ИнформацияАналитикаПубликацииПроектыЗаконыПерсоныИнвестиции
В России есть и конкуренция, и строительные картели, причем вторые живут лучше
25.12.2019

В России есть и конкуренция, и строительные картели, причем вторые живут лучше

13 декабря в ФАС России состоялась нетворкинг-сессия «В диалоге с регулятором. Верификация информации». Речь опять шла о конкуренции и строительных картелях.

В приветственном слове заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов отметил, что Федеральная антимонопольная служба – ведомство абсолютно открытое. Достоянием СМИ день в день становится любая информация, если она не инсайдерская и не способна нанести ущерб безопасности государства, а также, если это не охраняемая законом тайна.

В своем выступлении начальник Правового управления ФАС Артем Молчанов напомнил, что в следующем году антимонопольным органам исполнится 30 лет, и нужно осмыслить, достиг ли ФАС, как их преемник, желаемых результатов в работе.

Абсолютно очевидно, что становление и развитие рыночной экономики немыслимо без конкуренции. При этом компании могут быть и крупными, и малыми, но для них должны быть обеспечены равные условия работы, а недобросовестные практики пресечены. Если участники сильнее в силу своих экономических возможностей, потому что придумывают новые технологии и товары – это хорошо. Но если сила достигается за счет сговоров, недобросовестной конкуренции, монополизации и из-за препятствия появления новых технологий – это нужно пресекать. Защита конкуренции нужна ради нормальной жизни, о чем говорит весь мир более ста лет. А в отсутствии экономической конкуренции не может быть конкуренции политической – она просто становится не нужна.
Поэтому 21 декабря 2017 г. Президентом России был утвержден Национальный план развития конкуренции. Единственная стратегическая задача нашей страны в экономике – заниматься долгосрочными задачами развития конкуренции. Не понимая этой задачи, можно остаться на задворках мирового опыта, так и не преодолев переходного периода.

За два года для создания равных условий ведения бизнеса и развития конкуренции было сделано немало. Примечательно, что именно в момент проведения мероприятия – 13 декабря - Госдума России в III чтении приняла законопроект о запрете на создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, которые препятствуют развитию конкуренции во всех отраслях деятельности государства. Тем самым у локальных рынков появилась защита от монополизации. А, как известно, деятельность ГУПов и МУПов непрозрачна, что приводило к злоупотреблениям. Всего в России на 1 января 2019 г. было зарегистрировано 16 867 унитарных предприятий, и это на 49% больше по сравнению с данными за 1 января 2013 г. Причем 38% работают в сферах с развитой конкуренцией – сделки с недвижимостью, аренда и торговля. Интересно, что при рассмотрении в первом чтении этого законопроекта было учтено более 50 поправок, а для отклонения – более 70. За последние несколько лет не было ни одного документа, который бы вызвал такое бурное обсуждение.

В Госдуму внесены еще два законопроекта – об антимонопольном комплансе, в ожидании которого рынок буквально бурлит, и о непредоставлении предписаний в отношении органов власти при обжаловании в суде.
Компланс – это правила внутреннего поведения, добросовестности компаний, которые они сами разрабатывают, а ФАС может подсказать, какие практики нужно внедрять. Причем если ФАС их одобрит, компания может спокойно работать на рынке.

На первый взгляд кажется, что вопрос о неприостановлении деятельности предписаний антимонопольного органа – это маленький законопроект, однако, он вызвал много обсуждений. Сегодня, если в отношении органа власти вынесено решение ФАС, то при обращении в суд оно автоматически приостанавливается. В результате дело в судебных инстанциях можно находиться 1,5-2 года. Однако выносимые предписания оспариваются судом всего в 3% случаев, а остальные в конечном итоге признаются законными. Но за это время происходит ограничение конкуренции, чего быть не должно.

Также в Правительство внесены три законопроекта – о реформировании правового регулирования естественных монополий, о госрегулировании цен (тарифов) и о возможности Правительства разрешать использование результатов интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателя.

Картели сдаваться не хотят

Начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев напомнил, что суть любого сговора приводит к увеличению цены на товары. Сговор ради сговора не существует в природе, он всегда ради цены. Причем российским законодательством запрещены и иные антиконкурентные соглашения, которые могут затруднять вход на товарные рынки, создавать определенные барьеры для покупателей или производителей.

Кроме того, в нашей стране есть уникальные запрет, которого нет больше нигде в мире, - антимонопольный запрет на антиконкурентные соглашения органов власти с хозяйствующими субъектами как на товарных рынках, так и с госзаказчиком на торгах. И санкции за нарушение этих запретов серьезные. Если речь идет о сговорах на товарных рынках, то это административные штрафы для юридических лиц, причем  до 15% от выручки на том рынке, где совершено нарушение. Если сговоры совершены на торгах, то штраф доходит до 50% от начальной максимальной цены контракта каждому участнику соглашения, независимо от того, победил ли он на торгах. А если это крупный картель или сговор с органом власти, причинивший существенный вред интересам государства и общества, то речь уже может идти об уголовной ответственности со сроком до 7 лет лишения свободы.

Ежегодно ФАС возбуждает 600-700 антимонопольных дел о различных видах сговоров. Из них больше половины – это дела о картелях, из которых 85-90% или примерно 300-400 дел – картели на торгах. Сумма ежегодно налагаемых административных штрафов доходит до 3-4 млрд руб.

При этом уголовных дел было не так много. Но в 2017 г. Президент России поручил организовать уголовное преследование таких нарушителей, и этой осенью премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил межведомственную программу по выявлению и пресечению картелей и иных антиконкурентных соглашений, которая уже реализуется.
В результате на сегодняшний день уже есть 46 уголовных дел, из них 23 – о картелях, где хозяйствующие субъекты договариваются между собой, 5 из них направлены в суд, и всего по 2 состоялся приговор. Остальные дела – о злоупотреблении различных должностных лиц, которые в сговоре с хозяйствующими субъектами ограничивают конкуренцию. Традиционно большинство дел о картелях относится к строительству.

К примеру, в Каменском районе Ростовской области, где проводились торги на постройку детского сада, глава района дал поручение своим подчиненным отклонить все заявки неугодных компаний с указанием конкретной победившей. Причины отказа были надуманы, а любимая мэром строительная компания без всякого снижения цены выигрывает торги. Следственный комитет возбудил уголовное дело, и, как результат – приговор главе Каменского района о лишении свободы на 1 год и 4 мес.

Не так давно к уголовной ответственности был привлечен мэр Владивостока, осужденный за взятки и злоупотребление полномочий. Но это следствие, а первопричиной стало антиконкурентное соглашение, в которое он вступил с рядом компаний. Благодаря этому только ограниченное количество организаций могло получить подряды мэрии в рамках госзаказа на ремонт дорог и поставку различных компонентов для их строительства. И уже вступив в группу, компании в дальнейшем платили ему взятки.

Следующая история об осужденном за взяткуна 8,5 лет лишения свободы министре дорожного строительства Пермского края. Был создан картель дорожных строителей, который платил министру взятки, чтобы выигрывать на торгах. Приходившие на торги не картельные компании снижали цену контракта, но прикормленный государственный заказчик всегда неугодных убирал. И получается – деньги вроде бы есть, а дорог нет.

Как известно, существует ТОП-20 регионов с самым худшим качеством дорог, а у ФАС есть свой рейтинг с точки зрения картелизации дорожной сферы. И оба эти рейтинга совпадают на 100%. А возглавляет его Челябинск. Интересно, что через 2 дня послевынесения ФАС решения о вине губернатора Челябинской области в сговоре с одной из дорожных строительных компаний, президент России принял решение об его отставке.

А дело было так: в Челябинске дорожно-строительная компания, у которой было всего 6% объемов работ на рынке, договаривается с Губернатором и выигрывает все подряд аукционы, вплоть до укрупнения лотов – объединения всех дорог области в один лот. Через 4 года доля этой компании на рынке дорожно-строительных работ в Челябинске стала 98%. А 2% остались мелким компаниям, которые закатывали асфальт во дворах.

Об отставке губернатора писали все, кому не лень, но о качестве дорог – никто. А оно худшее в стране из-за того, что незачем делать лучше, если никого больше на торгах нет. И ни один человек не задался вопросом, куда делись все остальные дорожные компании области. Все просто – 92% дорожно-строительного бизнеса Челябинского региона обанкротилось. Хотя некоторые счастливчики смогли перебазироваться в Пермский край, выжили и даже выигрывали торги, при том что там есть свои дорожники. И вот оно последствие такого сговора – плохие дороги и убийство бизнеса в огромном регионе.

Не так давно ФАС вынесла решение о том, что губернатор Иркутской области виновен в сговоре с рядом хозяйствующих субъектов, ограничивая конкуренцию при реконструкции Иркутского аэропорта. Он также был отправлен в отставку. И таких дел на рассмотрении ФАС есть еще несколько.

Почему же именно стройка – одна из самых закартелизированных сфер? Факторов много. К образованию картелей приводит жесткое ценовое регулирование – нужно как-то отбивать прибыль, которую компании раньше получали за счет завышения цен. Также влияет и доля государства – например, все дороги строятся по госзаказу, и к государственным деньгам как бабочки на свет летят недобросовестные компании. Кого-то ФАС ловит и отправляет работать в «белую» зону, а кого-то – отбывать реальные сроки лишения свободы.

Поэтому ФАС выступает за проведение электронных торгов, чтобы любое нажатие клавиши фиксировалось в интернет-пространстве, и тогда зачастую никакие оперативно-розыскные мероприятия не будут нужны.

Галина Крупен

Вышел новый номер журнала Строительство!
скачать журнал
нет, спасибо