ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестицииФотоВидео
Импортозамещение <br />
начинается <br />
в головах
11.03.2015
Колонка главного редактора

Импортозамещение
начинается
в головах

Похоже, глубокую модернизацию и внедрение инноваций российские чиновники и иже с ними считают уже пройденным этапом, все отчеты по которому составлены как надо и подшиты в соответствующую папку.

Новый «тренд» сезона – импортозамещение, причем под этот термин подтягиваются как реальные схожие по качеству и назначению продукты, так и очередные идеи на уровне лозунгов и красивых отчетов.

Строительству избежать модного тренда точно не удастся, тем более, что федеральный отраслевой министр Михаил Мень намерен лично и жестко контролировать этот процесс. И можно было бы только порадоваться за производителей отечественных стройматериалов, изделий и конструкций, если бы не пара-тройка маленьких, но весьма колючих вопросов.

Первое: есть ли достоверный анализ, основанный на столь же   достоверной статистике, сколько именно, каких и где присутствует импортных строительных материалов, технологий, изделий и конструкций? И почему именно эти материалы и конструкции не производятся в России?

Второе: есть ли в России производства, которые могут немедленно увеличить производство и уже через пару месяцев выпускать не только бОльшие объемы продукции, но продукции принципиально нового качества? Какие именно это производства и что именно они смогут заместить? И сколько и какой импортной продукции не удастся заместить никогда?

Третье: сколько российских предприятий стройиндустрии оборудовано импортными производственными линиями и что делать, если комплектующие и сервис к этому оборудованию остается за гранью импортозамещения? Как скоро остановятся эти предприятия с учетом того, что отечественное строительное машиностроение практически отсутствует?

Четвертое: сколько именно импортной и отечественной строительной техники работает на просторах нашей Родины и как в условиях запрета импортной стройтехники наши ГАЗ, КАМАЗ и УАЗ собираются обеспечивать весьма возросшие требования строителей при том, что сейчас на три ВОЛЬВО или КОМАЦУ приходится одна ЧЕТРА?

И последнее: что станет с качеством и безопасностью строительства, если главным в процессе импортозамещения опять становятся вовремя поданные, но плохо просчитанные планы по отказу от импортной техники или оборудования? Насколько безопасными останутся лифты, в которых сейчас 40% импортного оборудования, а через три года на волне модного тренда должно остаться 10%? Что будет с инженерными системами зданий, особенно в свете опять же продекларированной политики энергосбережения, если там почти все системы управления производятся за рубежом? Что будет с производством большого числа стройматериалов – от герметиков до лакокраски, если они лишатся импортных добавок и красок?

Похоже, что ни на один из этих вопросов ни у кого из тех, кто ратует за импортозамещение в строительстве, ответов получить не удастся. У Минстроя информации нет, как нет и специалистов, способных ее собрать и проанализировать. НОСТРОЙ, хоть и крупнейшее строительное объединение, призванное защищать интересы строителей, такие мелочи в голову не берет вообще. А производителям стройматериалов и строителям опять предлагается выкручиваться за счет внутренних резервов и вечного русского «авось».

Но зато отчеты, надо полагать, скоро пойдут самые победные.

Лариса ПОРШНЕВА

 

Этот материал опубликован в мартовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо