из-за некоторых людей в штатском конференции не суждено было быть. Хотя народ надеялся и ждал. Теперь понятно, что на индивидуумов старой общественно-политической формации, для которых личное спокойствие выше интересов строительного сообщества, надежды нет и рассчитывать на них нельзя. Но хотя бы не вставляли палки в колеса.

Комитет по конкурентной политике и закупкам в строительстве Национального объединения строителей, под руководством (именно так!) Валерия Павловича Мозолевского на одном из своих заседаний актуализировал тему подготовки кадров в области закупок. Были выстроены основные вопросы и пути их решения, в результате чего были разработаны и утверждены «Методические рекомендации по формированию типовой учебной программы повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в области государственных, муниципальных и коммерческих закупок в строительстве». То есть любое учебное заведение, руководствуясь этими рекомендациями, может создать свою программу, согласовать ее с комитетом и Национальным объединением строителей - и вперед, на освоение рынка повышения квалификации специалистов по закупкам в строительстве. Результатом  такой работы должно стать повышение уровня компетенции как заказчика, так и участника закупки в строительстве. Более того, могу сказать, что уже существуют готовые программы, имеется четыре утвержденные комитетом экспериментальные площадки по обучению этих специалистов, но воз пока и ныне там. Никакой поддержки со стороны Национального объединения строителей, и уж тем более от достопочтенного Совета НОСТРОЙ ожидать не приходится — видимо, там решают более глобальные проблемы.

Еще раз хочу сказать: какие бы мы законы ни разрабатывали и принимали,  как бы мы ни отстаивали свою правоту и интересы, пока сам заказчик не будет с полнотой ответственностью  и правовой компетентностью подходить к теме закупок в строительстве с соблюдением всех норм законодательства, у нас не будет тех положительных результатов, которые ожидает сам заказчик, и которые строительное сообщество сможет выдать для него.

Конечно, в госзакупках есть масса других проблем, и соблюдение заказчиком строительного законодательства — это не панацея от всех бед. Но  я считаю, и многие, возможно, это понимают и поддерживают, что пока мы сами не будем добиваться соблюдения нашего профильного законодательства, используя различные способы и рычаги воздействия на заказчика, в большинстве случаев такие закупки будут иметь негативный результат и печальные последствия.

Виктор ВАСИЛЬЕВ,

член Комитета НОСТРОЙ

по конкурентной политике

и закупкам в строительстве

 

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо